АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальный спорт и физическая культура

Минэкономразвития РФ. Проект МЧС «Безопасный город» вызвал сомнения у министерства: реализация проекта потребует чрезмерных расходов местных властей и госструктур на оборудование и расширение каналов связи

07.02.2022

Минэкономразвития РФ. Проект МЧС «Безопасный город» вызвал сомнения у министерства: реализация проекта потребует чрезмерных расходов местных властей и госструктур на оборудование и расширение каналов связи

В Минэкономики раскритиковали законопроект МЧС о запуске в России АПК «Безопасный город», который должен объединить все городские и коммерческие системы безопасности страны на одной государственной платформе. Там полагают, что реализация проекта потребует чрезмерных расходов местных властей и госструктур на оборудование и расширение каналов связи, а бизнесу грозит риском утечек данных. Но разработчики платформы настаивают, что запуск системы необходим МЧС для ускорения реагирования на чрезвычайные ситуации.
“Ъ” ознакомился с отзывом Минэкономики от 21 декабря 2021 года на законопроект о системе «Безопасный город», который в сентябре подготовило МЧС. В отзыве перечисляется целый ряд недоработок и слабых сторон как самого документа, так и проекта в случае его реализации. В Минэкономики “Ъ” пояснили, что «проводят консультации с МЧС», а в последнем утверждают, что отзыв «официально не поступал».
Законопроект предполагает, что власти регионов будут обязаны запускать системы городской безопасности и подключать их к аппаратно-программному комплексу (АПК) «Безопасный город». Сейчас они это делают по желанию. Инициатива также предполагает учреждение публично-правовой компании (ППК) «Безопасный город», которая выступит центром контроля по проекту. АПК должен объединить городские и частные системы безопасности (распознавание лиц, камеры анализа трафика на дорогах, датчики дыма). Запуск системы призван снизить число чрезвычайных ситуаций и количество погибших в них людей на 25% к 2030 году, а также сократить ежегодный ущерб от ЧС на 10 млрд руб., следует из документа. Реализация проекта АПК, по оценке МЧС, может обойтись бюджету в 97 млрд руб. (см. “Ъ” от 17 июля 2020 года 7).

В отзыве Минэкономики говорится, что в случае вступления закона в силу затраты частных предприятий на его исполнение могут быть «весьма существенными».

Так, при условии наличия готовой сети передачи данных расчетный объем затрат ОАО РЖД на приобретение оборудования для подключения системы видеонаблюдения одного железнодорожного вокзала к внешнему ресурсу накопления и обработки информации в 2021 году составил не менее 2,5 млн руб., а стоимость аренды канала связи для вокзала, расположенного в городе,— 1,1 млн руб. Таким образом, совокупные затраты на подключение 890 вокзалов, состоящих на балансе ОАО РЖД, к подготовленным сетям связи могут составить более 2,2 млрд руб. единовременно и порядка 1 млрд руб. ежегодно на оплату арендованных каналов связи. В ОАО РЖД не ответили на запрос “Ъ”.
Значительными могут оказаться и затраты регионов. В Минэкономики приводят в качестве примера оценку по Тульской области — 1,3 млрд руб., не предусмотренных местным бюджетом. В правительстве области “Ъ” уточнили, что развивают сегменты АПК, и направили Минэкономики предложение о софинансировании проекта из федерального бюджета.

Кроме того, отмечается в отзыве, в законопроекте не оговариваются пределы доступа оператора системы «Безопасный город» к IT-инфраструктуре частных компаний, что может привести к изъятию коммерчески значимых данных.

Осенью инициативу МЧС уже раскритиковало МВД (см. “Ъ” от 25 ноября).
Генконструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк возражает, что затраты на подключение компаний и местных органов власти к системе «не стоят космических денег»: «Интеграция различных систем безопасности с единой федеральной платформой позволит быстрее получать информацию о кризисных ситуациях и, следовательно, ускорить их ликвидацию». Сейчас информация, по ее словам, «крайне труднодоступна», что влияет на оценки рисков и планирование ресурсов для реагирования.
Масштаб проекта и разные уровни готовности систем в региональных и муниципальных сегментах — два основных фактора, которые окажут значительное влияние на стоимость интеграции в АПК, считает директор по продуктам и технологиям группы «Т1» Александр Рожков: «Особенно сложным будет присоединение коммерческих систем видеонаблюдения и безопасности». Если государственные системы в каком-то виде регламентированы, поскольку выстраивались в рамках госконтрактов, отмечает эксперт, то в случае коммерческих проектов таких данных может не быть.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку