АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Чита. Время, когда бизнес стоял на коленях, прошло

16.05.2012

Чита. Время, когда бизнес стоял на коленях, прошло

Было время, когда купеческое слово, стоило дороже золота. Состоятельные люди прошлого века на собственные деньги строили учебные заведения, содержали целые деревни. Сейчас многое изменилось. Каков портрет читинского предпринимателя сегодня, и какие сферы в краевом центре могут быть освоены бизнесом в ближайшее время, об этом мы беседуем с заместителем Мэра города по экономике и развитию предпринимательства Максимом Курьяновым. 

— Меняется ли количество предпринимателей в городе за последние несколько лет или остается стабильным? 

— Не считаю, что количество предпринимателей является существенным показателем в развитии этой сферы. Хотя ежегодно в нашем городе регистрируется до 140 новых индивидуальных предпринимателей. И если в 2009 году их было 13100, то уже к концу прошлого года эта цифра увеличилась до 13400. Гораздо важнее, на мой взгляд, количество занятых в этой сфере. Каждый четвертый житель нашего города, из общего числа работающих, трудится на предприятиях малого и среднего бизнеса. Кроме того, общероссийская тенденция последнего времени, например, в торговле – это укрупнение. Сами предприниматели стремятся уйти от мелких киосков и магазинов, открывая крупные торговые центры, которые становятся центром развлечений и отдыха. 

— Насколько социально активны читинские предприниматели? 

— Время, когда бизнес стоял на коленях, прошло. Есть много предпринимателей, которые активны и в экономической жизни города, и в общественных проектах. Примерами тому могут быть участие коллективов города в ежегодной легкоатлетической первомайской эстафете, шествии, приуроченном ко Дню города Читы, общегородских акциях «Соберем детей в школу», «Поможем погорельцам». Отмечу, что читинские предприниматели занимают достаточно активную социальную позицию. Принимают участие как в мероприятиях, проводимых администрацией города, так и самостоятельно проводят благотворительные акции, оказывают спонсорскую помощь детским домам, школам. Считаю, что поколение меценатов у нас выросло. 

— Меняется ли сфера деятельности читинского бизнеса? Торговлей или производством предпочитают заниматься наши предприниматели? 

— По видам экономической деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий ежегодно практически не меняется, и отражает картину, характерную в целом для России: наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли (более 50%) и предприятия, осуществляющие деятельность в сфере предоставления транспортных услуг (около 18 %). К сожалению, читинские предприниматели с осторожностью относятся к открытию производственных предприятий. Конечно, это связано с необходимостью вложения больших средств, определенные риски при реализации своей продукции. Кроме этого, наш регион удален от производственных центров, поэтому возникает проблема с налаживанием связей с предприятиями Сибири, Дальнего Востока. До сих пор, как говорят некоторые предприниматели, они испытывают трудности при получении лицензии на отдельные виды деятельности и разрешительных документов. И, тем не менее, в последнее время выросло число предпринимателей, открывающих небольшие отделы или цеха по производству сувенирной продукции, изготовлению мебели, производству строительных материалов.

— Максим Александрович, какую поддержку читинскому бизнесу оказывает мэрия краевой столицы? 

— Прежде чем, отвечать на Ваш вопрос, отмечу, что, во-первых, мы помогаем тем, кто нуждается в помощи и кто хочет её, эту помощь, получить. Никому ничего не навязываем. Во-вторых, органы местного самоуправления ограничены в своих действиях определёнными рамками – полномочиями. У нас реализуется муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа «Город Чита» на 2009-2013 годы», которая предусматривает ряд организационных, информационно-консультационных мероприятий, а также финансовую и имущественную поддержку. Так, в прошлом году из городского бюджета на эти цели было направлено свыше 1,1 млн. рублей. Мы проводим круглые столы, консультации предпринимателей, регулярно работает общественная приемная при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Мэре города Читы. Нередко приходит человек просто с желанием начать свой бизнес, при этом мало представляя, что нужно делать, с чего начинать. Рассказываем, даём прочитать законы. Кто-то возвращается, и с ними продолжаем работать дальше, кто-то уходит, видимо понимая, что это не его. Были и такие случаи, когда будущий бизнесмен говорит: «Дайте денег, хочу своё дело начать». Муниципалитет не может просто отдать деньги из бюджета, мы предоставляем муниципальные гарантии и субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе. Например, по результатам отбора 2011 года 6 предпринимателей получили субсидию в общем объеме 856,2 тыс. рублей. Им компенсировалась часть затрат по уплате арендных платежей за нежилые помещения, на реализацию инновационных проектов, на приобретение производственного оборудования. В этом году также будет объявлен конкурс, в котором могут принять участие все желающие получить финансовую помощь из местного бюджета. 
Еще одно направление поддержки предпринимателей – имущественное. Предпринимателям города предоставляются на договорной основе в аренду муниципальное недвижимое имущество. Всего по состоянию на 1 января 2012 года с субъектами малого и среднего предпринимательства заключено 188 договоров аренды, что составляет 52,4% от их общего количества. В аренде у предпринимателей находится 24047,9 м2, что составляет 41,5% от общей площади арендуемых муниципальных площадей. И это много. 
Кроме того, мэрией города создан сайт поддержки малого и среднего бизнеса, как средство более оперативного и современного оповещения предпринимателей о городских и региональных конкурсах, об изменении в законодательстве и размещения информации о возможных видах поддержки.

— Есть ли направления в нашем городе, которые еще не освоены бизнесом? 

— Мы такие исследования проводили. К нашему большому сожалению, очень слабо развита торговля в отдаленных районах города, например, поселках Ивановка, Зыково и других. Городская администрация была готова субсидировать часть затрат на аренду за помещение, лишь бы были желающие открыть торговые точки или предоставлять бытовые услуги читинцам, проживающим в поселках в городской черте. Однако, к сожалению, таких предпринимателей не нашлось. На мой взгляд, недостаточно в Чите развита сфера услуг. Мало ателье и других предприятий бытового назначения. Затраты минимальны и достаточно быстрая окупаемость проектов. И, конечно, развитие производства, любого. 

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы взаимодействия бизнеса и власти? 

— Исходя из последний тенденций и применительно для конкретных территорий, будущее за муниципально-частным партнерством по различным направлениям. Кроме того, нам удобнее работать с объединениями бизнесменов, имеющих определенных цели, задачи, социальные обязательства перед обществом. Такими организациями в нашем крае и городе являются Союз предпринимателей, региональное отделение «Опора России». Контакт установлен, совместная работа ведется. 

— Что бы Вы пожелали читинским бизнесменам в День предпринимателя? 

— В первую очередь, предпринимательской активности. Пожелаю открывать новые производства, расширять ассортимент выпускаемой продукции и не бояться трудностей, идти в ногу со временем. Конечно, бизнесмены – это люди смелые, отчаянные, идущие вперед и, безусловно, заслуживающие огромного уважения. Желаю, чтобы это чувство не покидало и самих предпринимателей при реализации любого проекта. Пусть каждое начатое дело будет успешным, необходимым нашему обществу. 

— Спасибо. 


Источник: Официальный сайт администрации Читы

Возврат к списку