30.10.2024
Журнал «Эксперт». Застройщики займутся созданием школ: современные учебные заведения могут стать драйверами развития территорий
В рамках Московского международного салона образования состоялась конференция «Новая роль девелоперских компаний: как современное образование влияет на качество и стиль жизни». Выяснилось, что образование повлияет в первую очередь на цену жилой недвижимости, поскольку строить школы предстоит самим девелоперам, пусть и не полностью за свой счет.
Механика обременения и поддержки
До введения закона о комплексном развитии территорий (КРТ) в конце 2020 г. застройщики были целиком сосредоточены на выполнении своей основной функции — строительстве жилья и коммерческой недвижимости. В проектах КРТ доля жилья может составлять всего 60%, а то и половину всех возводимых объектов, остальное — самые разные виды городской инфраструктуры, и прежде всего социальной. В июле, сразу после отмены льготной ипотеки, в Государственной Думе в первом чтении был принят закон, который напрямую обязывает девелоперов строить школы, детские сады и другие инфраструктурные объекты в рамках КРТ. Соответствующие изменения будут внесены в Градостроительный кодекс РФ.
У крупных компаний: ПИК, MR Group, ГК «А101» — уже сформированы целые подразделения по работе с образовательными объектами. Чтобы построить школу, нужно учесть рекомендации и требования как минимум 10 ГОСТов, 18 сводов правил, 8 санпинов и около 15 снипов. Не менее важно знать о мерах поддержки и софинансирования, например, о госпрограмме РФ «Развитие образования», программах «Стимул» и «Социальные объекты в обмен на налоги» (действует в Ленобласти), о выкупе социального объекта, льготных кредитах и, конечно, о государственно-частном партнерстве. ГЧП и концессионные соглашения и механизмы активно развивает в регионах ВЭБ.РФ и его дочерняя структура, компания ООО «ПроШкола», в портфеле которой уже находится порядка 50 проектов, как реализованных, так и тех, что предстоит реализовать в ближайшем будущем.
Разрабатываются и новые инструменты. Предложенный Фондом «Институт экономики города» инфраструктурный платеж (он добавляется к цене квартиры) может быть направлен как на финансирование государственных программ поддержки, так и прямо на строительство. При ставке 5 тыс. руб. на кв. м в общей площади жилых помещений многоквартирных домов дома в масштабах страны можно будет построить 71,4 школы, при ставке в 10 тыс. руб. — уже 142,9. Потенциальные ежегодные поступления от инфраструктурного платежа могут составить от 27% до 54% совокупных имущественных налогов на территории 17 агломераций.
Педагогика архитектуры
Образовательные подразделения крупных застройщиков ставят перед собой весьма амбициозные задачи. По словам руководителя по развитию образовательной инфраструктуры MR Group Татьяны Параевой, сегодня актуальна концепция Lifelong learning, то есть непрерывного образования на протяжении всей жизни. Это значит, школы в идеале должны быть нацелены не только на детей, но и на другие возрастные группы горожан. Помимо решения образовательных задач, такой прицел позволяет сформировать устойчивые и разнообразные сообщества на территории жилых районов. Правда, стать драйверами развития подобных центров у школ пока что не получается, они в массе своей исключены из городской среды — в силу необходимости соблюдать требования антитеррористической защищенности объектов и территорий Министерства просвещения РФ.
Наиболее распространен акцент на расширении возможностей для дополнительного образования. «Мы совместно с партнерами — школой «Летово» и Детским технопарком МАИ «Территория взлета» разрабатываем уникальные образовательные программы, посвященные профессиям будущего в сферах IT, биотехнологий, — рассказала «Эксперту» руководитель отдела развития образовательного продукта компании ПИК Анжела Елисеева. — Эти программы открываются в школах, предоставляя учащимся доступ к современным технологиям и знаниям.
ПИК за время работы построил порядка 50 образовательных объектов в Москве и Новой Москве. В перспективе на ближайшие годы запланировано еще более 130 объектов. В условиях роста ключевой ставки и, соответственно, ставок по ипотечным программам качественная социальная инфраструктура становится важным конкурентным преимуществом.
Происходит и обратное. Так, группа «Самолет», еще один из лидеров девелоперского рынка, свернула развитие своей образовательной экосистемы «Самолетум», нацеленный на построение модели семейной школы полного дня. «С августа по октябрь в разных регионах России падение спроса на покупку жилья достигло порядка 30% и выше, у кого-то продажи просто поставлены на паузу, — рассказывает основатель и руководитель Школы девелопера, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL Эвелина Ишметова. — Конечно, есть программы поддержки, но застройщикам нужно их внимательно изучать, заранее готовить заявки с определенным набором документов в определенном формате, возможны отказы. Так что сейчас выживут те, кто лучше других сможет во всем этом разобраться». Добавим, что в рейтинге социально-ответственных девелоперов, который будет опубликован в ноябрьском номере журнала «Эксперт», ГК «Самолет» заняла одну из самых высоких позиций.
Показательно, впрочем, что как минимум директора школ за три года взаимодействия с девелоперами успели разобраться во многом, и прежде всего с принципами организации инфраструктуры. «Привычная инфраструктура возвращает учителя к рутинным способам деятельности, — рассказал „Эксперту“ директор школы „Сколка“ Дмитрий Фишбейн. — Если у нас по-прежнему классы от коридора отделяются глухими стенами вместо стеклянных перегородок, то сложно говорить об инновациях. Никто не видит и не знает, что происходит в классе, после того как учитель закрыл за собой дверь. Но если педагога исходно ставить в нестандартные условия, например, провести занятие в атриуме, то появляется шанс на реализацию каких-то новых образовательных идей».
Секции АСДГ: