АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальный спорт и физическая культура

Мирнинский район. Законодательные инициативы выходят на региональный и федеральный уровни

23.04.2025

Мирнинский район. Законодательные инициативы выходят на региональный и федеральный уровни

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) состоялось рабочее совещание комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации. Народные депутаты под руководством председателя комитета Юрия Николаева рассмотрели важные законодательные инициативы, с которыми вышел на парламент Мирнинский район. От муниципального района в работе совещания принял участие заместитель Главы Администрации по экономике и финансам Георгий Башарин.
- Законодательная база местного самоуправления - отметил Г.К. Башарин– пребывает в режиме постоянного изменения. И мы должны понимать, что это не только основной закон о местном самоуправлении - №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Направления деятельности по исполнению полномочий местного уровня власти регулируют Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Градостроительный и другие кодексы РФ, целый комплекс законов и подзаконных актов. На прошедшем совещании в парламенте Якутии были рассмотрены законодательные инициативы Мирнинского района. И, мы надеемся, что при поддержке Ил Тумэн мы сможем продвинуть решения по актуальным для нашего и других муниципальных образований вопросам.

А теперь рассмотрим по порядку все три законодательные инициативы.
1. Об изменениях норматива распределения по уровням бюджетов от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2026 года.
Федеральным законом от 26 декабря 2024 внесены изменения в Бюджетный Кодекс РФ, вступающие в силу с 01.01.2026 года. Эти изменения касаются отмены норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских округов по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 60 процентов (статья 62 БК РФ) и увеличения норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ с 40 до 100 процентов (статья 57 БК РФ).
При этом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы государственной власти субъектов имеют право установить дифференцированные или единые нормативы отчислений в местные бюджеты от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Размеры указанных нормативов отчислений устанавливаются законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. То есть, в нашем случае, эти нормативы могут быть установлены законом РС (Я) о государственном бюджете.
Для бюджета Мирнинского района - это очень важная составляющая. На территории нашего района в последние годы наряду с алмазодобывающей быстрыми темпами развиваются нефтяная и газовая отрасли. Промышленное освоение ресурсов неизбежно отражается на состоянии природной среды. Происходят неизбежные процессы в животном и растительном мире. Это может обернуться необратимыми изменениями экологической составляющей территории. Кроме того, такие процессы, безусловно, имеют влияние на экологию и здоровье граждан. Именно поэтому действующее законодательство определило факторами влияния промышленности на окружающую среду - загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха и почв.
Можно констатировать, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) по своей сути является компенсационной выплатой за нанесённое техногенное воздействие на экологию и окружающую среду. И средства от этой платы должны идти на финансирование мероприятий именно на этой территории, где действуют промышленные предприятия. Для муниципалитетов это возможность ликвидировать несанкционированные свалки, рекультивировать полигоны ТКО, проводить другие мероприятия, направленные на защиту экологии.
Позиция органов местного самоуправления Мирнинского района состоит в том, что средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду должны поступать именно в местные бюджеты муниципальных районов, городских округов, на территории которых ведется деятельность промышленных предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, и как следствие, оказывающих воздействие на окружающую среду.
- Мы считаем, - сказал Башарин Г.К., - что единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от платы за негативное воздействие на окружающую среду позволят органам МСУ продолжить работу по качественному администрированию, систематизации работы облагаемой налоговой базы. Это, в свою очередь, может увеличить поступления как в государственный, так и в местные бюджеты. В целом это послужит большему удовлетворению запросов населения, рассчитывающего на справедливое распределение неналоговых платежей. И дальнейшее их направление на возмещение негативного влияния на экологию территорий в зоне непосредственного действия добывающих предприятий.
-Если говорить об итогах рассмотрения нашей законодательной инициативы, - отметил в завершение первой темы Георгий Карлович, - помимо того, что нас услышали в бюджетном комитете Государственного Собрания РС (Я), Министр финансов Республики предварительно поддержал данную инициативу. Рекомендовано до 1 июня проработать вопрос в профильных министерствах и ведомствах республики.
Добавлю, что вопрос продвижения законодательных инициатив в организационном плане достаточно непростой. Предстоит большая работа. В конкретном случае, с учетом вступления в силу изменений по НВОС в Бюджетный Кодекс РФ с 01.01.2026 года, необходимо ускорить продвижение вопроса. Администрация Мирнинского района отрабатывает законодательную инициативу не только с республиканскими органами власти. Так, в адрес Президента Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Болотова Р.Н., Председателя Правления Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, депутата ГД РФ Веллера А.Б. направлены обращения о необходимости рассмотрения данного вопроса с учетом его актуальности для других муниципальных образований России. По предложению Президента АСДГ Болотова Р.Н. вопрос включен в повестку очередного ежегодного XLII (42-го) Общего собрания Ассоциации, которое состоится 5 июня 2025г. в г. Новосибирске. С информацией по вопросу выступит Глава Мирнинского района Басыров А.В.

2. Вопрос «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» является не менее актуальным для пополнения бюджета Мирнинского района.
Как рассказал Башарин Г.К., в 2024 году была завершена процедура реорганизации крупной финансовой организации - налогоплательщика Республики Саха (Якутия) АО «НПФ «Алмазная осень» в форме присоединения к АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления». Фонд стал правопреемником АО «НПФ Алмазная осень» и налоговым агентом по НДФЛ с выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам долгосрочных сбережений с физическими лицами и организациями по месту учета головного офиса АО НПФ «ГАЗФОНД» в г. Москва.
Таким образом, сумма уплаченного налога НДФЛ в бюджет г. Москва, не поступившая в консолидированный бюджет РС (Я) с основного объёма выплат негосударственных пенсий (более 2,2 млрд руб.), составляет около 286 млн руб. в год, в том числе:
государственный бюджет PC (Я): 186 млн руб. (по нормативу отчислений 65%);
бюджет МР «Мирнинский район» PC (Я): 71 млн руб. (по нормативу отчислений 25 %);
бюджет МО «Город Мирный»: 29 млн руб. (по нормативу отчислений 10%).
Законодательная инициатива Мирнинского района заключается в необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Предлагается распространить положение абзаца седьмого пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса на договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры долгосрочных сбережений. Речь идет о закреплении нормы о перечислении НДФЛ с сумм пенсий физических лиц, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (договорам долгосрочных сбережений), по месту нахождения обособленного подразделения в г. Мирный (по месту осуществления выплат).
Итогом обсуждения законодательной инициативы по внесению изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса РФ стало создание рабочей группы с участием представителей Министерства финансов РС (Я), Управления ФНС России по РС (Я) и Мирнинского района, в том числе города Мирный. Предстоит большая работа на уровне Федерального Собрания РФ.

3. Инициатива по внесению изменений в закон РС (Я) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я)».
Основной проблемой всех муниципальных образований РФ является недостаточность собственной доходной базы для исполнения возложенных действующим законодательством полномочий. При этом, последние годы существует тенденция постоянного роста новых полномочий и обязательств муниципалитетов, при сокращении собственной доходной базы.
- НДФЛ является основным, стабильно поступающим видом собственных доходов местных бюджетов (в среднем удельный вес около 70 % от общего объёма собственных доходов). Федеральными законами Nº 176-Ф3 и Nº 177-Ф3 внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ в части введения 5-ступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан и установления дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от НДФЛ, которые существенно ниже для местных бюджетов, по сравнению с действовавшими до 01.01.2025 год, - подчеркнул Георгий Карлович.
Отмечу, законом Республики Саха (Якутия) от 16.12.2024 2780-3 Nº 229-VII «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» внесены изменения по установлению единых нормативов отчислений в размере 25% в бюджеты муниципальных районов только в части суммы налога относящейся к налоговой базе, не превышающей 2,4 млн руб. по налоговой ставке 13%. По остальной части прогрессивной шкалы, относящейся к налогооблагаемой базе свыше 2,4 млн руб. действуют нормативы отчислений, установленные Бюджетным кодексом РФ (от 2,4 млн руб. до 5 млн руб. - 4%; от 5 млн руб. и до прогрессивной шкалы свыше 50 млн руб. - 3%).
В результате, в местных бюджетах муниципальных образований РС (Я) в 2025 году произойдёт существенное снижение от поступления налога на доходы физических лиц в случае, если субъект РФ не увеличит нормативы отчислений от НДФЛ в местные бюджеты.
Учитывая важность вопроса для местных бюджетов, в целях исключения значительных выпадающих доходов, руководство Мирнинского района считает необходимым урегулировать данный вопрос путём передачи законом РС (Я) дополнительных нормативов от НДФЛ в местные бюджеты. Это позволит более качественно обеспечить исполнение полномочий в соответствии с действующим законодательством. По данному вопросу было направлено коллективное обращение Глав муниципальных районов и городского округа «Город Якутск» в адрес Главы Республики.
- После обсуждения, на совещании было решено подготовить дополнительный анализ о поступлениях НДФЛ по итогам 6 месяцев 2025 года в разрезе муниципальных образований, - сказал в завершение Георгий Карлович. - С учетом этого анализа будут подготовлены предложения по установлению нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от НДФЛ. Также Министерству финансов при разработке проекта закона республики о бюджетном устройстве и бюджетном процессе предложено учесть передачу части норматива отчислений местным бюджетам по специальному налоговому режиму «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
Мы подготовили данный материал накануне Дня местного самоуправления в Российской Федерации, чтобы показать одно из важнейших направлений работы местных органов власти. Работа с бюджетом, его доходами, расходами, контролем исполнения, наравне с подготовкой нормативной правовой базы муниципального образования, является, пожалуй, самым главным направлением в полномочиях местного самоуправления. Ведь слова великого Макиавелли «О чём бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах», никто не отменял. И местное самоуправление должно отстаивать свои права на бюджетную самодостаточность, чтобы качественно реализовывать свои полномочия согласно федеральному законодательству.

Гульсум Бейсембаева,
к.с.н., советник Главы района

Источник: https://www.алмазный-край.рф/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку