АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

«Строительство». Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка?

«Строительство». Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка? 03.05.2018

«Строительство». Концессии в ЖКХ: универсальный рецепт от всех бед или большая ошибка?

В России любят искать универсальное лекарство от всех болезней. В ЖКХ решил, что это концессии. Вот только вылечат ли они все недуги отрасли?
Наше изношенное ЖКХ требует кардинальных перемен. И они начались. Правительство разработало реформу отрасли, где основный акцент сделан на развитие концессионных отношений. Эта модель работает уже несколько лет и можно подводить промежуточные итоги. Но, как показывает практика, сделать это не так-то просто, так как у власти и общественности по многим вопросам существуют кардинально противоположные мнения.
Концессия наше все. Сегодня износ коммунальной инфраструктуры составляет порядка 60–70%. Но это средние цифры, во многих регионах и городах положение куда драматичней. Если не предпринимать решительных усилий, рано или поздно наступить коллапс системы.
Если есть вызов, то должен быть на него и ответ. Правительство выбрало путь внедрения концессионных соглашений. Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис считает, что концессия – это новый и полезный инструмент привлечения частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство. Как только в стране были внедрены долгосрочные тарифы, возникла экономия от повышения эффективности деятельности компаний – все это способствовало к удвоению темпов роста частных инвестиций в отрасль. Этот процесс не мог состояться без гарантированного внутреннего спроса на услуги ЖКХ.
Запуск механизма концессии в ЖКХ – это новое в истории развития отечественной отрасли. Несмотря на это, по мнению Министерства, процесс в целом развивается весьма успешно. Так, свыше 80% соглашений успешно исполняются. В планах на 2018 год выполнить более 
90% обязательств, взятых на себя концессионерами.
О том, что бизнес поверил в концессию, свидетельствует и то, что банки все активней кредитуют эту сферу. И не только они, одним из ключевых инвесторов в ЖКХ стали негосударственные пенсионные фонды. А это крайне консервативные и осторожные институты.
Для того чтобы концессионный процесс пошел, была выстроена специальная законодательная база. И в первую очередь изменена формула определения тарифа, он стал прогнозируемым на весь срок концессионного соглашения. Согласно закону его нельзя изменять. По мнению Андрея Чибиса, это стало по-настоящему революционным преобразованием отношений сторон-участников концессионного процесса.
Другое важное законодательное изменение — концессионный договор в обязательном порядке подписывает руководитель региона. Это делает соглашение предсказуемым, защищает его от попыток изменить его условия со стороны местной администрации. 
То, что бизнес поверил в концессию, свидетельствует и тот факт, что в не простом 2016 году темпы заключения концессионных соглашений удвоились. И хотя итоги 2017 года окончательно не подведены, но предварительные результаты показывают, что тенденция сохранилась. Инвестиции в ЖКХ превысили 500 млрд руб. Да, признает чиновник, это в лучшем случае половина от того, что нужно, но все равно рост впечатляющий. 
На сегодня заключено 1831 концессионных соглашений в 72 регионах, а общий объем по ним инвестобязательств составил 260 млрд руб. Из них 95% - это деньги частных инвесторов. Такой крен уже дает определенные результаты: в теплоснабжении аварийность снизилась на 47%, а потери сократились на 18%, в водоснабжении аналогичные показатели равняются 21% и 14%. 
На данный момент, по словам А. Чибиса, концессия в ЖКХ является единственной формой ГЧП в России, в которой 95% — это частный капитал. Механизм заработал, что приводит к повышению эффективности работы организаций, снижению аварийности в отрасли.
А впереди, как всегда, у нас еще более крупные задачи. За пять лет увеличить снабжение населения хорошей водой с 60% до 90%; сегодня 15 млн человек, преимущественно в небольших городах потребляют плохую воду.
В стране существует огромная потребность по реконструкции старых и строительство новых очистных сооружений. А во многих поселений их просто нет.
Бессмысленно вкладывать деньги и воспроизводить старую систему коммунального хозяйства. Нужно создавать ЖКХ нового уровня, так называемое «умное» ЖКХ, в котором большинство процессов учета и контроля будут проходить в автоматическом режиме. И все это возможно в первую очередь на основе развития концессионной практики, считают в профильном Министерстве.
Концессия на обочине. Если послушать чиновников Минстроя, то создается впечатление, что наше ЖКХ – это сфера победивших концессионных соглашений. В реальности далеко все не так. По данным генерального директора ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» Бориса Хмельникова, сегодня в концессии находится порядка 5% всех систем водоснабжения. При этом потери воды с ростом числа концессий не стали меньше, а вот аварийность на объектах действительно немного снизилась. Аналогичная ситуация прослеживается в теплоснабжении, где концессиями охвачено всего 4% от всех систем: потери же тепла с ростом числа концессий остается на прежнем уровне, а аварийность сократилась почти в два раза. Таким образом, концессия занимает очень скромную долю в отечественном ЖКХ. А ее эффективность пока совсем не так велика, как заявляют нам с высоких трибун.
По мнению Б. Хмельникова, существуют определенные факторы, сдерживающие развитие института концессии. Это непопулярность убыточных коммунальных комплексов при заключении концессионных соглашений; дополнительные расходы на регистрацию имущества, на обеспечение исполнения обязательств по соглашению, на страхование гражданской ответственности, а также отсутствие требований по периодичности актуализации схем. Все это может привести к неисполнению концессионных соглашений в сфере ЖКХ, считает Б. Хмельников.
Малые города не для концессий? Сегодня концессии развиваются преимущественно в крупных городах. Между тем, как говорит Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, состояние коммунальной сферы в малых городах нередко вызывает ужас. Системы дышат на ладан, нет квалифицированных кадров, качество воды плохое. Нужны серьезные инвестиции, чтобы изменить положение к лучшему.
Но пока до этого далеко. И отчасти потому, что местным властям приходится решать две взаимопротиворечащие друг другу задачи: с одной стороны улучшать качество водоснабжения, с другой – сдерживать рост тарифов. Но добиться того и другого одновременно крайне сложно.
Сложно говорить о передаче ЖКХ концессионерам, если объем необходимых вложений в местное ЖКХ при износе хозяйства от 78 до 90% составляют 100-120 млн рублей, а возможная валовая годовая выручка 8-9 млн руб. Какая тут экономика! 
Когда местным начальникам говоришь, что для улучшения качества коммунального хозяйства нужно повышать тарифы, они проходят в ужас, говорит Е. Довлатова. Хотя на самом деле, речь идет о небольшом их росте. Однако ситуация упирается в политическую плоскость, и это мешает приходу инвесторов.
Помимо этого сегодня на частный бизнес, который бы хотел заняться ЖКХ, навешивают серьезные дополнительные обязательства. Это антитеррористические мероприятия, это оценка запасов подземных вод, строительство защитных зон. Но из каких доходов брать на эти цели средства? Власть ответов на эти вопросы не дает. И при этом никто не освобождает от налогов даже в том случае, если нет прибыли. Без форм государственной поддержки в малых городах частный бизнес в ЖКХ не приживется, уверена Елена Довлатова. И непременное условие: тарифы должны быть экономическими, а не политическими.
Болезни роста. Развитие концессий в ЖКХ – является ли это правильным направлением? Многие факты ставят под сомнение это точку зрения. Заместитель генерального директора Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк приводят такие данные: до 30% концессионных соглашений разрывается. А это свидетельствует о том, что далеко не все они оказываются жизнеспособными. Сегодня по концессионным договорам около 400 судебных споров. Что не удивительно, ведь многие понятия до сих пор непонятны.
К тому же качество реализации большого числа концессионных проектов низкое, существуют большие структурные перекосы в сторону крупных соглашений. Многие из них с самого начала обречены по причине недостоверности данных. Когда концессионер приступает к работе, то сталкивается с тем, что на бумаге одно, а на практике другое. Например, когда он знакомится с реальными схемами водоснабжения, то они зачастую мало имеют общего с тем, что есть в проекте.
Все это приводит к тому, что на сегодняшний день концессионеры – это в основном крупные промышленно-финансовые группы. Но они никогда не пойдут в небольшие города. Это ведет к тому, что реальный круг концессионных соглашений становится узким.
Политика против экономики. Как считают многие эксперты, излишняя сосредоточенность власти на концессионном механизме является ошибкой. Есть и другие способны и возможности налаживать работу коммунального хозяйства. Так, заместитель генерального директора ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики Вероника Межецкая считает, что сегодня немало примеров эффективной работы муниципальных предприятий. И зачастую они незаслуженно третируются и передаются частным инвесторам. Нужны критерии оценки их деятельности, сейчас же их нет. Прежде чем заключать концессионное соглашение, следует сделать комплексный анализ показателей МУПа. И уж после этого принимать решение. А потому курс на их ликвидации не верен. Минстрой планирует отказаться от муниципальных предприятий ЖКХ к 2020 году в пользу концессионных соглашений. Это политическое, а не экономическое решение. 
Не панацея. По данным Гендиректора НП «Индустрия Сервейинг» Юрия Павленкова, на сегодня только 16 концессионных соглашений имеют объем инвестиций свыше 1 млрд руб., 120 – свыше 100 млн, реально же многие такие проекты имеют емкость всего 4-5 млн руб. Понятно, что никой серьезной реконструкции на эти деньги не сделать. Без внедрения альтернативных форм и финансовых механизмов по привлечения средств бизнеса и граждан махину отечественного ЖКХ не перестроить. Вместо этого идет агрессивная агитация за концессии, как едва ли не единственного способа реформы коммунального хозяйства. 
Как говорит в связи с этим председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, концессионные соглашения не являются панацеей в реформировании ЖКХ, необходимо находить и развивать альтернативные формы инвестирования отрасли. Но вот именно этого сегодня и не происходит.


Источник: http://iastr.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку