АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Смоленск. Тонкая грань между туристическим брендом и бредом

02.03.2018

Смоленск. Тонкая грань между туристическим брендом и бредом

В тех случаях, когда речь заходит о создании чего-то принципиально нового для Смоленска и области, в первую очередь на ум приходят хронические оправдания властей — надо быть скромнее в своих желаниях, ведь денег у региона нет. Нет денег на создание новых культурных объектов в том же виде, в котором их описывает принятый проект. Нет денег, чтобы довести до ума уже начатые и поглотившие десятки и сотни миллионов рублей долгостроит. Нет денег ни на что, кроме как худо-бедно оставаться на плаву, подчеркивая звание региона-аутсайдера,средненького (в лучшем случае) во всех рейтингах и по всем показателям.
Однако, у человека, на счету которого больше ста изъезженных вдоль и поперек стран и,соответственно, многие тысячи посещенных городов, есть иное мнение на этот счет. Что и как делать можно и просто необходимо для того, чтобы вдохнуть в Смоленщину вторую жизнь,рассказал в рамках проекта «Мастерская городских инициатив» глава смоленского отделения Русского географического общества Александр Катровский.
«Глупо садиться, сложа руки и принимать факт, что Смоленску нет места во многих инвестиционных проектах сегодня, — начинает свой рассказ А. Петрович. - Очевидно,что крупные денежные средства просто так на голову не падают, а государство предпочитает вкладываться в развитие агломераций и городов-миллионников. Однако, что мы видим сегодня во всем мире — «денежные мешки» стекаются далеко не только и не столько в мегаполисы, а главное богатство XXI века — в креативном классе. Как любит повторять в своих трудах известный психолог, экономист и географ Ричард Флоридер — время, в котором мы живем, уникально. Никто не привязан к конкретному городу. Современной молодежи не интересна собственность, а каждый человек должен попытаться найти город своей мечты и уже там устраивать свою жизнь».
Создать комфортные условия для жизни и работы т.н. креативного класса и подобное начнет стремиться к подобному. Когда ты дизайнер, а твои соседи — современный архитектор, художник, любой интересный человек, тебе будет комфортно работать в этом окружении, делиться идеями, находить единомышленников. Потому так популярно сегодня понятие коворкинга, потому так быстро идут в рост арт-объединения и всевозможные лофт-пространства, открытые для взаимовыгодного сотрудничества людей.
По большому счету, в тезисе «стать городом мечты» и должна заключаться вся стратегия развития нашего региона. В любой сфере. Что это означает на конкретных примерах? Как в компьютерных играх, когда игрок прокачивая своего персонажа, не стремится сделать из него универсального солдата, но развивает его сильные стороны, делая героя непобедимым в своем классе, так же нужно поступать и с городом. Можно сколь угодно долго заимствовать хорошие идеи у других регионов, но даже если они и приживутся у нас, какой резон людям будет переезжать в город, где все заимствованное, а нет своего? Но чем сильны конкретно мы?
«Глубоко копать не нужно, — отвечает А. Катровский, — в гонке промышленной мы безнадежно проиграли. В центральной России мы единственный город, в котором нет своего производства молока (говоря про полный цикл), водки, мясной продукции. Есть предприятия с каким-то одним этапом, но переработку мы потеряли — хорошо, есть Мираторг, но на Смоленщине он только выращивает бычков, а все сливки добавочной стоимости за счет переработки мяса получате Брянщина. Как говорил бывший глава департамента экономического развития Кожевников: „мы в любой момент можем забеременить любым производством, лишь был инвестор“. Но где здесь спецификация? Это не то, чем нужно привлекать и удивлять людей. Наша изюминка — туризм. Тот самый, который душат лень и нежелание что-то интересное делать со стороны чиновников. Но это именно то, чем мы сильны».
Насчет лени — показателен пример Этномира. Тематического парка, расположенного в Калужской области и потребившего за годы своего строительства миллиарды инвестиций (о чем Реадовка уже писала в рамках своего туристического «сериала»). Не многие знают, что изначально Этномир планировался в Смоленской области, но договоренности не были достигнуты и шикарная туристическая зона ушла к соседям. Но мало того, по сей день мы продолжаем терять очки в гонке за привлечение внимания к Смоленщине — сейчас строится вторая очередь парка,посвященная регионам страны и, как отметил А. Катровский , мы — чуть ли не единственная область, до сих пор не заявившая о себе там. Области, края и республики уже вовсю разрабатывают проекты своих площадок-представительств, готовясь получать барыши в виде туристической рекламы, а у нас это попросту никому не нужно.
«Пусть так, идти в соседний огород и там о себе кричать нам рановато, — говорит А. Катровский. — Сперва у себя порядок наведем, а что наводить? Тут поле непаханное. Наша история — Рог Изобилия, из которого только и черпай идеи и есть желающие их воплотить. Но все убивает нежелание договариваться со стороны властей. Евтушенков — самый богатый уроженец Смоленщины, не смог договориться с прошлыми губернаторами по вопросам создания тематического парка. Сейчас вроде бы что-то двигается — я встречался с его представителями,идет речь об открытии в Гагарине «Космослэнда» — развлечения, история, современные технологии на родине первого космонавта — это же великолепно, но все, по-хорошему, должно было быть сделано еще вчера».
По словам географа, несомненным плюсом является наши рекреационные ресурсы — к западу от Москвы находимся мы и Тверская область, именно у нас и в окрестностях Твери проходят границы водоразделов Волги и Днепра, а значит, более благоприятная экологическая обстановка. Смог со стороны столицы к нам сносится куда реже, чем к остальным соседям, верховья рек априори значительно чище их более полноводных километров.
«О многом говорит и тот факт, что бывший министр экономики имел дачу именно в Смоленской области, — улыбается спикер. — Уж у него-то глаз наметан, знает, где лучше. К тому же, холмы — стоит подъехать к Смоленску от М-1, со стороны нефтебазы, открывается ВАУ-вид — весь город с его доминантой — Успенским собором, как на ладони. В Европе очень мало городов может похвастаться таким пейзажем. Но въедьте в города Европы, и «вау» звучит там, а пересеки городскую черту у нас — и вместо «вау» звучит в лучшем случае «неплохо». А это не та оценка, которую нужно давать городу. Боремся за создание бренда — получаем много бреда. Некоторые зоны отдыха даже не нужно окультуривать, о них просто надо рассказывать — сколько раз слышал от гостей из Москвы, как приятно им просто посидеть на берегу озера в Талашкино. Музей им даром не нужен, а вот естественная, без шума и грязи природа — тот ресурс, который ими очень ценится. А мы хотим все в асфальт закатать, срубить и подвести под какие-то непонятные стандарты».
Город с душой, воспевающий свои вечные ценности — вот тот вектор, к которому, по словам А. Катровского, нужно стремиться как можно четче.
«И для этого нам необходим хозяйственный подход, — добавляет он, — либо — тот самый креативный класс, которому не мешают. По первому пункту сейчас не сравнить с тем, что было в 70-х, когда в Смоленске был главным архитектором Саасар. Город преобразился! Я к нему на прием зашел вместе со студентами МГУ, так чиновник без бумажки нам четыре часа вдохновенно рассказывал о будущем древних городов России, их развитии, планах — все это было от души, а не по отчетным документам «во второй вторник месяца». Вышли из кабинета — зависть в возгласах молодежи услышал — ничего себе, смолянам повезло, говорят,когда такой рулевой есть! Хорошо, конечно, что сейчас дается старт второму пути — люди, идеи которых находят реализацию и к мнению которых прислушиваются, вполне могут стать той базой, вокруг коей и будет построен креативный класс нового Смоленска. Будем смотреть, во что выльется, но я верю в лучшее!».

Источник: https://readovka.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку