12.11.2015
На прошедших во вторник публичных слушаниях по проекту бюджета Перми на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов разработчики документа и приглашённые эксперты разошлись в его оценках.
Те, кто корпел над разработкой главного финансового документа города, склонны думать, что все бюджетные статьи смогут работать на развитие города. Выступившие эксперты были более резки в оценках, назвав бюджет 2016-2018 годов бюджетом выживания.
Как водится, основные параметры проекта бюджета озвучил замглавы администрации Перми, начальник департамента экономики и промышленной политики Виктор Агеев. Как и его коллеги, Виктор Геннадьевич отметил, что процесс формирования бюджета на предстоящую трёхлетку проходил на фоне ухудшения экономических показателей. В числе заслуг разработчиков проекта бюджета замглавы назвал работу по противодействию сокращению налоговых доходов, а также то, что чиновники и депутаты смогли обеспечить устойчивость бюджетной системы, предсказуемость её параметров в условиях экономической реальности.
— Эти обстоятельства позволили нам сформировать реальный, исполнимый бюджет и по аналогии с краем оставить его трёхлетним, — уточнил Виктор Агеев, но при этом констатировал, что динамика основных экономических показателей деятельности крупных и средних предприятий Перми свидетельствует о замедлении экономики. — Поэтому формирование проекта бюджета на 2016-2018 годы осуществлялось исходя из следующих условий: уровень инфляции в 2016 году — 109,8, в 2017-м — 106,8, в 2018-м — 106,2 процента. С учётом этих подходов основные параметры проекта бюджета города с межбюджетными трансфертами по доходам составляют в 2016 году 22,6 млрд рублей, в 2017 году — 22, 9 млрд рублей, в 2018-м — 22,5 млрд рублей. Расходы бюджета на этот период запланированы на уровне прогнозируемых доходов без привлечения заёмных средств...
Что касается структуры доходов, то ожидается небольшой рост межбюджетных трансфертов. Налоговые доходы, по мнению Виктора Агеева, будут постепенно расти как в абсолютных суммах, так и в долях, в отличие от неналоговых, которые, по прогнозам, будут снижаться. При некотором росте суммы налоговых доходов их структура может остаться относительно стабильной: традиционно значительный вес в объёме налоговых доходов занимают налог на доходы физических лиц и земельный налог. Доля НДФЛ постепенно увеличивается — от 56,2 до 59,2 процента к 2018 году. Доля земельного налога в плановый период предполагается стабильной и будет колебаться в районе 25 процентов. А вот неналоговые доходы, по мнению разработчиков, снизятся. Обусловлено это сокращением объёмов и цены продажи муниципального имущества более ликвидных объектов, сокращением по той же причине поступлений от арендной платы за муниципальное имущество и сокращением прогнозируемого объёма чистой прибыли муниципальных предприятий.
Правда, с 2016 года чиновники ожидают поступления в городскую казну новых видов неналоговых доходов, например, доходов от предоставления на платной основе парковочных мест, доходов на оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса и некоторых других. Но их суммы пока невелики и позволят разве что удержать от падения объём неналоговых поступлений.
Также замглавы города напомнил, что проект бюджета Перми на 2016-2018 годы сформирован на основе 24 муниципальных программ и уже традиционно сохраняет социальную направленность — ежегодно свыше 60 процентов расходов планируется направлять на отрасли социальной сферы. Не забыли в проекте бюджета и про инвестиционные расходы: в 2016 году их сумма вырастет с 2,7 млрд до 3,3 млрд рублей. В планах разработчиков главного финансового документа — упрочить инвестиционную составляющую и довести объём инвестиций в 2017 году до 3,8 млрд рублей.
— Именно на обеспечение этого роста были главным образом направлены наши усилия по экономии текущих расходов. И это позволяет нам расценивать бюджет 2016-2018 годов не как бюджет-желание, но как бюджет-развитие, — подвёл итог своего доклада Виктор Агеев.
Выступавшие следом за докладчиками эксперты — в основном учёные-экономисты ведущих пермских вузов — не были настроены столь позитивно. Конечно, все они отмечали сложные экономические условия, в которых верстался проект бюджета. Но его доходы, которые остаются практически неизменными с 2011 года, вряд ли говорят о том, что это бюджет развития, отметила кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Политехнического университета Валерия Агеева:
— С 2011 года мы имеем доходы примерно на уровне 22,5 млрд рублей. Понятно, что это условие тех темпов инфляции, которые были. Понятно, что возможности руководителей города в этих условиях были очень ограничены, потому что в реальной жизни мы будем получать всё меньше и меньше. И тем не менее хотелось бы сказать, что в таких условиях рассчитывать на какое-то развитие не приходится, и я бы назвала этот бюджет бюджетом выживания.
Каждый поднимавшийся на трибуну эксперт вносил свою «ложку дёгтя» в бочку бюджетного мёда.
Руководитель образовательной программы «Экономика» ВШЭ — Пермь Андрей Емельянов поднял вопрос приоритетности расходования бюджетных средств:
— В бюджете семьи мы всегда вынуждены выбирать, на что потратить деньги. Но пока на бюджетных слушаниях нет механизма, или, по крайней мере, он остаётся за кадром — каким образом депутаты городской думы выбирают, — ответа на этот вопрос не будет. Мы, как жители города, имеем право голоса, но нет дискуссии — что является приоритетным в этом плане.
Далее эксперт перешёл к вопросам экономии, которой, по его мнению, уделяется недостаточно внимания при распределении средств городской казны:
— Сокращать расходы можно всегда. Давайте проанализируем ряд зарплат муниципальных чиновников. Я — простой житель города и честно плачу налоги. Я как экономист-профессионал могу зайти на сайт HH.ru и найти вакансию для своей квалификации в банковской сфере на 150 тыс. рублей. Почему ряд муниципальных служащих в условиях кризиса получают заработную плату в 227 тыс. рублей? Есть предложения и по увеличению доходов. Например, на региональном уровне можно обсуждать увеличение ставок транспортного налога для богатых. В прошлом году я уже говорил об этом. Например, в Перми владелец автомобиля «Порш Кайен» платит за «лошадь» 55 рублей, а в Казани или Челябинске — 150. Я думаю, что для владельцев «Порш Кайен» это не принципиально, но введение налогов на богатых в условиях кризиса экономики — это некий выход по улучшению доходной части бюджета.
Не менее эмоционально поддержал Андрея Емельянова и его коллега — экономист Юрий Белоусов, член Общественного совета при Пермской городской думе, стоявший когда-то у руля экономических процессов региона.
Начав с критики методологического подхода в написании муниципальных программ, Юрий Викторович также перешёл к проблемам экономии:
— Я люблю копаться на сайте госзакупок. И самые интересные закупки я нахожу в сфере образования. Судите сами: недавно прошёл конкурс по закупке компьютеров и планшетов для одной из школ. Закуплено 202 планшета по цене 30 тыс. рублей за каждый, 50 стационарных компьютеров в компьютерный класс по цене 55 тыс. рублей за каждый. И закуплено 17 интерактивных досок по цене 550 тыс. рублей за каждую. Я хочу сказать: ну, красиво жить не запретишь! Бюджет города составляют наёмные менеджеры. Собственник бюджета — население города, и именно из его потребностей должен составляться бюджет. А вот за отсутствие дефицита вообще уважаю! — заявил известный экономист.
Однако отсутствие займов часть экспертов отнесла не к достоинствам, а недостаткам принимаемого документа. Декан экономического факультета Пермского классического университета, профессор Татьяна Миролюбова подчеркнула, что бюджет города должен быть в большей степени ориентирован на то, чтобы сгенерировать будущие доходы:
— Вот это преодоление старой модели экономического роста, которая уже не может давать рост. Эта задача должна быть главной и ключевой при формировании бюджета.
Однако если посмотреть на существующую сегодня ситуацию на инвестиционном портале Перми, то здесь, что касается будущего развития, в реестре инвестиционных площадок представлено всего 11 площадок: 7 — на жилищное строительство и 4 — на коммерческую недвижимость.
— Где инвестиционные площадки под производственные объекты? — задалась вопросом экономист и перешла к теме заимствований. — Здесь говорили о том, что хорошо, что у нас нет долга. Но тем не менее, если бы наш бюджет был бюджетом развития, то в условиях ограниченности ресурсов это бы потребовалось. Но это такие заимствования, которые формируют не текущее повышение кассовых разрывов, а качественные заимствования под проекты, которые создали бы будущую налоговую базу, проекты, направленные на создание и развитие налогового потенциала города.
Но мнения теоретиков (учёных) и практиков (депутатов) в этом вопросе разошлись. По словам зампредседателя краевого парламента Лилии Ширяевой, бездефицитность бюджета — его безусловный плюс:
— Ведь благодаря этому сегодня отсутствует проблема рефинансирования муниципального долга и отсутствует проблема необходимости закладывания в бюджет расходов, связанных с его обслуживанием, — заявила парламентарий.
Также не наблюдалось единства мнений и у других записавшихся на выступления: ветераны говорили о том, что мало поддерживаются люди пожилого возраста, молодёжь — об отсутствии поддержки молодежной политики, профсоюзы — о недостаточной заботе в отношении трудящихся.
Конечно, время было ограничено и выступить смогли далеко не все желающие, но некоторые взяли напором и всё-таки оказались на высокой трибуне. Основательно подготовившийся к слушаниям житель Перми Константин Георгиевич терпеливо ждал своего выступления, а, выйдя на трибуну, сначала посетовал, что не смог достаточно подготовиться к выступлению. Однако это не помешало ему обрушиться с критикой на инфраструктурное ведомство замглавы города Николая Уханова, финансирование подведомственных программ которого — по расселению ветхого и аварийного жилья — стремительно сокращается.
Выпустив пар, Константин Георгиевич сел на своё место, достал термос и, балуясь чайком, продолжил слушать последующих выступающих. Формат слушаний, увы, не предполагал режим дискуссий, а потому выступления проходили в режиме монолога и действительно напоминали больше выпуск пара. Единственный, кому по формату слушаний было, видимо, позволено ответить на все вопросы, был Юрий Уткин, который сообщил, что инициатива с введением транспортного налога уже обсуждается.
— Не так всё плохо, как это приходится слышать от разных людей, — философски заметил Юрий Аркадьевич. — Я считаю, что люди, которые говорят «плохо», не замечают того, что «хорошо». Я бы хотел привести одну маленькую современную цитату, которая мне очень понравилась, — позитивно продолжил председательствующий. — «Каждый день не может быть хорошим. Но в каждом дне есть что-то хорошее». Поэтому сегодня, идя домой и глядя по сторонам, вы можете найти массу позитивных изменений, которые произошли в последнее время в нашем городе. В Ляды, в частный сектор, пришёл свет, коллеги! Это реальность! Жители, когда мы недавно туда выезжали, говорят: «Большое вам спасибо! Наконец-то часть улиц стала освещённой!». Ну, коллеги, ну не всё плохо! — как мантру произносил заключительные слова вице-спикер. Жаль только, что слышала их маленькая горстка горожан, досидевшая до конца мероприятия.
Источник: http://zvzda.ru/