АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Российская газета. Зачем российские города переходят на долгосрочное регулирование тарифов на тепло

25.10.2024

Российская газета. Зачем российские города переходят на долгосрочное регулирование тарифов на тепло

Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области планирует рассмотреть обращение администрации Екатеринбурга об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения. По закону представительный орган должен дать на это согласие, но окончательное решение примет правительство страны. Речь идет об изменении подхода к формированию тарифов на теплоснабжение: от ежегодного расчета по методу "затраты плюс" город перейдет к долгосрочному регулированию.
Понятие ценовой зоны было внесено в Федеральный закон "О теплоснабжении" еще в июле 2017 года. С тех пор на новую тарифную схему в России перешли 44 муниципальных образования, среди которых и малые населенные пункты, и города-миллионники. В основном они расположены в Центральной России, Сибири и на Дальнем Востоке, в УрФО таких примеров до сих пор нет. Возможно, поэтому в нашем регионе пока мало кто знает, что означает переход в ценовую зону теплоснабжения и для чего он нужен. Как у любого нововведения, у него есть сторонники и противники, плюсы и минусы. Поэтому, вместо того чтобы пугать жителей грядущим "шокирующим ростом цен на отопление", как сделали некоторые местные СМИ, мы решили разобраться в вопросе.

Ориентир на идеал
Не секрет, что около двух десятков лет, начиная с 1990-х, в коммунальную инфраструктуру в России практически ничего не вкладывали. Предсказуемым результатом стали частые аварии, бьющие посреди улицы фонтаны кипятка, перебои с теплоснабжением целых городов, что в условиях нашей зимы критично. Последние 10-15 лет энергокомпании стараются не только латать дыры, но и планово перекладывать наиболее изношенные участки сетей. Однако эксперты отрасли в один голос говорят: сегодняшние темпы замены теплотрасс позволяют в лучшем случае остановить их старение, а на обновление, кардинальное улучшение состояния средств не хватает.
По данным агентства "Консалт Нэкст", сейчас в стране ежегодно обновляется не более одного процента тепловых сетей, тогда как нужно менять 4-6 процентов, а для исправления ситуации необходимо в ближайшие 10 лет вложить в эту сферу более 2,5 триллиона рублей. Но тарифы на теплоснабжение утверждает государственный регулятор (в Свердловской области - Региональная энергетическая комиссия), поэтому привлечь деньги со стороны не получается: любой инвестор хотел бы отбить свои вложения, причем за конкретный срок.
В такой ситуации и появилась идея ценовых зон - территорий, где тарифы на тепло выводятся из-под жесткого госрегулирования. Подчеркнем, однако: это не значит, что энергетикам разрешат задрать их по своему усмотрению, - регулирующий орган устанавливает предельный (максимальный) уровень.
Важно, что эта цифра не зависит от затрат теплоснабжающих организаций, а привязана к расчетному показателю - цене гигакалории от некоего условного теплоисточника, образцовой современной котельной. Стоимость ее продукта и взята в качестве ориентира, поэтому ценовые зоны теплоснабжения также называют моделью альтернативной котельной. Такая цена включает текущие и капитальные затраты, стоимость оборудования, сумму налогов и другие необходимые расходы, а также возврат капитала с доходностью, что делает модель альтернативной котельной привлекательной для инвесторов.

Схема работает
Расчетные цифры, возможно, недостаточно убедительны. Тогда стоит обратиться к реальному опыту городов, которые уже внедрили эту модель.
Первым стал Рубцовск в Алтайском крае. В городе со 123-тысячным населением к 2016 году система теплоснабжения оказалась в удручающем состоянии, и только приход серьезного инвестора, рискнувшего вложить огромные деньги в коммунальную инфраструктуру и восстановление теплоисточников, и внедрение в 2018 году новой тарифной схемы позволили избежать катастрофы.
В дальнейшем в Сибирском округе на модель альтернативной котельной перешли Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Кемерово и ряд малых городов. Так, в Красноярске ее ввели в апреле 2020 года. Сибирская генерирующая компания заявила о намерении до 2032 года вложить в коммунальную сферу 18 миллиардов рублей (по подсчетам энергетиков, при сохранении прежнего тарифного регулирования инвестиции не превысили бы 7 миллиардов), половина этой суммы уже освоена. Темпы перекладки теплосетей значительно выросли: за четыре года приведено в нормативное состояние около 200 километров, в этом году добавится еще 50.
Другой город-миллионник, который одним из первых вошел в ценовую зону, - Самара. Как рассказали "РГ" в пресс-службе городской администрации, "это позволило в разы увеличить объемы перекладок и вести их опережающими темпами". В итоге за четыре последних года заменено 140 километров трубопроводов. При этом Самарский филиал "Т Плюс" использует самые современные материалы и оборудование, что поможет постепенно вывести систему теплоснабжения города на качественно новый уровень.
- Столь масштабных перекладок в Самаре не было уже свыше 30 лет, - отмечают в мэрии. - В рамках проекта с 2020-го по 2034 год общий объем инвестиций составит более 35 миллиардов рублей. Переход на новую модель также повышает качество услуг энергетиков, дает им возможность заниматься планированием на десятилетие вперед, строить работу системно и максимально продуктивно, с пользой для потребителя.

А что думают жители?
- Особых изменений мы пока не почувствовали, не считая тарифов. Да, они выросли, но не так значительно, как опасались, - резкого скачка не произошло. Что успокаивает горожан: с повышением тарифов люди стали получать и больше субсидий, - говорит Виктор Часовских, руководитель центра общественного контроля "ЖКХ Контроль" Самарской области.

Возможность планировать
Не ощутили "шокирующего" скачка цен и жители Перми, где модель альтернативной котельной запустили в начале 2022-го. На самом деле и в городах с традиционным регулированием тарифы повышаются из года в год: это происходит летом, а осенью, получив первую платежку со счетом за отопление, все мы испытываем некоторый шок. Практика показывает: в ценовой зоне наиболее ощутимый рост происходит в первый год, затем ситуация выравнивается. В конце концов, никто не говорит, что тариф для населения должен сравняться с ценой "идеальной" котельной одномоментно: ценообразование регулируется соглашением ТСО с местной администрацией, которое может предусматривать постепенное повышение в течение 5-10 лет. А дальше, как утверждают отраслевые эксперты, рост вообще должен остановиться либо не превышать индекс инфляции - это ведь долгосрочное регулирование.
Кстати, не многие екатеринбуржцы знают, что сейчас в городе действует с десяток тарифов, существенно отличающихся друг от друга. И тепло в вашем доме от старенькой ведомственной котельной может быть чуть ли не вдвое дороже, чем в многоэтажке через дорогу, которую отапливает, например, Академическая ТЭЦ. Так вот, при переходе в ценовую зону теплоснабжения тариф в границах города становится единым.
- Метод альтернативной котельной позволяет одновременно привлечь инвестиции в модернизацию и застраховать потребителей от резкого роста сумм в платежных квитанциях, так как стоимость тепловой энергии будет установлена на несколько лет вперед. Модернизация инфраструктуры приведет к снижению риска аварий и перебоев. Замена сетей будет вестись в соответствии с инвестпрограммой, согласованной с администрацией города. Жители и администрация станут четко понимать, что будет происходить с сетями в ближайшие несколько лет. Плюс метод предполагает введение усиленного контроля за действиями ресурсоснабжающей организации, - резюмирует Вадим Уланов, генеральный директор компании "Теплопрогресс", осуществляющей теплоснабжение Среднеуральска, где также есть планы перехода на новую схему тарифообразования.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку