05.12.2025
Ведомости. Цифровая вертикаль: как электронный документооборот ускорил госуправление
Российский рынок систем электронного документооборота (СЭД) переживает тектонический сдвиг. Из учетных сервисов, призванных заменить бумажные журналы регистрации, они превращаются в мощные платформы для работы с данными и меняют структуру государственного управления.
От импортозамещения к новой архитектуре управления
Последние три года стали для российской IT-отрасли периодом не только экстренного импортозамещения, но и переосмысления архитектуры управления данными, утверждают исследователи российских цифровых систем. Если на первом этапе (2022–2023 гг.) главной задачей было сохранение работоспособности инфраструктуры и миграция с западных платформ, то к 2025 г. фокус сместился − во главу угла ставится эффективность использования накопленных данных.
Согласно исследованию Высшей школы экономики «Технологические тренды 2026», одним из ключевых драйверов развития СЭД становится обогащение и интеграция данных (тренд №1) в сочетании с адаптацией и импортозамещением практик управления IT (тренд №10). Для государственного сектора это означает смену парадигмы: документ больше не воспринимается как статичный файл − скан или PDF. Он становится контейнером структурированных данных, который должен быть машиночитаемым, доступным для аналитики и интегрированным в единую цифровую экосистему страны, следует из отчета.
Эволюция масштаба: от картотеки к экосистеме
Чтобы понять масштаб происходящих изменений, необходимо взглянуть на путь, который прошла отрасль за последние десятилетия. Рынок СЭД в России – один из старейших сегментов ИТ, и его развитие зеркально отражает эволюцию государственного аппарата.
«Системы документооборота тридцать лет назад и современные решения – это программные продукты совершенно разных классов, возможностей и назначения», – констатирует Андрей Козлов, генеральный директор ООО «ЭОС Софт» (ГК «ЭОС»), компании, стоявшей у истоков цифровизации российского делопроизводства.
По словам эксперта, на заре формирования рынка, в 1990-х гг. и в начале 2000-х гг., заказчикам было достаточно электронного аналога делопроизводственных картотек или журналов входящих/исходящих документов. Пользователями таких систем был узкий круг специалистов – сотрудники служб документационного обеспечения управления (ДОУ), в редких случаях – референты и помощники руководителей.
«Естественно, тогда не озвучивались повышенные требования к быстродействию таких систем, так как объемы баз данных были скромными, а число пользователей СЭД даже в крупных компаниях и органах власти редко превышало 5–10% общей численности управленческого персонала», – говорит Козлов.
Ситуация кардинально изменилась в 2009–2010 гг. с переходом к концепции «Электронного правительства» и массовой цифровизации госуслуг. СЭД вышла за пределы канцелярии и стала основным рабочим инструментом для всех сотрудников − от рядового специалиста до министра, рассказывает Козлов.
«Современные СЭД умеют многое: это не только организация электронного документооборота (ЭДО) для персонала, но и электронная подпись, интеграция с операторами ЭДО, юридически значимый документооборот внутри организации и с контрагентами, а также обмен данными в реальном времени с различными государственными информационными системами», − перечисляет Козлов.
Это, по его словам, меняет функциональные требованиям к СЭД. В последние годы критически важными стали запросы на кроссплатформенность и полную совместимость с отечественным инфраструктурным программным обеспечением, например операционными системами на базе Linux, российскими СУБД, а также аппаратными комплексами. Система должна быть не только функциональной, но и суверенной – такую задачу ставит правительство, говоря об импортозамещении.
Федеральный стандарт: курс на структурированные данные
Главным архитектором изменений электронного документооборота выступает государство, поскольку именно правительство определяет и утверждает цифровую инфраструктуру страны. Регулятор в лице Минцифры выстраивает единую вертикаль обмена данными, исключающую «лоскутную автоматизацию», когда каждое ведомство работало в своем закрытом контуре.
Внедрение СЭД в России достигло высокого уровня зрелости, говорится в ответе пресс-службе Минцифры на запрос «Ведомости. Инновации и технологии». «Федеральные органы власти уже используют ее для внутреннего и межведомственного взаимодействия, региональные также активно применяют системы электронного документооборота. За последние годы к Единому информационному пространству ГосЭДО подключено более 21 000 организаций», − говорится в ответе ведомства.
Основой этой экосистемы стал Межведомственный электронный документооборот – шлюз, который связывает администрацию президента, аппарат правительства, федеральные и региональные органы власти в единую сеть. Однако просто соединить участников недостаточно, отмечает пресс-служба Минцифры. Главный вызов сегодняшнего дня – унификация «языка», на котором общаются ведомственные системы.
Для этого в 2025 г. правительство запустило пилотный проект по внедрению единых стандартов электронного документооборота с участием Минприроды, Минпромторга, Минцифры и Федеральной налоговой службы.
«В рамках проекта будут утверждены унифицированные шаблоны и форматы цифровых документов, что значительно упростит их автоматическую обработку», – говорится в ответе Минцифры. Особое внимание уделено структурированию данных: система будет фиксировать не только сами документы, но и связанные с ними события, такие как выдача поручений, назначение ответственных и представление докладов, указывает ведомство.
Переход к структурированным данным имеет экономическое обоснование. По оценкам Минцифры, отказ от бумаги и автоматизация рутинных операций, к которым относится регистрация, маршрутизация, архивация, позволяют снизить расходы на обслуживание оргтехники на 70–80%, а также минимизировать затраты на логистику и хранение физических архивов. Но главный эффект лежит в высвобождении человеческого ресурса: время сотрудников перераспределяется с технической обработки бумаг на решение содержательных задач, говорится в ответе.
В экосистеме активно участвует и бизнес: три крупных оператора коммерческого ЭДО уже интегрированы в инфраструктуру ГосЭДО, что дало возможность 6,5 млн компаний обмениваться документами с государством в цифровом виде, указано в ответе.
Технологический барьер: почему данные сложно «подружить»
Несмотря на успехи в регуляторной политике, на техническом уровне создание единого информационного пространства остается нетривиальной инженерной задачей, отмечает директор направления разработки информационных систем ITFB Group Михаил Атрахимович.
«Главные сложности интеграции СЭД с другими системами (ERP, CRM, BI) связаны с обеспечением согласованности данных и различиями в стандартах и форматах», – объясняет эксперт.
По его словам, фундаментальная проблема кроется в справочниках и нормативно-справочной информации. Условно: одно и то же подведомственное учреждение или вид документа в системе Минфина и в системе регионального правительства могут называться по-разному или иметь разные идентификаторы.
«Интеграция требует механизма согласования, где формируется единый источник данных для справочников и взаимосвязанных сущностей», − отмечает топ-менеджер ITFB Group.
Технически эта задача решается через сложные архитектурные подходы. Это требует от разработчиков СЭД компетенций не только в делопроизводстве, но и в системной архитектуре, чтобы обеспечить надежность и безопасность обмена данными в высоконагруженной среде.
Именно здесь на первый план выходит тренд на обогащение данных, отмеченный в исследовании ВШЭ, отмечает Атрахимович. Современная платформа должна уметь забирать информацию из десятков источников, «очищать» ее, приводить к единому формату и предоставлять пользователю в готовом для принятия решений виде.
Интеллектуальный прорыв: когда система начинает «понимать» смысл
Огромный пласт информации в госорганах по-прежнему существует в неструктурированном виде. Это, например, сканы писем, PDF-отчеты и обращения граждан в свободной форме. Раньше для обработки такой информации требовался человек, который прочитает текст и вручную занесет данные в карточку. Сегодня эту роль берут на себя технологии искусственного интеллекта.
«Мы наблюдаем устойчиво высокий спрос на решения, способные работать с неструктурированными данными: распознавать отсканированные документы, извлекать ключевые атрибуты, понимать смысл текста и автоматически классифицировать документы по типу и тематике», – говорит Атрахимович.
Для решения этой задачи используются OCR (оптическое распознавание символов) и продвинутый семантический анализ на базе больших языковых моделей. В отличие от старых систем, которые искали документы по ключевым словам, современные нейросети анализируют контекст и тональность.
«Семантический анализ позволяет выделять смысловые единицы, отношения между ними, анализировать тональность и осуществлять интеллектуальный поиск. Именно они позволяют обрабатывать документы не как набор символов, а как структурированную информацию, пригодную для автоматической маршрутизации и запуска процессов», – поясняет эксперт ITFB Group.
«Нейросети способны эффективно работать даже на таких непростых в плане смыслового анализа участках документооборота, как обращения граждан», – рассказывает Козлов. Пилотный проект в этой области реализовало Министерство ЖКХ Ростовской области еще в 2023 г. Базой для тестирования возможностей ИИ стали обращения по тематике ЖКХ – одной из самых многочисленных категорий, говорит гендиректор «ЭОС Софт».
Козлов так описывает проект. Участники «пилота» протестировали нейросетевую модель классификации обращений в СЭД по 25 категориям (рубрикам). Задачи, которые в данном случае решал искусственный интеллект, – это отбор обращений по тематике ЖКХ, их рубрикация и назначение исполнителей. После обучения нейросети система выбрала 331 тестовое обращение с точностью почти 80%. Топ-менеджер называет это очень хорошим результатом для старта: дальнейшее обучение нейросети может его улучшить.
«Если человеку требуется около 15 минут на чтение, понимание документа и выбор рубрики, то искусственный интеллект тратит на это меньше двух минут. В итоге только на участке классификации обращений технология позволяет сэкономить до 90% рабочего времени сотрудников», – резюмирует Козлов.
Эффект на местах: опыт регионов
Трансформация подходов к работе с документами уже приносит ощутимые плоды в региональном управлении, показывает опрос, который провели «Ведомости. Инновации и технологии». Отказ от «лоскутной» автоматизации в пользу единых централизованных платформ позволяет регионам выстраивать прозрачную вертикаль управления.
Перед Курском стояла задача уйти от дублирования процессов, рассказывает Ирина Калинина, председатель комитета документационного, ресурсного обеспечения и автоматизации систем управления администрации города. Взаимодействие между территориально распределенными организациями и подведомственными учреждениями часто дублировалось на бумаге, что замедляло процессы.
Необходимо было сократить объем бумажного документооборота при передаче документов на исполнение и уменьшить трудозатраты на их обработку, рассказывает Калинина. Особое внимание уделялось оптимизации процесса согласования документов, направляемых за подписью руководителя организации. По словам Калининой, задачу удалось решить благодаря созданию единого информационного пространства, в котором подведомственные учреждения находятся в одной базе с курирующей организацией.
«Полностью устранена проблема перерегистрации документов. Подведомственные учреждения получают исходящие документы напрямую и не перерегистрируют их во входящие, подготавливают ответы через проекты, связанные с исходящими документами», – поясняет представитель администрации Курска.
Критически важным элементом стала внедренная система СЭВ (сервер электронного взаимодействия). Она позволила реализовать автоматическую регистрацию на стороне получателя. Документ, отправленный из другой базы данных, регистрируется в системе адресата автоматически.
«Это полностью устранило ручную регистрацию делопроизводителем и сократило время обработки. Теперь специалисты сразу переходят к содержательной работе: рассмотрению, резолюции или перенаправлению документа исполнителю», – резюмирует Калинина.
В результате скорость прохождения сигнала по вертикали власти увеличивается, а риск потери документа или ошибки при ручном вводе сводится к нулю, отмечают в администрации Курска.
От архива к активу: прогноз на 2026 год
Опрошенные «Ведомостями. Инновации и технологии» эксперты сходятся во мнении: пока страна находится лишь в начале пути превращения СЭД в интеллектуальные центры управления. Согласно прогнозу ВШЭ, к 2026 г. тренды на использование ИИ-агентов (тренд №4) и предметно-специфических языковых моделей будут определять ландшафт отрасли.
«Массивы документов, образовавшиеся в СЭД за 20 и более лет, могут стать очень ценными для прогнозирования и моделирования. Пока мы в самом начале пути, и научиться обогащать и полноценно использовать накопленные данные только еще предстоит», − считает Козлов из ГК «ЭОС».
Он полагает, что в будущем системы документооборота станут не просто хранилищем «цифровых следов» деятельности чиновников, а инструментом предиктивной аналитики. Анализируя исторические данные, ИИ сможет подсказывать оптимальные решения, выявлять узкие места в исполнении нацпроектов и прогнозировать нагрузку на ведомства.
Эту позицию разделяет и регулятор. Перспективы развития связаны с дальнейшим расширением цифровых форматов и окончательным переходом от «электронных файлов» к полностью структурированным цифровым данным, говорится в ответе Минцифры.
«В ближайшие годы акцент сместится на внедрение машиночитаемых документов, автоматизацию сквозных процессов и развитие единого цифрового пространства управления, что уже отражено в текущем эксперименте и проектах Минцифры», − резюмирует ведомство.
Таким образом, СЭД перестает быть вспомогательной системой бэк-офиса. В условиях цифровой экономики она становится критической информационной инфраструктурой, обеспечивающей связность, управляемость и суверенитет системы государственного управления.
Источник: https://www.vedomosti.ru/
Секции АСДГ: