АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Ростов-на-Дону. Как внедряются энергосберегающие технологии

24.09.2012
Вопрос обеспечения муниципальных учреждений Ростова-на-Дону коммунальными ресурсами с учетом требований законодательства в области энергосбережения в 2013-2014 годах обсудили на заседании коллегии Администрации города.
Как отметил заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Олег Заруба, необходимость внедрения энергосберегающих технологий во всех отраслях народного хозяйства неоспорима. Это общепризнанный факт, нашедший свое отражение в выступлении Президента РФ Владимира Путина о том, что приоритетом инновационной экономики являются энергоэффективность и экономия энергии.
В настоящее время в Российской Федерации основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К числу основных полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 8 данного закона, относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, на органы местного самоуправления возлагается координация мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и контроль их выполнения. 
Департаментом ЖКХ и энергетики разработана «Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Ростова-на-Дону на период до 2014 года». 
В настоящее время остро стоит проблема исполнения Федерального закона в части снижения объемов потребления коммунальных ресурсов бюджетными учреждениями города.
Следует отметить, что доля расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений города составляет почти 3% от общегодового объема расходов местного бюджета.
Статьей 24 Федерального закона в отношении муниципальных учреждений установлено требование обеспечения снижения в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 %.
К основными принципами определения указанных объемов относятся время установки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов относительно 2009 года, изменение температур наружного воздуха в отопительных периодах базового и отчетного годов и т.д.
До 2012 года формирование муниципальными учреждениями проектов лимитов потребления коммунальных ресурсов на плановые периоды осуществлялось в соответствии Положением о порядке формирования лимитов, утвержденным решением коллегии Администрации Ростовской области от 16.12.2008 №76.
Однако, положения указанного порядка не соответствуют требованиям Федерального закона №261-ФЗ. В 2010-2011 годах на оплату коммунальных ресурсов и услуг муниципальным учреждениям из бюджета города были выделены бюджетные ассигнования в объёме 1 412,57 млн. руб.
Фактически за указанный период бюджетными учреждениями потреблено коммунальных ресурсов и услуг на 1 271,83 млн. руб.
Практика показывает, что расходы местного бюджета на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений ежегодно возрастают не только по причине роста тарифов на энергоресурсы, но и в результате увеличения объема потребления услуг в натуральных единицах. Увеличение лимитов 2011 года к факту 2009 года составило 49,77 млн. руб.
В 2012 году на оплату коммунальных ресурсов бюджетным учреждениям выделено 758,49 млн. руб., что составляет 2,6% от годового плана расхода бюджета.
Снижение объемов потребляемых коммунальных ресурсов в натуральных единицах в 2010 году на 3% с учетом сопоставимых условий достигнуто только по тепловой энергии, холодной воде, водоотведению и газу. По электрической энергии экономия составила менее 1%. По теплоносителю произошел перерасход на 6,4%.
Снижение объемов потребляемых коммунальных ресурсов в натуральных единицах в 2011 году на 6% достигнуто только по холодной воде, водоотведению и газу. По тепловой энергии муниципальными учреждениями допущен перерасход 5,92%, по теплоносителю – 2,15%, по электроэнергии – 2,62% против требуемой экономии в 6% .
На 2012 год выделенные лимиты потребления коммунальных ресурсов и услуг не соответствуют требуемым по законодательству объемам снижения. Причиной является несоответствие областного порядка федеральному законодательству.
Для достижения необходимой экономии, статьей 16 Федерального закона об энергосбережении установлено требование к муниципальным учреждениям о проведении в срок до 31 декабря 2012 года первого обязательного энергетического обследования, результатом которого является составление энергетического паспорта, включающего в себя перечень мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности учреждения.
По поручению министерств промышленности и энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ежемесячно проводится мониторинг выполнения энергетических обследований муниципальными учреждениями города. На сегодняшний день из 479 учреждений, подлежащих энергоаудиту, выполнены энергетические обследования и получены энергопаспорта 231 муниципальным учреждением или 48%.
Учитывая жесткие требования федерального законодательства в части ежегодного снижения объемов потребления коммунальных услуг на 3%, с целью оказания помощи учреждениям, 261-ФЗ предусматривает для них право заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является делегирование специализированной организации действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Договор на энергосервис заключается муниципальным учреждением отдельно от договоров энергоснабжения.
Департамент ЖКХ и энергетики города считает необходимым внести изменения в существующую Муниципальную программу энергосбережения. Это связано с тем, что действующий порядок формирования лимитов, утвержденный решением коллегии Администрации Ростовской области от 16.12.2008 №76, не соответствует требованиям Федерального законодательства и не обеспечивает ежегодное 3% снижение объема потребления коммунальных ресурсов и услуг и приводит к систематическим и массовым нарушениям Федерального законодательства. В то же время долгосрочными городскими целевыми программами главных распорядителей бюджетных средств не предусмотрено исполнение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности и достижение соответствующих показателей и индикаторов. Следовательно, указанные факторы неизбежно приведут к выявлению нарушений законодательства в области энергосбережения в ходе проверок правоохранительными органами.
Утверждение разработанных Департаментом ЖКХ и энергетики изменений Муниципальной программы энергосбережения приведет к формированию единого подхода к планированию и регулированию лимитов потребления коммунальных услуг муниципальными учреждениями Ростова, соответствующего федеральному законодательству, и обеспечит контроль за его исполнением не только по каждому учреждению, но и каждому зданию.
Олег Заруба выступил с таким предложением. Учитывая сложившуюся практику перераспределения бюджетных средств между муниципальными учреждениями на оплату коммунальных услуг в пределах главного распорядителя бюджетных средств, а также невозможность осуществления должного контроля на соответствие объемов потребления коммунальных ресурсов и услуг муниципальными учреждениями требованиям Федерального законодательства, в случае отказа от внесения предлагаемых изменений в Муниципальную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вменить главным распорядителям бюджетных средств полномочия и ответственность по лимитированию потребления коммунальных ресурсов и услуг объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, а также подготовке материалов для утверждения лимитов.
В ходе обсуждения предложения департамента ЖКХ и энергетики, мэр Ростова Михаил Чернышев подчеркнул, что принимая такое важное решение, надо более внимательно изучить все слабые места. «К примеру, кто-то не выполняет целевые индикаторы. Почему так происходит? Кроме того, у каждого здания, даже если там установлен прибор учета, разные параметры, а экономия должна быть единой. Это несправедливо»,- считает глава города. Поэтому подход ко всем муниципальным учреждениям должен носить более уточняющий характер. Мэр Ростова предложил поручить департаменту ЖКХ и энергетики обобщить опыт, который есть, внести предложения по направлениям, а главное, по тому, какие мероприятия город будет реализовывать в 2013 году на базе предлагаемой коммунальщиками программы.

Источник: Официальный сайт ОКМО


Возврат к списку новостей