АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Адвокатская газета. Строительство под вопросом…Если проектная документация противоречит генплану города

04.09.2024

Адвокатская газета. Строительство под вопросом…Если проектная документация противоречит генплану города

Верховный Суд опубликовал Определение от 17 июня 2024 г. № 304-ЭС24-4763 по делу № А45-6000/2023, в котором указал нижестоящим инстанциям, что они не дали правовой оценки противоречию градостроительного плана земельного участка генплану города и не учли требования ГрК РФ.
Представляется, что данное дело, в котором девелоперу было отказано в строительстве многоквартирных жилых домов при имеющемся градостроительном плане земельного участка (далее – ГПЗУ), может задать иное направление развития судебной практики.
С одной стороны, иерархия градостроительной документации является очевидной и закреплена в ГрК. Градостроительная «матрешка» (Генплан – Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) – проект планировки территории – вид разрешенного использования участка) и правило об обязательном соответствии нижестоящих регламентов вышестоящему документу являются императивом, на основании которого обеспечивается устойчивое развитие территории.
С другой стороны – не стоит нивелировать значение ГПЗУ как документа, определяющего возможные параметры строительства объекта. Градостроительный план выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капстроительства в границах участка.
Статья 51 ГРК предусматривает право уполномоченного органа на отказ в выдаче разрешения на строительство (далее – РНС) исключительно в случае несоответствия представленной документации требованиям, установленным на дату выдачи ГПЗУ, а также разрешенному использованию участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения. Иные несоответствия не должны препятствовать осуществлению строительства и выдаче соответствующего разрешения.
При этом градостроительные регламенты, установленные для функциональной зоны по Генплану, не являются ограничениями, указанными ст. 51 ГРК. Так, согласно позиции, изложенной в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам ВС от 12 августа 2020 г. № 18-КАД20-10-К4, несоответствие документов, представленных для получения разрешения на строительство, генеральному плану не является основанием для отказа в выдаче разрешения: генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим принципиальное направление развития территории муниципального образования, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом утверждение границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Таким образом, положения генерального плана к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий по реализации документов территориального планирования.
На возможность несоответствия параметров строительства, отраженных в выданном РНС, функциональным зонам, установленным в Генплане, указал Верховный Суд и в Кассационном определении от 22 марта 2023 г. № 18-КАД22-72-К4. При рассмотрении спора приоритет был отдан виду разрешенного использования участка, который был установлен задолго до принятия Генплана и ПЗЗ.
Аналогичную позицию занимает ВС и в случае несоответствия проектной документации, подготовленной на основании ГПЗУ, правилам землепользования и застройки, полагая, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство в данном случае отсутствуют (Определение от 17 мая 2023 г. № 303-ЭС23-6166 по делу № А51-9927/2022): ПЗЗ входит в число источников информации для подготовки ГПЗУ. Таким образом, именно ГПЗУ определяет возможность строительства того или иного объекта недвижимости на конкретном земельном участке в соответствии с действующими документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Несоответствие приложенного к заявлению ГПЗУ правилам землепользования и застройки в перечень оснований отказа, предусмотренных ст. 51 ГРК РФ, не включено.
Несколько сложнее обстоят дела с выдачей разрешений на строительство при несоответствии проектной документации, подготовленной на основании ГПЗУ, документации по планировке территории.
В судебной практике наблюдается неоднозначность позиций, что делает текущее состояние девелоперского рынка все более непредсказуемым, ведет к удорожанию строительства и порождает дополнительные риски.
Так, суды кассационных инстанций встали на сторону застройщика в спорах с уполномоченными органами, указав, что ГПЗУ и вид разрешенного использования спорных участков допускают возможность строительства запроектированных застройщиком объектов
В рамках противоположной судебной практики суд отдал предпочтение документации по планировке территории как «документу, устанавливающему параметры строительства и конкретизирующему порядок застройки земельного участка». Согласно позиции суда «проект планировки территории является безусловным градостроительным ограничением, обязательным к исполнению при проектировании ОКС. Следовательно, несоответствие объекта, предполагаемого к строительству, таким требованиям является основанием для отказа в выдаче РНС, предусмотренного ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Таким образом, изложенная в Определении ВС № 304-ЭС24-4763 позиция, в которой ВС, обосновывая правомерность доводов уполномоченного органа в пользу отказа в выдаче разрешения на строительство, указал на несоответствие проектной документации застройщика виду разрешенного строительства участка (при этом одностороннее изменение Росреестром указанного вида разрешенного строительства признано в рамках иного судебного спора незаконным), представляется неоднозначной. Также считаю спорным и довод Суда о том, что в качестве ограничения необходимо рассматривать планируемое включение участка в состав особо охраняемой природной территории, поскольку на момент обращения застройщика за получением разрешения на строительство соответствующего решения уполномоченного органа о создании особо охраняемой территории в надлежащей процедуре принято не было.

Источник: сайт https://www.advgazeta.ru/


Секции АСДГ: 

Возврат к списку