25.02.2016
Такое мнение на совете местного самоуправления высказал председатель регионального парламента Сергей Абрамов.
Вопросы организации системы местного самоуправления (МСУ) в регионе обсудили в Магадане на впервые прошедшем семинаре-совещании Магаданского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС). Там председатель регионального парламента Сергей Абрамов заявил, что цель облдумы после завершения реформы местного самоуправления — выявление возникающих проблем и их решение путем законодательного регулирования, сообщили в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Выступая с докладом "О системе территориальной организации органов местного самоуправления Магаданской области", спикер регионального Законодательного собрания, председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Магаданской области" Сергей Абрамов заострил внимание на том, что Колыма более 10 лет двигалась по непростому пути становления и развития системы местного самоуправления. В 2003 году федеральным законом были установлены общие принципы ее организации в Российской Федерации. Как следствие, в Магаданской области были приняты региональные законы, реализующие федеральные нормы. Помимо уже существовавших муниципальных образований, в 2004 году появились еще 20 новых.
"Тогда за основу была принята двухуровневая модель организации местного самоуправления, низовым территориальным звеном которой явились городские и сельские поселения, а вышестоящим — муниципальные районы и городские округа. В результате на конец 2014 года местное самоуправление в Магаданской области осуществлялось в 48 муниципалитетах, среди которых было 8 муниципальных районов, 19 городских поселений, 20 сельских поселений и 1 городской округ", — пояснил Сергей Абрамов.
Время показало, что двухуровневая система местного самоуправления малоэффективна для колымских реалий – суровый климат, отдаленность, низкая плотность населения. Особую остроту приобрела проблема распределения сфер полномочий местного значения между муниципальным районом и поселениями. Дублирование полномочий, недостаточно четкая их регламентация в Федеральном законе на практике привели к запутанности. Серьезным камнем преткновения для городских и сельских поселений стали также низкий уровень бюджетной обеспеченности, недостаток финансовых и имущественных ресурсов, кадровый голод в сфере муниципальной службы на поселенческом уровне.
"В течение последних лет мы искали новую модель территориального устройства местного самоуправления, ориентированную на формирование экономической и финансовой обеспеченности муниципальных образований. Стало понятно, что необходимо рассматривать вариант укрупнения муниципалитетов, сокращения их численности, поскольку на Севере в условиях одноуровневой модели местного самоуправления можно намного эффективней наладить организационные, межбюджетные и контрольные отношения с несколькими городскими округами, чем, по сути, с пятьюдесятью муниципальными образованиями. Очевидно также, что взаимодействие местных органов городских округов с органами власти Магаданской области может стать более мобильным и плодотворным. При этом существенно сократятся расходы на муниципальные выборы, на содержание управленческого персонала, ликвидируются неэффективные межбюджетные и иные межуровневые отношения", — отметил председатель Магаданской областной Думы.
Точкой отсчета таких преобразований стало послание президента России Владимира Путина в декабре 2013 года. В нем глава государства поставил задачу развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. В 2014 году губернатор Магаданской области предложил новую концепцию территориальной организации местного самоуправления в регионе. Реформа предусматривала сокращение численности практически недееспособных поселений и преобразование муниципалитетов в городские округа.
Активное участие в реформе еще на стадии обсуждения ее концепции приняли не только депутаты регионального Законодательного собрания. Тема всесторонне обсуждалась на Совете территорий Магаданской области, Совете представительных органов местного самоуправления при колымском парламенте. В середине 2015 года было проведено расширенное заседание Президиума Ассоциации "Совет муниципальных образований Магаданской области". На нем подробно рассматривались вопросы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления вновь образованных городских округов, обсуждались планы первоочередной работы. Это внесло определенный вклад в практическую реализацию реформы.
"В июне 2015 года была полностью сформирована правовая основа новой территориальной организации местного самоуправления в нашем регионе, — подчеркнул Сергей Абрамов. — Восемь принятых Магаданской областной Думой законодательных актов и закон "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области" определили правовые и организационные особенности вновь образованных органов местного самоуправления и обеспечили переход от двухуровневой модели организации местного самоуправления на Колыме к одноуровневой. Эти преобразования с неизбежностью повлекли за собой необходимость совершенствования имущественных и межбюджетных отношений, в результате чего был разработан и принят новый закон Магаданской области, регулирующий соответствующие правоотношения между органами государственной власти Колымы и органами местного самоуправления вновь образованных городских округов".
В сентябре 2015 года во всех вновь образованных округах в соответствии с действующим законодательством прошли выборы и были сформированы органы местного самоуправления. В результате сегодня на территории области местное самоуправление осуществляется в 9 городских округах – в городе Магадане и 8 новых городских округах, преобразованных из районов.
"Сейчас можно сказать, что Магаданская область вступила в завершающий этап этой масштабной реформы – проверку временем правильности выбранного курса. Мы рассчитываем, что эти преобразования уже в ближайшее время скажутся на повышении качества муниципальных услуг, предоставляемых населению, повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления в жизни муниципальных сообществ. И в этой связи Магаданская областная Дума в качестве основных задач на будущее видит осуществление парламентского контроля за реализацией областного законодательства в части местного самоуправления и взаимодействие со всеми сторонами, напрямую относящимися к сфере муниципального управления. Цель этих задач – своевременное выявление возникающих проблем и их решение путем законодательного регулирования", — резюмировал спикер регионального парламента.
Также на семинаре-совещании были обсуждены вопросы реализации федерального законодательства о местном самоуправлении на региональном и муниципальном уровнях, особенности формирования местных бюджетов, межбюджетные отношения, работа органов власти с институтами гражданского общества, роль местного самоуправления в политической системе России и другие.
Источник: http://magadanmedia.ru