АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Счетная палата РФ. Определены недостатки системы полномочий в сфере теплоснабжения

28.04.2023

Счетная палата РФ. Определены недостатки системы полномочий в сфере теплоснабжения

Счетная палата проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и выявила ряд недостатков, которые могут снижать эффективность их реализации. Среди них: недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы.
«В настоящее время в сфере теплоснабжения сформировалась сложная иерархическая структура полномочий, в которой задействованы все уровни публичной власти, – сообщила на коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. – Каждый орган власти отвечает за какой-либо отдельный сектор сферы и в части своих полномочий является составным элементом системы управления. При этом федеральный орган исполнительный власти, который координировал бы деятельность всех участников, нормативно не определен».
Так, полномочие по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов закреплено за органами местного самоуправления, а установление тарифов относится к полномочиям федеральных и региональных органов власти. В результате схемы теплоснабжения не увязаны с финансовой частью инвестпроектов, источники финансирования которых зависят от величины тарифа.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений и городских округов. При этом состав мероприятий, направленных на осуществление указанного полномочия, нормативно не определен. Соответственно, нет и единых подходов к его реализации.
Среди других проблем, отмеченных Счетной палатой, – отсутствие агрегированной информации о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, основанной на объективных источниках данных, в том числе автоматизированных средствах контроля. «Используемые данные об износе основных фондов отражают только бухгалтерскую информацию об уровне их амортизации, а не фактическое техническое состояние», – констатировала аудитор.
Отдельное внимание в ходе исследования Счетная палата уделила вопросам тарифного регулирования в сфере теплоснабжения. Так, анализ показал, что существующая практика ежегодного утверждения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги приводит к низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий. «Краткосрочная тарифная политика способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора в части предоставления субсидий из региональных бюджетов ресурсоснабжающим организациям на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным тарифом для населения», – считает Наталья Трунова.
Кроме того, устанавливаемые на федеральном уровне предельные индексы требуют аналитической оценки способности домохозяйств оплачивать жилищно-коммунальные услуги. При этом методика проведения такой оценки отсутствует. «Поэтому одна из наших рекомендаций по итогам анализа связана с разработкой методики оценки способности домохозяйств оплачивать коммунальные услуги, которая должна использоваться в том числе для определения максимально возможных предельных индексов. Нормативное утверждение такой методики позволит иметь объективную информацию о возможности повышения тарифов на коммунальные услуги для населения без серьезных социальных последствий с учетом территориальной специфики регионов и муниципальных образований», – отметила аудитор.
Помимо этого, Счетная палата предложила правительству определить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за координацию деятельности органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, а также рассмотреть вопрос об установлении предельных индексов на долгосрочный период (не менее трех лет) с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребности регионов в развитии и повышении эффективности коммунальной инфраструктуры.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку