АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Чита. Александр Зенков: вместо единения – противостояние

07.12.2015
В этом убежден председатель Забайкальского регионального отделения ВСМС, заместитель председателя Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков, оценивая характер деловых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти. 
- Из-за непонимания и нежелания слышать нас, предложения власти, которая ближе всех стоит к людям, страдают в итоге горожане. Об этом мне пришлось говорить на недавно состоявшейся конференции совета муниципальных образований Забайкальского края. Об этом же, кстати, говорили и мои коллеги во время прошедшего в ноябре в Казани Всероссийского Конгресса муниципальных образований, в котором мне довелось участвовать. Проблемы наши схожи, и пока вышестоящая власть не услышит власть на местах, ситуация в российских городах и поселениях будет только ухудшаться. 
- Реформирование российского местного самоуправления в течение двух лет спасением не стало? 
- Напротив, ухудшило ситуацию, сыграло роль «шоковой терапии», которая к лечебному эффекту не привела. Наоборот, сломано было многое из устоявшегося в местном самоуправления, его реальная автономия осталась в прошлом. Федеральный закон №136 существенно изменил Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В короткие сроки, менее, чем за полгода, на основе ФЗ№ 136 был принят региональный закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления в Забайкальском крае». 
В частности, за органами государственной власти субъектов РФ закреплено множество дополнительных полномочий в сфере регулирования деятельности местного самоуправления, К чему это приводит? О пользе для местного самоуправления говорить не приходится, напротив, открылись возможности для принятия субъективных решений, ущемляющих права и интересы местного самоуправления и населения. Не хочу давать оценок действующему руководителю исполнительной власти в Чите, но если говорить о самом нововведении, назначение руководителя местной администрации через конкурсную комиссию представляет особый риск. Чем особенно чревата модель с сити –менеджером, такой руководитель администрации фактически становится прямым подчиненным высшего должностного лица субъекта федерации. Если говорить о свободе выбора, трудно объяснить, почему гражданам России доверен непосредственный выбор президента страны и высшего должностного лица (Губернатора) субъекта РФ, но по решению региональной власти, подчеркну, может быть отказано в праве населением избирать более близкого к ним мэра города или главу муниципального района. При таком подходе поневоле жители городов и районов не приближаются, а все более отдаляются и отчуждаются от местной власти, что и подтверждается соцопросами электронных СМИ. Убедительное большинство опрошенных - за прямые выборы!
Опасение вызывает и возможность субъекта воспользоваться предоставленным ему правом перераспределения, а, по сути, принудительного изъятия ряда ключевых полномочий по вопросам местного значения без согласия органов местного самоуправления. Особенно болезненным стало изъятие на основе принятых Законов Забайкальского края основных полномочий в сфере землепользования, за которыми стоят достаточно большие финансовые средств. Тревогу вызывает и то, что особенно резко сокращен обязательный перечень вопросов местного значения для сельских поселений. Это привело к тому, что поселения остались без финансовых средств к существованию.
- То есть, реформа свелась к усилению регионального уровня власти, еще более ослабив позиции местного самоуправления? 
- Действительно, процесса децентрализации власти на местах, о чем говорил президент России в программных статьях, не получилось. Сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, о чем тоже говорил не раз Президент России как об одной из главных задач в укреплении власти, тоже сегодня в стране нет. Налоговая база муниципалитетов сужается и, прежде всего, по основному, ключевому, налогу- НДФЛ. Процент отчисления от транспортного налога так мал, что на эти средства не отремонтируешь дороги в муниципалитетах края, в том числе, в Чите. Субвенции, субсидии, дотации не дают развития муниципалитету. Нужна собственная твердая налоговая база.
Что может муниципалитет, если у него изымаются ключевые полномочия? Здравоохранение изъято ранее, муниципальная власть не может распоряжаться землями территории городского округа. Нам даже не доверяют решение проблемы регулирования численности безнадзорных животных. Потому что цена вопроса -80 миллионов рублей. Требуют исполнения данных полномочий бесплатно, как и в борьбе с терроризмом. Но для этого у нас нет силовых структур и финансовых средств.
Число правовых позиций по аспектам деятельности органов, по которым органы власти субъектов могут диктовать свои правила местному самоуправлению, возросло с 46 до 56. Что закреплено федеральными законами. 
- Есть ли попытки со стороны государственной власти Забайкальского края оказать поддержку органам местного самоуправления?
- Диалог носит эпизодический, а не конструктивный характер. Несправедливый, мягко говоря, характер межбюджетных отношений, когда ¾ из того, что зарабатывает город пополняет бюджеты вышестоящих уровней, в последний раз обсуждался два года назад . Перед принятием бюджета на очередной год нам говорят: «Вот, будут такие –то цифры, а не другие». Почему, на чем обосновано это решение, нам не считают нужным объяснять. Не была услышана и контрольно –счетная палата Забайкальского края , предлагавшая ряд мер для поддержки местных бюджетов. 
-А если все же основательно сесть за стол переговоров, какие проблемы, помимо финансовых, надо решать?
- Конечно, речь надо вести об основе основ во все времена - земельных отношениях. Право распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена, в столицах субъектов РФ признано однозначно за муниципалитетами- административными центрами субъектов Федерации. Кроме(!) Забайкальского края. 
Вопрос о передаче органам местного самоуправления земель от военведа, на которых размещены муниципальные здания и строения, тоже стоит остро: нет поддержки со стороны государственной власти.
Земельный налог, который должны платить с 1 января 2013 года военвед, УФСИН и пограничники в местные бюджеты, не поступает. Причина –не проведено межевание, не поставлены земли на кадастровый учет, а ведь эти требования заложены в известном майском указе Президента! Муниципалитет вышеуказанную работу провести не сможет ввиду отсутствия средств. 
Необходимо говорить и о роли полиции. Охрана общественного порядка для муниципальных районов Забайкальского края имеет свою специфику: один участковый полицейский расчет на квадратный километр или на душу населения. Отсюда имеем негативные события в Могзоне, Красном Великане. 
Для города же проблема –исполнение кодекса об административных правонарушениях. Соглашение между высшим должностным лицом края и УВД отсутствует. Протоколу намерений уже 1, 5 года. Нужны рычаги административного воздействия, чтобы полиция составляла протоколы об административных правонарушениях. Нужна, убежден, своя муниципальная полиция. 
Системной, последовательной работы с органами МСУ со стороны государственной власти нет. В сложной экономической ситуации государственная власть и муниципальная власть ищут поддержку в ТОСах, лучшие из которых можно поддерживать через гранты. Но порой из этой идеи получается формализм : так, в прошлом году состоялся форум, на котором победителям ТОСов выдали сертификаты: за первое место -100 тысяч рублей, за второе- 80 тысяч рублей. Но эти средства в реальности люди не получили. Или, казалось бы, такое важное решение на форуме «Сибирское соглашение» об институте старост увезли в Китай вместе с гостями, забыли вернуть сам текст решения форума, а про исполнение говорить не приходится. 
- Укрупнение муниципальных образований и сокращение их количества в России не обошло и Забайкальский край. Объясняют это экономическими причинами. Как Вы оцениваете это явление?
- А как можно еще оценивать, если нарушаются три базовых принципа организации местного самоуправления?! Принцип эффективности самоорганизации , основанный на осознании местным сообществом своих общих интересов и их реализации? Эффективность снижается с увеличением территории , удалением от органов государственной власти . Нарушается и принцип подконтрольности органов и должностных лиц МСУ местному сообществу, возможность оперативно реагировать на действия власти. Третий нарушенный принцип -доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени, что зависит и от транспортных возможностей. 
Вместо формирования активных местных сообществ по мере укрупнения выстраивается командно – административная система отношений населения и местной власти, а то и вовсе забывается, что то или иное поселение существует. 
Последовательную и системную работу с органами местного самоуправления ведет только прокуратура. Не буду на этом останавливаться подробно, но это пример действительно конструктивного диалога в различных направлениях , в отличие от отношения наших коллег из органов государственной власти субъекта федерации. 
Причина же отсутствия конструктивного диалога органов местного самоуправления с органами государственной власти , прежде всего, в кадрах, вернее, в их отсутствии, не имеющих практического опыта работы в местном самоуправлении как отдел по взаимодействию с органами аппарата законодательного Собрания Забайкальского края. Ни одного вопроса не удалось решить и в комитете по местному самоуправлению Законодательного собрания. 
Все выше перечисленное приводит к тому, что МСУ как самая близкая власть к народу и обладающая огромным потенциалом, просто не востребована и становится заложником у населения для критики, из-за отсутствия финансовых средств не может существенно повлиять на социально –экономическое состояние общества. А из –за низкой заработной платы социальной сферы органы местного самоуправления не могут и не имеют морально права принять решение вкладываться в реальный сектор экономики, развивать собственное муниципальное образование. 
- Как все же выйти на реальное укрепление позиций местного самоуправления? 
- В таких условиях перед советом муниципальных образований и Всероссийским советом местного самоуправления стоят сложные задачи по укреплению и сплочению рядов органов МСУ.
На местном региональном уровне необходимо активизировать работу по обсуждению актуальных вопросов, стоящих перед органами местного самоуправления. Через Законодательное собрание Забайкальского края, АСДГ, конгресс муниципальных образований, ВСМС ставить вопрос о разработке концепции (стратегии) дальнейшего развития местного самоуправления в России. Без внесения изменений во многие финансовые законы невозможно обеспечить системный и взаимоувязанный подход к решению отдельных проблем. 
В основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора. «Нельзя ничего навязывать, надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов. Необходимо организовать диалог с муниципальными собраниями, чтобы обсудить содержательные вопросы, все нюансы преобразований», -подчеркивает Владимир Путин. Все эти действия необходимы для того, чтобы горожане, жители поселений действительно могли ощущать себя защищенными, уверенными в силе и дееспособности «власти, до которой можно дотронуться рукой».

Источник: Пресс-служба Городской Думы Читы

Возврат к списку новостей