АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Фонд «Институт экономики города». Эксперты предложили ввести плату для застройщиков на строительство соцобъектов

09.10.2023

Фонд «Институт экономики города». Эксперты предложили ввести плату для застройщиков на строительство соцобъектов

Механизм, который позволит ускорить и упорядочить строительство школ и детсадов в новых микрорайонах, предложил Фонд "Институт экономики города". Эксперты считают, что нужно провести трехлетний эксперимент по введению инфраструктурного сбора (по аналогии с курортным или экологическим сбором) для застройщиков в городах-миллионниках.
Сейчас в России используется несколько механизмов обеспечения новых районов инфраструктурой, рассказала вице-президент фонда Татьяна Полиди. Например, соглашение с застройщиком, которое предполагает строительство соцобъектов и их передачу в публичную собственность или денежный взнос (в частности, в Перми это 3951 рубля за кв.м жилья). Или взимание платы за изменение вида разрешенного использования участка, запрет строительства жилья без соцобъектов в региональном законодательстве (такие законы действуют в Санкт-Петербурге, Перми, Саратовской области).
Однако в федеральном законодательстве эти вопросы урегулированы только для строительства в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ). В то же время, по словам Полиди, в крупнейших городах пока большая часть жилищного строительства все-таки ведется вне КРТ. На практике создание объектов социальной инфраструктуры, в основном, вменяется в обязанность застройщиков зачастую на неформальной основе. В итоге такие затраты распределяются между девелоперами неравномерно, отсутствует возможность оценки объема таких затрат при формировании бизнес-плана проекта. Между тем, такие объекты как, например, школы обслуживают много домов сразу, и необходимо распределять затраты между многими застройщиками.
Инфраструктурный сбор - это разовый платеж, который взимается местными властями при строительстве зданий для обеспечения расходов на новую инфраструктуру.
Разновидности инфраструктурного сбора существуют в ряде других стран. При этом в Австралии, Великобритании и США размер сбора варьируется от 0,6% до 3,1% от средней стоимости строительства 1 кв. м жилья. Тогда как в Канаде он составляет 16,1%, а в Индии - 25,6%.
Эксперты фонда предлагают в рамках эксперимента взимать инфраструктурный сбор в крупнейших городах в течение трех лет. Средства пойдут на строительство, реконструкцию, а также, возможно, благоустройство и ремонт школ и детских садов. Размер этой платы может дифференцироваться в зависимости от наличия свободных мест в уже существующих детских учреждениях и школах.
Потенциальные ежегодные поступления от инфраструктурного сбора могут составить от 27 до 54% от совокупных имущественных налогов в агломерациях, от 95 до 190% объемов финансирования, привлекаемых за счет инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, и от 14 до 29% объема финансирования, привлекаемого регионами за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. За счет поступлений инфраструктурного сбора могут быть построены за один год 71 школа при ставке инфраструктурного сбора в 5 тыс. руб. за кв. м жилья и около 143 школ - при ставке 10 тыс. руб.
Вопрос отставания социальной инфраструктуры от жилищного строительства постоянно обсуждается, отметила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. И как вариант выхода из этой ситуации дисбаланса инфраструктурный сбор вполне приемлем и обсуждаем, однако именно в крупных городах. В городах поменьше не везде есть стабильные и динамично растущие рынки. Там стоило бы продумать какие-то меры поддержки, считает она.
ДОМ.РФ поддерживает введение инфраструктурного сбора, отметил руководитель Аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг. Однако это можно делать в регионах, где стоимость земли позволяет включать эту надбавку. А таких регионов не так много. Замгендиректора Фонда "ДОМ.РФ" Антон Финогенов добавил, что сбор в 10 тысяч рублей за квадратный метр жилья чересчур увеличит стоимость жилья для покупателей. Кроме того, в большинстве городов по демографическим причинам снижается число детей. Поэтому нужно учитывать, что через 5-7 лет такой потребности в детских учреждениях не будет.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку