АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Газета «Известия». Какие проблемы создают бесхозяйные сети?

04.10.2022

Газета «Известия». Какие проблемы создают бесхозяйные сети?

Проблема с бесхозяйными сетями водоснабжения и водоотведения (ВИВ) в России стоит достаточно остро. С негативными последствиями этого явления сталкиваются граждане, государство и частный бизнес. По оценкам экспертов, совокупная длина бесхозяйных сетей в России составляет порядка 47,8 тыс. км. Одна из основных проблем — путаница с собственниками объектов. Как решаются проблемы с бесхозными сетями — в материале «Известий».

Сколько воды утекло
По всей России остается порядка 10% сетей водоснабжения и водоотведения, которые не взяли в эксплуатацию ни муниципальные унитарные предприятия (МУПы), ни акционерные общества, ни концессионеры, рассказали «Известиям» в ГК «Росводоканал». В их число попадает и наследие 1970-х и 1980-х годов, которое продолжает снабжать население водой, находясь в аварийном состоянии. Значительная часть таких сетей проходит по частным или закрытым территориям режимных учреждений, что сильно усложняет решение ситуации. 
Например, согласно отчетам только за 2021 год протяженность бесхозяйных сетей водоснабжения составила 11,2 тыс. км (2,1% от их общей протяженности), доля бесхозяйных сетей водоотведения — 2,8 тыс. км (1,6%), сообщили «Известиям» в госкорпорации ЖКХ (данные без учета двух столиц). В ходе проведенных инвентаризаций в небольших городах за последние годы выявлены десятки, а в крупных городах даже сотни километров бесхозяйных сетей. Например, в Воронеже бесхозяйные сети водоснабжения и канализации в совокупности насчитывают около 500 объектов общей протяженностью почти 220 км. В Сочи более 200 км трубопроводов и канализационных коллекторов юридически никому не принадлежат. В Москве протяженность учтенных бесхозяйных объектов водоснабжения на территории составляет более 550 км. В Перми зафиксировано 96,2 км бесхозяйных сетей, в том числе водопроводных 57,7 км и сетей канализации 38,5 км. И таких примеров в стране пока, к сожалению, множество.
Как отмечают в ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс», бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:
  • государственных предприятий, преобразованных в 1990-е годы в акционерные общества, которые не внесли в реестры федерального и госимущества и, соответственно, не передали в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства (последние объекты возникают в процессе строительства жилых домов).
Член Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», юрист в сфере ЖКХ Павел Кузнецов замечает, что ситуация с брошенными сетями в РФ очень тяжелая, особенно в регионах. Однако специалист призывает различать бесхозяйные и брошенные сети. Если первые постепенно ставятся на учет органами местного самоуправления, то брошенные — это те, которые никто не обслуживает в принципе.

Какие дела
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) «Известиям» рассказали, что у бесхозяйных сетей сегодня есть две ключевые проблемы: процедура их передачи гарантирующему поставщику и включение в тариф расходов на их ремонт и содержание.
— Процедура передачи бесхозяйного имущества очень длительная, — говорят в РАВВ. — Прежде чем суд признает муниципалитет новым собственником сетей, у предыдущего владельца есть один год на их возврат. Только после истечения этого срока орган местного самоуправления признается полноправным собственником и далее может передать сети ресурсоснабжающей организации. Процесс очень растянут. Во-вторых, после получения на баланс коммунального предприятия сетей тарифный орган должен включить расходы на их содержание и ремонт в тариф.
По факту номинально так и происходит, но на практике этих денег ресурсоснабжающие организации в большинстве случаев никогда не увидят, поясняют в РАВВ.
— Это связано с тем, что ограниченный государством рост тарифов на услуги ЖКХ в 4% не покрывает потребности коммунальных предприятий, — разъясняют в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. — Поэтому включить новые затраты в тариф означает срезать одну из старых статей расходов. В этом смысле бесхозные сети становятся серьезной дополнительной нагрузкой на тариф, который ограничен предельным индексом. В итоге реальные деньги на ремонт и обслуживание вновь полученного имущества так и не доходят до коммунальных предприятий.
Находящаяся на стыке прошлого и настоящего важнейшая проблема водосетей — банкротство предприятий. Невозможность продолжать производственный процесс приводит к вынужденному прекращению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, отмечают в «Росводоканале». Так, трубы или целые станции могут быть заброшены как десятилетия назад, так и совсем недавно, при этом отследить такие инциденты возможно, только если они юридически зарегистрированы.
— Но всё же самая главная причина — безответственность застройщиков и бизнеса, — подчеркивают представители «Росводоканала». — После строительства жилищных объектов, в состав которых обязательно входят сети водоотведения и водоснабжения, застройщики в большинстве случаев юридически их не оформляют и не передают эксплуатирующим организациям; бизнес тоже регулярно забывает регистрировать сети. Также в частном секторе распространена практика постройки сетей в обход установленных технических норм, из-за чего встречаются трубы разного диаметра и материала, что мешает обслуживанию и ремонту.
Как утверждают в «Росводоканале», найти сегодня желающих взять в управление или собственность ветхие бесхозяйные сети очень сложно, так как они требуют значительных инвестиций и вложений. Тем более любая авария может привести к серьезному судебному разбирательству. Во время снегопада или ливней сети могут повреждаться, а учитывая климатические особенности регионов России, последствия могут быть крайне разрушительными.
Нередко бывает и так, что водосеть подключена, но некая компания об этом не знает. Если она официально не зарегистрирована, например, в муниципальной собственности, то бюджет на ее ремонт, обслуживание и модернизацию не закладываются ни в тариф, ни в инвестиционную программу. Из-за неудовлетворительного технического состояния подобных объектов качество подаваемого ресурса падает, а оператор либо несет скрытые потери, либо настаивает на поиске правового решения, чтобы принять в обслуживание такие сети на законных основаниях.
— Добровольно водоснабжающие организации не берутся принимать к себе на баланс бесхозяйные сети, — говорит президент АКОН Никита Чулочников. — Ведь до 80% случаев эти сети будут в неисправном состоянии. Ресурсоснабжающая организация не хочет тратить на них деньги. В бюджете муниципалитета также вряд ли найдутся свободные деньги на обслуживание таких сетей. До потребителя вода доходит с загрязнениями, в том числе из-за отложений в трубах. Многие граждане эту воду употребляют в хозяйстве, хотя она вообще не всегда пригодна для использования. Такое положение наносит серьезный ущерб здоровью населения. Для управляющих компаний и ТСЖ бесхозные сети приносят непоправимые потери, ведь в первую очередь государство, применяя рычаги давления, пытается перевести на них этот «не баланс».
В свою очередь бизнес пытается переложить эти издержки на собственников, указывают в АКОН (Ассоциация компаний обслуживающих недвижимость).
— УК и ТСЖ вынуждают определять балансовую принадлежность сетей в судах, однако они не любят рассказывать об этом публично, — говорит Никита Чулочников. — Судебные разногласия сторон возникают по вопросу разграничения принадлежности и ответственности за эксплуатацию сетей водоснабжения между УК или ТСЖ и ресурсоснабжающим организациями.
По общему правилу граница балансовой принадлежности устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома. При этом граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности. Другие способы определения этих категорий означают незаконное возложение бремени содержания имущества на собственника, отмечают специалисты.
По словам руководителя проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Игоря Колесникова, в отдельных городах или населенных пунктах порой не принимаются действенные меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения. Подтверждением этому служат судебные акты, которые обязывают муниципалитеты оформить брошенные сети в собственность и обеспечить их эксплуатацию.
— Тарифы на водоснабжение и водоотведение, обеспечивающие необходимую валовую выручку от потребителей, не всегда достаточны для обеспечения эксплуатации существующих сетей, — говорит Игорь Колесников, — Вот почему отсутствие источников содержания сетей в необходимом объеме сможет быть причиной низких темпов оформления бесхозяйных объектов.

Как решить запущенную проблему
Решение проблемы требует государственной поддержки. В фокусе должно стать правило — при постройке сетей водоотведения и водоснабжения необходимо заранее определить, кто будет эксплуатировать сеть и при необходимости фиксировать ее передачу, замечают в «Росводоканале». Застройщик может оставить ее у себя либо передать управляющей компании или гарантирующей организации.
Член Экспертного совета по вопросам ЖКХ при ФАС РФ, исполнительный вице-президент ОООР ЖКК Владимир Нефедов видит следующие выходы из ситуации:
  • Следует создавать региональные водоканалы в виде АО.
  • Нужно менять тарифную и бюджетную политику, внося изменения в действующее законодательство.
  • Важно корректировать экономическую политику водоканалов на основе применения новых норм и нормативов труда, которые подлежат разработке.
  • Необходимо создавать условия для закрепления профессиональных кадров, обеспечить нормальную зарплату на основе Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ.
  • Следует вносить изменения в трудовое и иное законодательство по внедрению реальных отраслевых систем социального партнерства в ЖКХ.
«Известия» обратились в Минстрой, но не получили разъяснений, какие шаги предпринимает ведомство для решения проблемы с бесхозяйными сетями.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку