22.08.2023
Красноярск. Руководитель управления информатизации и связи Андрей Карасев рассказал о применении ИИ на уровне муниципалитета
Искусственный интеллект (ИИ), его способности, а также опасности, связанные с применением слишком умных программ, стали в этом году одними из самых обсуждаемых тем. ИТ-продукты уже рисуют картины, пишут тексты, сочиняют немудрёные мелодии, вступают в диалог с людьми, а также помогают представителям самых разных отраслей. Может ли эта технология встать на службу муниципалитета? С этого вопроса «Городские новости» начали разговор с руководителем управления информатизации и связи администрации Красноярска Андреем Карасевым. Андрей Викторович также является почетным членом правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления».
Алгоритмы пишут люди
— Скажу сразу: в настоящий момент происходит подмена понятий. Идёт очеловечивание всего софта (программного обеспечения компьютеров. — Ред.), а также «железа» (приборов и комплектующих. — Ред.). На самом деле мы не можем сегодня всерьёз говорить об искусственном интеллекте, потому что его просто нет! Гораздо корректнее будет термин «машинное обучение». Всё, что связано с ИИ, это не что иное, как применение определённых алгоритмов, которые составляют люди.
Машины не думают, но зато научились набирать знания и использовать их, распознавая определённые образы. Это удобно, это быстро, это всепогодно. Программа не устаёт, не требует перерыва на обед и сон. Однако при всех своих плюсах она не заменит человека.
— Но, согласитесь, машинное обучение — это передовая технология, в определённой степени настоящий прорыв. И если это есть, то почему бы не воспользоваться данными достижениями на уровне муниципалитета? Такое возможно?
— Не только возможно, но уже используется.
— И где именно? В каких сферах?
— Например, в светофорном регулировании. На некоторых дорогах Красноярска уже внедрена и развивается Интеллектуальная транспортная система (ИТС). К ней подключены более 600 городских светофоров и более 700 детекторов транспорта, а также 15 дорожных метеостанций. Специальные датчики передают информацию об интенсивности движения, длине заторов. Система их анализирует и самостоятельно выстраивает режим работы светофоров, стараясь максимально разгрузить улицы с большим трафиком. Такие как, например, Партизана Железняка, Шахтёров, Караульная.
Также мы недавно стали применять интеллектуальные программы в работе службы 005. Когда житель обращается по этому телефону, он называет свой адрес. И не оператор, а именно система ищет в базе данных все сведения по конкретному дому. Если там уже есть информация о какой-то нештатной ситуации, программа её озвучит приятным голосом…
— Но при этом можно всё-таки поговорить с оператором?
— Конечно. Вы можете, как и в банках, попросить дать оператора. И вас соединят. Мы, повторюсь, уверены в том, что человека никакая умная система заменить не может. Однако при этом продолжаем внедрять современные технологии. И в новой цифровой концепции Красноярска выдержан курс на применение новых программ, связанных с машинным обучением.
Нужна стратегия
— Давайте подробнее поговорим об этом самой цифровой концепции. Что это такое?
— Прежде всего хочу сказать, что задачу по развитию цифровизации в Красноярске перед нами ставит глава города Владислав Логинов. И принятие стратегических документов позволяет нам не плыть по течению, а чётко определять приоритеты, не метаться, а поступательно двигаться дальше.
На данный момент у нас действует концепция, которая была создана в 2008 году. Очевидно, что с тех пор произошёл ряд изменений, причём не только в нашей отрасли. Городом была принята стратегия развития Красноярска до 2030 года, и нам необходимо это учитывать.
Поэтому мы создали межведомственную рабочую группу с участием бизнеса, депутатов, экспертов в нашей отрасли, и разработали новую цифровую концепцию. Она уже прошла все согласования и должна быть издана на этой неделе.
— И что нового, согласно этой концепции, нас ждёт?
— То, о чём мы с вами уже говорили: расширение применения технологии машинного обучения. Уже есть идеи новых проектов, например по распознаванию нарушений правил благоустройства на городских автомагистралях, а также рядом с ними, с помощью внешних видеокамер, которыми оснащены автобусы. Это, к слову, разработка наших красноярских специалистов. Приборы, установленные на общественный транспорт, могут находить ямы, мусор на обочинах и так далее. Система на них сможет реагировать и указывать, где именно проблема.
— Сейчас технологии развиваются стремительно. Вот появится в вашей отрасли ещё что-то новое, поинтереснее машинного обучения… А вы что, так и будете работать в рамках своей концепции?
— Этот документ — не догма. Он может и даже должен дополняться, развиваться, переписываться. Так что если случится какой-то технологический прорыв, будем опять всё обновлять.
Однако такой подход не отменяет необходимости составления своей стратегии. Концепция — это базис для появления новых технологий в городе, разработки среднесрочных программ. Видение будущего.
Сейчас, кроме использования программ машинного обучения, в ней прописано применение новых подходов цифровизации Красноярска. В том числе создание целых платформ, которые затрагивают все основные отрасли и упрощают жизнь горожанам.
Без очередей
— О том, что такое цифровизация услуг, упрощающая жизнь, я могу сказать. Например, уже давно плачу за ЖКХ с помощью мобильного приложения. И не нужно никуда ходить, стоять в очередях.
— То, о чём вы говорите, имеет отношение к ещё одному модному современному термину, который сегодня у всех на слуху. Кроме искусственного интеллекта, в фокус общественного обсуждения попала цифровая трансформация. Это такое явление, когда обычный бизнес-процесс переходит в цифровой. И внедрение подобных технологий, в общем-то, является основной миссией нашего управления.
Заниматься данным направлением мы начали около десяти лет назад. Наши специалисты тогда проанализировали весь реестр муниципальных услуг и занялись их переводом в новый формат. При этом сейчас часть из них мы можем назвать электронными, а часть уже цифровыми.
— И какая разница?
— Тут всё просто. Что такое электронные услуги? Это то, про что можно прочитать в электронном виде и даже подать онлайн заявление на получение. Но за конкретным результатом — например, документом, справкой, — необходимо явиться лично. А в случае с цифровыми услугами никуда ходить не нужно. Всё происходит автоматически. И за справкой, которая по большому счёту нужна не самому гражданину, а какому-то учреждению, предприятию, организации, являться ни к чему. Она и так будет отправлена по адресу получателя.
Во всех ведомствах уже существуют базы данных. И человеку достаточно просто подать свой запрос в электронном виде, чтобы все документы были доставлены по адресу в рамках обмена данными.
Простой пример: когда муниципалитет выдаёт пособие семье, в которой ребёнок не посещает детский сад, он не заставляет родителей бегать по инстанциям, собирать справки. Потому что все необходимые сведения о жителях у нас уже есть. Это называется «проактивные услуги».
— На каких ресурсах наши граждане могут получать интерактивные или электронные муниципальные услуги. С чего начать? На какой портал нужно зайти?
— Есть сайт госуслуг, и есть сайт администрации города Красноярска (там имеется отдельный раздел с реестром муниципальных услуг). Это два ресурса, на которых можно официально получить муниципальные услуги. Все остальные порталы могут заниматься, например, разъяснением процедур, обобщением опыта, чем-то ещё. Но их деятельность не имеет юридической значимости.
Кто защитит?
— Слов нет, цифровая трансформация — это очень удобно. Такой подход экономит время, нервы, силы. Но есть и другая сторона медали. Электронные услуги связаны с большим риском утечки информации в руки тех же мошенников. Поэтому вы с одной стороны облегчаете людям жизнь, а с другой… вдруг кто-то вскроет банки данных? Что делается сегодня, чтобы всё было безопасным?
— К сожалению, с момента написания первых кодов программисты сталкиваются с ситуациями несанкционированного копирования. Ни для кого не секрет, что сегодня возможны даже дистанционные взломы системы. То есть не обязательно вставлять в системный блок флешку, чтобы скопировать информацию.
В то же время параллельно с созданием новых технологий разрабатываются методы их защиты, которые постоянно совершенствуются. И мы этим тоже занимаемся. Данную задачу решает специальное подразделение, которое было организовано вместе с созданием управления информатизации и связи. При этом, несмотря на всю нашу открытость, говорить о том, сколько там трудится человек, какие атаки они отражают, как часто пытаются взломать наши ресурсы, ни я, ни мои сотрудники обсуждать не станем. Потому что это тоже часть защиты. Просто знайте, что мы занимаемся этим. К слову, у нас в государстве есть Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), в ведении которой как раз находятся вопросы технической безопасности электронных систем. Разработана вся необходимая нормативная документация, действует система контроля и проверок. Так что этому вопросу уделяется очень серьёзное внимание.
— Сейчас уже поднимается тема небезопасности самих устройств, которые используются в вашей отрасли. Начиная от смартфонов и айфонов.
— И поэтому так остро стоит вопрос импортозамещения. Мы должны уходить от программного обеспечения с иностранным кодом, от импортного «железа». И такие планы есть.
Но всё же основной акцент сместился в сторону социальной инженерии. Злоумышленники пытаются посредством новых технологий воздействовать на людей.
— Думаю, поэтому мы должны ещё раз напомнить нашим читателям: не верьте незнакомцам, которые под видом представителей органов власти или правопорядка звонят или пишут с неожиданными предложениями, какими-то указаниями.
— Совершенно верно. Необходимо соблюдать цифровую гигиену. Сейчас искусственный интеллект позволяет делать такие фейки, что отличить от истины очень непросто. Помните, сейчас злоумышленники предпринимают любые попытки воздействия на человека, чтобы выудить как можно больше информации. Поэтому не позволяйте втянуть себя в разговор, чтобы не стать жертвой.
И ещё один момент. Муниципалитет — это не банк, он не обзванивает граждан, не делает рассылок на мессенджеры по личным номерам.
Мы более консервативная структура, а потому для информирования людей пользуемся традиционными методами: размещаем сообщения в газетах, на официальном сайте или аккаунтах в социальных сетях.
У нас есть такие сервисы, как, например, те же интерактивные реестры или карты. Но мы тоже никому их не навязываем. Человек должен сам открыть ресурс и получить информацию.
Доступны всем
— Хотелось бы обсудить ещё одну очень популярную тему: открытость власти. Ведь наряду с той информацией, которая не должна утекать во Всемирную сеть, есть сведения. Которые, наоборот, должны быть доступны всем.
— Здесь можно говорить о нескольких направлениях работы. В первую очередь упомяну о разделе «Открытые данные», который есть на сайте мэрии. Там мы выкладываем материалы, которые можно использовать в других системах. Особо подчеркну, что это ресурс не для жителей, а для представителей различных информационных платформ. Чтобы объяснить, как это работает, приведу один пример. В канун новогодних праздников к нам с запросом обратились представители «Яндекса» (компания, работающая в отрасли информационных технологий. — Ред.). Им нужна была информация о расположении ледовых городков, катков, хоккейных коробок и других зимних локаций. И мы всё предоставили в их «оболочке» — то есть в том виде, в каком это может прочитать программное обеспечение и разместить в поисковике. Также в машиночитаемом виде мы размещаем сведения о расписании автобусов, о проведении каких-то мероприятий, об ограничении движения и так далее. Это позволяет быстро распространять актуальную для жителей информацию на всех электронных платформах. И это технология открытых данных.
Во-вторых, у нас есть ресурсы, которые позволяют человеку познакомиться с работой администрации города. Например, на сайте мэрии есть раздел «Открытый бюджет». Технологии позволяют нам размещать там информацию прямо из муниципальных баз данных. В итоге красноярцы могут в любой момент получить сведения о том, на что расходуются бюджетные средства. И это тоже открытость.
И в-третьих, у нас на сайте работает виртуальная приёмная: можно туда в любой момент написать и получить ответ. Это одна из древнейших технологий, однако она вполне действенная. Кроме того, и руководители районов, и представители мэрии общаются с жителями в соцсетях. В том числе на прямых линиях. То есть и здесь мы можем говорить об открытости, основанной на технологиях.
— Интересно, а как Красноярск смотрится в этом плане на фоне других городов? Наш уровень цифровизации выше или ниже, чем у тех же сибирских миллионников.
— Смотримся мы достойно. В этом году Красноярск был удостоен пятого места среди городов-миллионников всей страны в конкурсе «Умный город» Минстроя РФ. Мы в этом проекте участвуем не первый год и входили в десятку лидеров, но такого успеха добились впервые.
— А что именно оценивается в ходе этого конкурса?
— Комиссия рассматривает уровень цифровизации сразу по 41 показателю. Причём они берут не наши отчёты, а сами исследуют интернет-пространство, проводят опросы. Всё делается без нашего участия, с акцентом на сферу ЖКХ. И намеченное в новой цифровой концепции развитие технологий даст нам возможность расти и в рамках этого престижного рейтинга. А главное, сделать удобнее жизнь красноярцев.
_____________________
Напомним, что в Красноярске 12-13 октября состоится конференция АСДГ «Актуальные вопросы развития цифровых технологий в муниципальном управлении», где планируется обсудить опыт применения цифровых технологий в отраслях городского хозяйства, вопросы реализации концепции «Цифровой город» в муниципальных образованиях, технико-экономические и организационные аспекты перевода информационной инфраструктуры и муниципальных информационных систем на отечественные программно-технические средства, обеспечение информационной безопасности в органах местного самоуправления и др. Узнать более подробную информацию о конференции, а также подать заявку на участие можно на
сайте конференции.
Секции АСДГ: