АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Виктор Кидяев предлагает в законопроекте «О государственном стратегическом планировании» предусмотреть муниципальный блок

07.11.2012

Государственная Дума РФ. Виктор Кидяев предлагает в законопроекте «О государственном стратегическом планировании» предусмотреть муниципальный блок

«В проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании» необходимо проработать муниципальный блок, – считает председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
Существенным недостатком документа является отсутствие правовых основ муниципального стратегического планирования в процессе прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и взаимосвязи между процессами муниципального и государственного стратегического планирования. Вместе с тем комплексное социально-экономическое развитие муниципалитетов невозможно обеспечить без формулировки чётких стратегических целей и задач такого развития, без расстановки приоритетов, без определения системных, взаимоувязанных механизмов и мер их реализации. Необходимо понимать, что эффективному развитию территорий препятствует не только недостаточность финансовых, материальных и кадровых ресурсов у большинства муниципальных образований, но и отсутствие на федеральном уровне чёткой правовой и методологической базы для этого, а также механизмов стимулирования органов местного самоуправления к применению программных методов в сфере муниципального управления и бюджетного планирования.
В нашему базовом 131-м Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены понятия программы и плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования, но их конкретных трактовок и расшифровок нет.
Принятие и организация выполнения этих планов и программ, согласно 131-му Федеральному закону, относятся к полномочиям местных властей. В частности, принятие планов и программ развития муниципального образования, равно как и утверждение отчётов об их исполнении, входит в сферу компетенции представительного органа муниципалитета.
Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены понятия «прогноз социально-экономического развития муниципального образования», «долгосрочная целевая программа», «ведомственная целевая программа». В нём же предусматривается, что данный прогноз утверждается местной администрацией. Также исполнительно-распорядительный орган муниципалитета ответственен за утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счёт средств местного бюджета. Он же определяет и порядок разработки и реализации финансируемых из собственных источников ведомственных целевых программ.
В то же время в действующем законодательстве не установлены правовые основы порядка разработки, принятия и реализации данных программ, их цели, задачи и содержание, а также компетенция представительных органов муниципальных образований и местных администраций в вопросах их утверждения. Не содержатся и механизмы, за счёт которых будет обеспечиваться взаимосвязь и взаимодействие указанных программ между собой и с бюджетным процессом в муниципальных образованиях, а также с документами государственного стратегического планирования. И, наконец, нет чётких критериев, позволяющих разграничить муниципальные программы по видам, на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, а также рамочные сроки их действия.
Все эти моменты должны стать предметами правового регулирования данного законопроекта. Ведь муниципальное стратегическое планирование не может эффективно осуществляться отдельно от государственного планирования.
Кроме того, необходимо прописать формы, порядок и условия участия органов местного самоуправления в государственном стратегическим планированием, а также закрепить перечень документов государственного стратегического планирования, которые должны разрабатываться, утверждаться и реализовываться на местном уровне. Тем более, что основы для этого в данном документе созданы. Так, согласно статье 3 законопроекта под государственном стратегическим планированием понимается регламентируемая федеральным законодательством деятельность как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, в сфере государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития страны и укрепления национальной безопасности. Нормы пункта 6 части 2 статьи 7 законопроекта предусматривают, что участниками государственного стратегического планирования на уровне субъекта РФ являются, в частности, органы местного самоуправления входящих в его состав муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 10 законопроекта документы государственного стратегического планирования должны разрабатываться на федеральном уровне, в субъектах РФ и в муниципалитетах.
И, наконец, в соответствии с частью 1 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета должен как раз базироваться на прогнозе социально-экономического развития (и также, конечно, на Бюджетном Послании Президента Российской Федерации и основных направлениях бюджетной и налоговой политики).
В связи с этим в законопроекте необходимо чётко прописать порядок составления проекта местного бюджета – равно как и бюджетов других уровней власти – на основе прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и иных документов государственного и муниципального стратегического планирования.
Несмотря на то, что местное самоуправление не входит в структуру органов государственной власти, муниципальный уровень должен учитываться при разработке документов, по которым будет жить и развиваться вся страна. Мы очень много говорим в последнее время о необходимости развивать субрегиональное управление, о важности разукрупнения власти и децентрализации полномочий в пользу местного самоуправления. Поэтому логичен такой характер предлагаемых мною и Комитетом Государственной Думы, который я возглавляю, поправок. В базовом нормативном акте (а проект федерального закона «О стратегическом планировании» является именно базовым) это должно находить отражение. Мы ведь не просто принимаем законы – мы должны заботиться и о правоприменительной практике. А реализация многих положений законопроекта будет начинаться именно с малых территорий, с муниципалитетов». 

Источник: Официальный сайт Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Секции АСДГ: 

Возврат к списку