АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
Положение
Правление
Новости
Материалы
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Минэкономразвития РФ. Министерство предлагает перенастроить систему финансовой поддержки моногородов, сконцентрировав ее вокруг малого и среднего бизнеса

12.05.2025

Минэкономразвития РФ. Министерство предлагает перенастроить систему финансовой поддержки моногородов, сконцентрировав ее вокруг малого и среднего бизнеса

Министерство подготовило проект постановления правительства, предусматривающий смену оператора программы государственной поддержки моногородов — вместо ВЭБ.РФ эту функцию будет исполнять МСП-банк («дочка» Корпорации развития МСП).
Сейчас в РФ 321 моногород. Речь идет о населенных пунктах, в которых 20% и более занятого населения работает на градообразующем предприятии.
Моногородам оказывается поддержка двумя способами: через установление статуса территории опережающего развития, предусматривающего льготы для инвесторов, а также через льготные кредиты (в частности, под 1% при сумме до 250 млн руб., под 5% — до 1 млрд руб.).
Банку МСП, сообщили в Минэкономики, планируется передать кредитный портфель на сумму примерно 6 млрд руб. В Корпорации МСП отмечают, что МСП-банк является профильным банком развития малого и среднего бизнеса — его портфель структурирован с учетом специфики этого сегмента. Именно поэтому и было принято решение о передаче функций по развитию предпринимательства в моногородах от ВЭБа, который работает с крупными проектами. «Это позволит запустить новые инструменты поддержки МСП в моногородах, в том числе в виде стимулирования льготного кредитования инвестпроектов и предоставления льготных кредитов на пополнение оборотных средств, а также организовать поддержку и развитие действующего бизнеса»,— рассказали в корпорации. В число населенных пунктов, в которых будут реализовываться такие проекты, вошли моногорода с уровнем безработицы вдвое выше среднего по стране (таких, по данным на конец 2024 года, было 30).
Кроме смены оператора проект постановления содержит ряд уточняющих норм.
В частности, устанавливается, что платежи бизнеса по льготным кредитам будут повторно использоваться для предоставления новых займов.
Кроме того, как следует из пояснительной записки к проекту, будет прекращено предоставление такой меры поддержки моногородов, как софинансирование расходов регионов на строительство объектов инфраструктуры. Речь идет о действовавшем безвозвратном выделении ВЭБ.РФ средств на такие объекты в сумме до 750 млн руб. По уже заключенным ВЭБом соглашениям права могут быть переданы Минэкономики — регионы будут нести ответственность за неисполнение их условий перед этим ведомством.
В ВЭБе не стали комментировать предложенные изменения, переадресовав вопросы в Минэкономики. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что правительство фокусирует поддержку на моногородах, в которых уровень безработицы выше средних по РФ значений, чтобы «сконцентрировать ресурсы в точках, требующих повышенного внимания». В ведомстве сообщили, что за время действия программ поддержки моногородам было выделено 38 млрд руб., из которых 14 млрд руб. пришлось на создание инфраструктуры для реализации инвестпроектов, а 24 млрд руб.— на льготные кредиты.
Половина кредитов предоставлена именно МСП — малый бизнес, как отмечают в министерстве, позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда и диверсифицировать экономику моногородов.
Целью же смены оператора в Минэкономики называют расширение помощи моногородам. «У Корпорации МСП есть возможности эффективного комбинирования моногородской поддержки с другими инструментами, в результате чего она станет более адресной». В Корпорации развития МСП добавляют, что в моногородах доля малого и среднего бизнеса, охваченного поддержкой, минимальна — существующие финансовые продукты не учитывают экономику таких территорий и поэтому не всегда могут быть использованы бизнесом.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку