АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Октагон. Местное самоуправление выведет из кризиса только структурная перестройка налоговой системы

07.06.2024
Из обсуждаемого варианта налоговой реформы выпал муниципальный уровень. Несмотря на просьбы мэров, Минфин отказался увеличить долю поступающего в местные бюджеты НДФЛ и дать градоначальникам право вводить новые налоги. Бедность местного самоуправления (МСУ) не помешает защите справедливости – социальные выплаты производят вышестоящие уровни власти. Но игнорирование проблемы грозит новыми кризисами.
Минфин России внёс в Госдуму законопроект, поясняющий, как именно будут распределяться дополнительные налоговые сборы. Все поступления от НДФЛ по ставке выше 13 процентов направятся в федеральный бюджет. Дополнительные доходы от повышенных ставок НДПИ, налога на прибыль и от новых акцизов федеральный бюджет разделит с регионами.
Учитывая то, что изначально реформа была заявлена как ответ на возросший в обществе запрос на социальную справедливость, такая схема представляется логичной. Повышение социальных выплат, поддержка материнства и детства, развитие социальной инфраструктуры – полномочия федеральной и региональных властей, которые и должны стать операторами новых проектов. Оплатят их за счёт своих налогов наиболее крупные предприятия и богатые россияне.
Происходящие изменения вошли в противоречие с муниципальной реформой, законопроект о которой Госдума приняла в первом чтении ещё в 2021 году. Этот документ подразумевает, что на органы местного самоуправления должны быть возложены новые полномочия, в числе которых организация медицинской помощи, работа с детьми и молодёжью, укрепление межнационального и межконфессионального согласия. В условиях специальной военной операции эти вопросы стали ключевыми для стабильности государства. Но на местном уровне нет ни необходимых средств, ни специалистов для эффективной работы по этим направлениям.
За последние 15 лет объём полномочий МСУ вырос почти вдвое, при этом его финансовая база снизилась. Общий долг российских муниципалитетов в 2021 году установил исторический рекорд, достигнув 387,6 млрд рублей, и с тех пор снизился незначительно.
Доходов местных бюджетов хватает лишь на исполнение текущих расходов.
Финансовую ситуацию в местном самоуправлении обостряют внутриполитические конфликты. Во многих регионах десятилетиями длится противостояние между губернаторами и мэрами региональных столиц. Главы субъектов РФ изымают у местной власти доходные полномочия в сферах градостроительства, землепользования и территориального планирования. Соответствующие законы действуют в 52 субъектах и затрагивают более 4 тыс. муниципалитетов.
Действующий Налоговый кодекс относит к числу местных только налог на имущество физических лиц, земельный налог и торговый сбор. Объём поступления первых двух пропорционален экономическому благополучию территории. Минфин предоставил органам местного самоуправления полномочия по повышению ставок этих сборов со сверхдорогого имущества. Но это – ограниченный ресурс, особенно для малых городов, где состоятельные бизнесмены давно сами влияют на власть.
Торговля – напрямую подотчётная местному руководству сфера. Однако торговый сбор действует только на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Речь о его введении в других регионах пока не ведётся.
– Доводы мэров и сенаторов о необходимости структурной перестройки налоговой системы оказались неуслышанными. Совет Федерации предлагал передать местным бюджетам сборы налога на профессиональный доход и 1–1,5 процента ставки налога на прибыль организаций. Такой шаг создал бы экономическую базу для развития МСУ за счёт создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, – полагает представитель власти одного из крупнейших российских городов.
Чуть более существенной компенсацией стала возможность списания задолженности местного самоуправления по бюджетным кредитам. Но она не гарантирует того, что без дополнительных доходных источников долги не будут накоплены снова.
Экономист Константин Селянин в разговоре с «Октагоном» обращает внимание на то, что ситуация с наполнением бюджетов в регионах всё в большей степени разнится. Например, доходы традиционно профицитной Тюменской области обвалились на 34,4 процента после того, как «Газпром» был вынужден сократить добычу на четверть и получил первый за 25 лет годовой убыток.
В то же время в регионах и городах с большим количеством оборонных предприятий наблюдается обратная тенденция. Благодаря повышению расходов на оборону сборы НДФЛ в некоторых из них выросли на 20–30 процентов.
Однако в ближайшие годы они могут столкнуться с общими проблемами.
Как отмечает эксперт, повышение ставок налогов не приводит к автоматическому увеличению поступлений в бюджеты.
– Будет расти число предприятий, для которых подъём ставки налога на прибыль окажется непосильным. Они будут вынуждены закрываться. Сокращение рабочих мест приведёт к снижению сборов НДФЛ, что ударит как по региональным, так и по муниципальным бюджетам, – прогнозирует Константин Селянин.
Источник «Октагона» в верхней палате российского парламента сообщает, что в настоящее время сенаторы готовят поправки к внесённому законопроекту. Но изменить заложенную в документ идеологию они вряд ли смогут.



Возврат к списку новостей