15.02.2016
В Чите состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных районов и городских округов в Забайкальском крае по вопросу «О государственно – частном партнерстве, муниципально – частном партнерстве и участии органов местного самоуправления в качестве публичных партнеров». В заседании принял участие заместитель Председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. Основные тезисы его выступления предлагаем вашему вниманию.
С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На фоне значительно возросшего объема полномочий муниципальных образований с учетом недостаточного финансирования местных бюджетов, возможность привлечения финансовых средств бизнеса для решения вопросов местного значения, а в случае муниципально-частного партнерства – исполнения полномочий органов местного самоуправления, может выглядеть достаточно привлекательной. Особенно интересно использование закона на городских территориях.
Вступивший в силу Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашений (в том числе соответствующие полномочия органов власти или самоуправления), устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон. Закон направлен на расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства. До принятия этого закона в законодательстве не были указаны достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты с распределением рисков и привлечением частных инвестиций. Поэтому более 60 субъектов Российской Федерации разработали и приняли региональные законы о партнерстве, на основе которых принимались муниципальные правовые акты. С 1 января 2016 года «запускается» новый механизм работы. Правовое регулирование на федеральном уровне формирует единую терминологию в данной сфере, определяет полномочия сторон при реализации соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, в том числе ,по контролю за деятельностью частного партнера в отношении соблюдения им условий соглашения, устанавливает гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов. Есть возможность начать с чистого листа. Порядок заключения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве будет исключительно конкурсным. Информация о проектах должна размещаться на официальных сайтах уполномоченных органов в свободном доступе. В статье 7 Закона о частном партнерстве прописаны объекты соглашения, среди которых названы объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания. Я ознакомился с опытом других городов, и все примеры соглашений органов местного самоуправления и коммерческих структур, в основном, сводятся к местам культурного отдыха и массовых развлечений. Например, городские пруды в Хабаровске, парки отдыха, кинотеатры, бассейны, магазины для ветеранов, бани.
Передача частному партнеру объекта соглашения (имущества, входящего в его состав), который на момент заключения соглашения принадлежит бюджетному учреждению на праве оперативного управления, в силу п. 2 ст. 7 Закона о частном партнерстве не допускается.
Реализация Федерального закона для городского округа «Город Чита» имеет свои особенности. Обязательным условием для передачи объекта частному партнеру является право собственности на него публичного партнера. И здесь могут возникать достаточно большие проблемы у муниципальных образований, в частности,у нашего города. Не только здание, строение, сооружение должно быть в собственности муниципального образования, но оно также должно иметь права на распоряжение земельным участком под этим строением. В случае оформленного права собственности проблем не возникает. А в случае, если это право не оформлено? Непосредственно город Чита не имеет прав на распоряжение не разграниченными землями, что существенно может сузить перечень потенциальных объектов для заключения соглашений в рамках муниципально-частного партнерства.
Однако, основным вопросом для небольших муниципальных образований остается следующее – что может муниципалитет предложить частному бизнесу, чтобы его заинтересовать? В условиях мегаполисов, где существует хорошо развитый, имеющий значительные оборотные средства, которые возможно вложить в долгосрочные проекты, бизнес, вопрос о развитии сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства может стоять только в том, какие именно объекты предложить частному партнеру. В условиях фактического выживания малый и средний бизнес небольших городов не стремится заниматься социально-значимыми проектами, а тем более делить вместе с исполнительной властью ответственность за исполнение полномочий по решению вопросов местного значения. Отдача от долгосрочных проектов, концессионных соглашений не наступает в короткие сроки.
Кроме того, из-за слабой развитости института государственно-частного и муниципально-частного партнерства существует вероятность, что приход частного бизнеса в сферу жизнеобеспечения муниципального образования приведет к сокращению числа рабочих мест и повышению стоимости коммунальных услуг в связи со стремлением частного партнера быстрее получить прибыль.
При применении на практике положений закона № 224-ФЗ могут возникнуть проблемы иного, скорее, организационного характера. Может сказаться нежелание частных партнеров идти на процедуру конкурса, сложности с оформлением конкурсной документации и определением порядка использования объекта.
Стоит отметить, что несмотря на интерес со стороны публичных партнеров к данному виду взаимоотношений с частным бизнесом, практика не только нашего города и края, но и всей России не может похвастаться значительными успехами в развитии сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Данное взаимодействие между муниципалитетом и бизнесом в большей степени носит спонсорский характер со стороны бизнеса.
На сегодняшний день сложно предсказать, будет ли данный федеральный закон рабочим в полной мере. Несмотря на попытки нашего города в рамках муниципально-частного партнерства осуществить благоустройство городского пляжа, взаимодействие с частным бизнесом, по сути, оформилось в простое соглашение. Сказать с уверенностью о том, что у нас есть ряд объектов, которые мы можем предложить для использования в рамках сотрудничества с частным партнером без скрупулезного анализа не только объектов муниципальной собственности, но и сегментов рынка, представленного в нашем городе, невозможно. По крайней мере, в этом, 2016 году, заключение таких соглашений не планируется. И все же хочется надеяться, что Федеральный закон № 224 будет работающим, и реальные проекты муниципально – частного партнерства осуществятся в жизни нашего города.
Источник: Пресс-служба Городской Думы Читы