АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Новосибирская область. В регионе приступили к созданию муниципальных округов

18.04.2024

Новосибирская область. В регионе приступили к созданию муниципальных округов

Карасукский, Маслянинский и Татарский районы станут пилотными при создании в Новосибирской области муниципальных округов с ликвидацией мелких муниципальных образований (МО). Соответствующие поправки в областное законодательство одобрил профильный комитет регионального парламента. Руководители районов уверены, что новая схема организации местной власти усилит ее эффективность, поскольку нынешние сельские и поселковые советы не имеют ресурсов для осуществления полномочий и испытывают кадровый голод. Ряд депутатов заксобрания опасаются, что передача всех управленческих полномочий с мест на уровень районов усилит отток населения из сел и деревень.
Комитет законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению на своем заседании 16 апреля рассмотрел три схожих законопроекта. Они предусматривают объединение всех МО в Карасукском, Маслянинском и Татарском районах с превращением последних в муниципальные округа. Предполагается, что вместо сокращаемых МО на местах будут функционировать территориальные подразделения муниципального округа.
Проекты законов представили спикеры районных парламентов. «Не все наши муниципальные поселения, в первую очередь в силу низкой бюджетной обеспеченности, могли положительно решать возникающие проблемы»,— рассказал о причинах появления инициативы председатель карасукского райсовета Юрий Объедко. Ряд полномочий поселения района уже передали районным властям ранее — в сфере ЖКХ, содержания дорог, культуры и др. «В последнее время очень актуальным стал кадровый вопрос, в особенности в администрациях сельских поселений. Не только в отношении специалистов, бухгалтеров, но и глав сельсоветов. Например, у нас в районе глава одного из сельсоветов проживает в районном центре за 30 км»,— добавил он. 
Спикер маслянинского райсовета Вячеслав Ярманов подчеркнул, что законопроект был подготовлен на основании уже имеющегося в России опыта. В 2020 году в РФ насчитывалось 33 муниципальных округа, а в 2024-м их уже 455 в 43 регионах. «Практика показывает, что на преобразованных территориях более эффективно используются полномочия, возложенные на органы местного самоуправления за счет консолидации финансовых и кадровых ресурсов, исключения дублирующих функций»,— пришли к выводу власти Маслянинского района. Коллега господина Ярманова из Татарского района Вадим Носков сообщил, что при подготовке законопроекта в этом районе его обсудили на 69 сессиях различного уровня. В результате из 218 муниципальных депутатов всех уровней 178 поддержали передачу полномочий и только трое высказались против. 
«Почему мы решили отработать эту историю заблаговременно, не дожидаясь этого закона (федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».— „Ъ“), про который каждый год говорят, что он будет принят? Мы сейчас реально хотим поработать в новом режиме управленческом. И именно поэтому мы выбрали самые оптимальные и эффективные, с нашей точки зрения, команды»,— объяснил депутатам заместитель председателя областного правительства — министр региональной политики Андрей Клюзов. 
Не всем членам парламентского комитета эти аргументы показались убедительными и достаточными. 
«Мы намеренно увеличиваем количество патерналистски настроенного населения, которое не хочет самостоятельно решать свои проблемы, а будет надеяться на государство»,— оценил законопроекты независимый депутат Константин Антонов.
По его мнению, «мы за 30 лет воспитали уже абсолютно обленившееся население», что усугубляется «деградацией управленческих практик» на местах. По прогнозу вице-спикера заксобрания от КПРФ Владимира Карпова, результатом перемен станет отток жителей из населенных пунктов, оставшихся без местной власти, поскольку «жить станет гораздо труднее в самых простых житейских вопросах». 
В защиту законопроектов выступил Александр Щербак (ЛДПР), по мнению которого нынешние районы уже де-факто функционируют в режиме муниципальных округов. Председатель комитета Игорь Умербаев («Единая Россия») обратил внимание на то, что речь идет об инициативе снизу. «Не от хорошей жизни мы на этот шаг идем. Но мы 30 лет пытались развивать местное самоуправление и самосознание людей, но мы за 30 лет не достигли этого»,— признал он. 
В итоге профильный комитет рекомендовал заксобранию принять законопроекты в первом чтении. Поправки в них будут принимать до 8 мая. «Давайте посмотрим систему управления в трех районах, как она себя покажет. Ну и дальше сделаем выводы. Если это будет фатально, неэффективно, кардинально плохо, никто же не говорит, что мы эти 27 законов (число районов области, за исключением пилотных.— „Ъ“) будем в июне принимать и всех гнать»,— сказал о перспективах дальнейшего движения в сторону создания муниципальных округов Андрей Клюзов.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку