АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Парламентская газета". Дмитрий Азаров: залог успеха работы любого муниципалитета — вовлечение жителей в решение насущных вопросов

"Парламентская газета". Дмитрий Азаров: залог успеха работы любого муниципалитета — вовлечение жителей в решение насущных вопросов 12.01.2016
О том, что такое муниципальная власть сегодня, какие проблемы она испытывает, как развивается и что за цели перед собой ставит, а также об итогах работы в осеннюю сессию Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассказал его председатель, глава Всероссийского совета местного самоуправления Дмитрий Азаров. Сенатор затронул и тему предстоящих в 2016 году выборов в Государственную Думу.
— Всероссийский совет местного самоуправления, который вы возглавляете, в ноябре прошлого года провёл Форум лучших муниципальных практик. Что это за соревнование и для чего оно нужно?

— 21 апреля 2015 года, в День местного самоуправления, на Всероссийском видеоселекторе я объявил старт конкурса «Лучшие муниципальные практики», главной целью которого было выявить лучшие примеры решения тех или иных вопросов на уровне местного самоуправления. Было сформировано 4 группы и 12 номинаций. Лучшее, что воплощают в своей работе муниципалитеты, было вынесено на общероссийский уровень. Обмен опытом, выявление и внедрение лучших решений (практики), вовлечение граждан в разрешение насущных проблем городов и сёл — основные цели конкурса. В условиях постоянного кадрового обновления депутатского корпуса и служащих муниципальных образований важно и то, чтобы после выборов, например, приступив к своим обязанностям, чиновники, депутаты не «изобретали велосипед», а могли реализовать успешно апробированную практику.

— Муниципалитеты прислушались?

— Разумеется. Главное, что нужно понять: залог успеха работы любого муниципалитета — это вовлечение граждан в процесс решения всех насущных вопросов. На конкурс подано свыше 600 заявок со всей страны. Проведён форум, «круглые столы» с участием ведущих учёных, экспертов, политиков. Коллеги из разных муниципальных образований представляли свои практики, слушали вопросы и мнения. И теперь нужно сделать всё, чтобы эти практики тиражировать. Для этого нужна информационная поддержка проектов. На Общественном телевидении запущен проект ВСМС «Живём в России», и там в каждой передаче представляется одна из этих практик. По итогам конкурса будет выпущен каталог лучших практик по всем номинациям. Конкурс будет ежегодным, тем более что органы госвласти его поддерживают. Сегодня внимание государства к НКО — не просто декларация, а деятельное участие в поддержке гражданских инициатив.

— Кстати, в своём Послании Федеральному Собранию президент уделил значительное внимание развитию некоммерческого сектора на муниципальном уровне, в том числе развитию социально ориентированных НКО. Какую работу ведёт Совет Федерации в этом направлении?

— Палата регионов уделяет большое внимание социально — ориентированным и общественно-полезным НКО. Мы провели в эту сессию заседание Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации по проблематике передачи части функций МСУ некоммерческим организациям, под председательством вице — спикера палаты Г.Н. Кареловой. Галина Николаевна является одним из ведущих экспертов в стране по социально ориентированным НКО. Наш комитет занимается развитием сотрудничества региональной и муниципальной власти с НКО, отдельно стоит выделить нашу работу с организациями ТОС (территориальное общественное самоуправление).

Также сенаторы озаботились вопросом создания так называемого стоп-листа НКО. То есть проведением проверки организаций, работающих не в интересах российского общества, а возможно, в интересах иностранных государств.

— В ноябре 2015 года, когда комитет, который вы возглавляете, провёл «круглый стол» с представителями Генпрокуратуры по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Что случилось?

— Ничего из ряда вон выходящего. Такой разговор всегда полезен в условиях изменения законодательства. Мы провели это мероприятие в формате семинара-совещания. И я благодарен коллегам из Генпрокуратуры и лично Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке за поддержку именно такого формата обсуждения, за конструктивное сотрудничество. В семинаре также приняли участие представители пожарного надзора, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также представители муниципалитетов и общественных организаций.

Все мы делаем общее дело — одни контролируют соблюдение федерального законодательства, муниципальных норм, другие их исполняют. Без контроля возможно снижение эффективности в работе, злоупотребления. Наиболее распространенные нарушения (ошибки) мы внимательным образом разобрали на этом совещании. Уточнили требования и подходы к контрольной работе, проанализировали сложности, с которыми сталкиваются муниципалитеты при исполнении предписаний. Часто приходится слышать от муниципалитетов, что им не хватает денег на решение тех или иных вопросов, но зачастую так прикрывается элементарное безделье, неумение определять приоритеты. С другой стороны, завышенные требования к исполнению предписаний, отсутствие понимания уровня решения того или иного вопроса встречаются у представителей контрольных органов. Например, вопиющий случай, когда было выдано предписание сельскому поселению построить гидротехническое сооружений (дамбу) за 1 миллиард 200 миллионов рублей, а бюджет этого поселения всего 1,5 миллиона рублей. Иногда главы сельских поселений закладывали свои подворья, чтобы оплатить штрафы. При этом они честно отрабатывали вопросы в пределах своих полномочий. Это недопустимо.

Поэтому было принято решение: если во время проведения контрольных мероприятий выявляется, что должностное лицо предприняло все необходимые действия для исполнения предписаний в рамках своих полномочий и неисполнение произошло по независящим от него причинам, то административное производство прекращается, а штраф не накладывается.

— Как обстоят дела с коррупцией на муниципальном уровне? Расскажите о вашем законопроекте на эту тему и требованиях, которые им вводятся.

— В первую очередь речь идёт о подаче деклараций о доходах и расходах депутатами муниципального уровня. Раньше на муниципальный уровень это требование не распространялось. За непредоставление декларации — досрочное прекращение полномочий. Также закон предусматривает запрет на владение иностранными счетами отдельных категорий муниципальных депутатов и лиц, замещающих муниципальные должности, нормы по предотвращению возникновения конфликта интересов.

Ещё не все разобрались в сути этих поправок, в частности, что такое конфликт интересов. И необходимо, чтобы надзорные органы объясняли местным чиновникам и депутатам, что это такое, подсказывали, как не допускать нарушений. ВСМС также готов проводить разъяснительную работу, в частности по обучению правильно заполнять декларации, по работе «конфликтных» комиссий и т.п. Тогда никто не лишится своей должности просто по незнанию.

— В 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании». Нужно, чтобы стратегическое планирование охватывало также и муниципальный уровень?

— Всё муниципальное сообщество, все, кто задумывается о будущем страны, своих городов и сёл, приветствовали закон. Закон предусматривает муниципальный уровень стратегического планирования. Я лично обращался с этим предложением к Президенту страны В.В. Путину на встрече президента с делегатами первого съезда муниципальных образований в ноябре 2013 года. И когда эта норма попала в закон, я понял, что ничто не ускользает от внимательного взгляда главы государства.

Разумеется, стратегическое планирование не должно обойти стороной муниципалитеты. Именно там зачастую, равно как и на региональном уровне, работа идёт опережающими темпами — почти все регионы имеют свою принятую и утверждённую стратегию развития. А общефедеральной стратегии при этом нет. Происходит раскоординация действий, потому что нет федерального взгляда на пространственное развитие страны. Например, по оценкам экспертов, из-за нерационального размещения инфраструктуры (транспортной, производственной, социальной) наша страна теряет порядка двух триллионов рублей ежегодно, что сопоставимо с дефицитом бюджета. Вот цена отсутствия долгосрочной стратегии. По этой теме у нас с Правительством идёт постоянное взаимодействие, и я рассчитываю, что мы вместе направим мышление общества в стратегическое русло, в установленные законом сроки выработаем стратегию, и будем опережающими темпами двигаться вперёд.

— Какие актуальные региональные проблемы удалось комитету рассмотреть в осеннюю сессию?

— Исходя из широкого круга вопросов, находящихся в компетенции нашего комитета счёт идёт на десятки. Мы нацелены на выявление проблем и возможных пробелов законодательства и результативную законотворческую деятельность.

На одном направлении работы комитета, пожалуй, остановлюсь отдельно.

Наш комитет в Совете Федерации отвечает за проведение Дней субъектов Российской Федерации в палате регионов. И это мероприятие нам удалось поднять на новый качественный и содержательный уровень. Раньше субъект заявлял 2—3 комитета для обсуждения своих вопросов, а сегодня по 7—8 комитетов. Кроме того, Комитет по региональной политике сегодня осуществляет контроль за исполнением Правительством и регионами постановлений Совета Федерации по социально-экономическому развитию субъектов РФ.

Нам удалось помочь регионам решить множество абсолютно практических проблем: передать имущество с регионального на федеральный уровень и наоборот, где этот вопрос долго не решался, решить вопросы переселения людей из аварийного жилья, изыскать средства в бюджете на достройку мостов, других объектов транспортной и социальной инфраструктуры, запустить регулярное рейсовое авиасообщение с отдельными регионами, изменить подходы к проектированию объектов, с учётом мнения регионов и так далее. Мы занимаемся конкретными вопросами субъектов РФ и добиваемся реальных значимых результатов. Для меня эта составляющая работы комитета не менее важна, чем законопроектная деятельность.

— Как представителю от Самарской области, удалось ли вам в ходе осенней сессии решить какие-то значимые для региона вопросы?

— Я старался сделать всё возможное, чтобы проекты, которые заявляет область, находили поддержу на федеральном уровне. Удалось в середине года дополнительно предусмотреть в федеральных программах 4 объекта в области — два детсада, школу и дорогу.

Важно продолжать поддержку регионов по выпадающим доходам из бюджета. Самарская область на решение этого вопроса получила значительные средства. Большой блок вопросов касается подготовки области к чемпионату мира по футболу 2018 года, здесь тоже нужно, что называется, «держать руку на пульсе». Кроме того, идёт большая работа по проведению личного приёма и отработке обращений граждан. Кстати, побывал на днях в Самаре на новоселье многодетной семьи, которая получила большую квартиру, а до этого ютилась на 8 квадратных метрах. Я очень рад, что удаётся решать конкретные вопросы: иной раз, приструнить зарвавшихся соседей, устроить кого-то на работу, защитить гражданина от незаконных действий чиновников. Эта работа для меня очень важна.

— В октябре 2015 года вы были назначены федеральным уполномоченным партии «Единая Россия» по проведению предварительного внутрипартийного голосования. Расскажите о задачах, которые стоят перед вами.

— Для меня большая честь и ответственность быть назначенным федеральным уполномоченным. «Единая Россия» — единственная партия, которая советуется предварительно с гражданами страны о том, кто должен представлять партию на выборах всех уровней. Это и есть предварительное, я бы сказал, всенародное голосование.

Наша задача — провести предварительное голосование 22 мая 2016 года по всей стране конкурентно, открыто и легитимно. На голосование могут прийти все желающие. А вот для участия как кандидату нужно соответствовать ряду требований, в частности не состоять в другой партии, не иметь судимости. Если человек с погашенной судимостью может принимать участие в выборах, то в предварительном голосовании он, по правилам нашей партии, принимать участие не сможет. Почему? Да потому что мы считаем, что в Госдуму от «Единой России» должны идти люди с кристально чистым прошлым. И я приглашаю к участию в предварительном голосовании всех желающих кандидатов: у вас есть возможность получить поддержку партии и на выборах в Госдуму, и в заксобрания регионов, а также на муниципальных выборах даже если вы беспартийные. Мы будем на всех этапах проведения праймериз открыты для представителей гражданского общества и СМИ. Задача федеральных уполномоченных создать равные условия для всех, обеспечить легитимность всех выборных процедур.

Источник: "Парламентская газета"


Возврат к списку новостей