27.10.2015
В министерстве образования края обсудили проект региональной концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Участие в совещании приняли представители министерств образования, здравоохранения, социальной политики, члены краевой комиссии по делам несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, депутаты Законодательного Собрания, представители Прокуратуры края, специалисты агентства труда и занятости населения и муниципальных органов опеки, а также руководители детских домов и организаций профобразования края.
В ходе совещания специалисты обсудили проблемы социальной и трудовой адаптации выпускников детских домов. Как отмечают эксперты, подготовка детей к самостоятельной жизни, которая проводится сегодня в детских домах, не эффективна в силу разных причин.
Во-первых, федеральное законодательство свело к нулю приобщение детей к общественно-полезному труду и освоение навыков самообслуживания. Согласно закону не допускается привлекать детей к уборке санитарных узлов, мест общего пользования, мытью окон и светильников, строительным и ремонтным видам работ. При проведении сельскохозяйственных работ (а в Красноярском крае 50% детских домов расположены в сельской местности) допустимая продолжительность труда составляет 2 часа, при этом через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Таким образом, после выхода из детского дома выпускники испытывают трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, они не в состоянии решить многие проблемы без поддержки взрослых.
Во-вторых, до сегодняшнего дня мониторинг адаптации детей-сирот не был регулярным, поэтому статистические данные постинтернатного устройства воспитанников отсутствуют. То есть пути взросления выпускников детских домов не отслеживаются: поступление и закрепление в профорганизации, обучение, итоговая аттестация и закрепление на первом рабочем месте. "Конечно, службы детских домов большинство своих выпускников не теряют из вида. Существует система телефонного контроля, консультирования, проживания их в детском доме в каникулярное время", - пояснила начальник отдела министерства образования Ирина Гущина.
Однако эта ситуация возможна только, если ребенок остается в пределах муниципального округа детского дома, и учреждение имеет реальную возможность контроля и сопровождения. Сложность возникает тогда, когда выпускник уезжает (в частности, в Красноярск), а законным представителем остается директор детского дома. В этом случае по месту обучения воспитанника ни органы опеки, ни профессиональная организация ответственности за него по закону не несут, а директор детского дома не имеет реальной возможности его контролировать. Несмотря на то, что количество детей, приехавших учиться в Красноярск из других территорий, за последние два года снизилось почти вдвое, 6% выпускников этого года остаются в зоне риска: они уехали из округа, но их законным представителем остался директор детского дома.
Для решения этих задач министерством образования разработан проект концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. В рамках концепции планируется создание в базовых детских домах (Ачинский, Канский, Лесосибирский, Минусинский и Сосновоборский детские дома) координационных центров. Специалисты центров будут координировать и организовывать постинтернатное сопровождение выпускников в округе, а также вести банк данных выпускников, мониторинг их поступления, закрепления, обучения и трудоустройства. Кроме этого, до конца 2015 года в крае начнут работу 25 служб постинтернатного сопровождения выпускников, обеспечивающих подготовку их к самостоятельной жизни, помощь в устройстве и адаптации в обществе. Также ведется разработка и лицензирование детскими домами программ дополнительного образования по подготовке детей к самостоятельной жизни и профориентационной работе. "В настоящее время 12 детских домов уже имеют лицензию, 10 должны получить в конце 2015 года, остальные получат ее в 2016 году", - отметила Ирина Гущина.
Новая концепция подразумевает и развитие возмездного попечительства, то есть присмотр за выпускниками детских домов за вознаграждение, а также создание института тьюторства (наставников-сопроводителей) для детей-сирот.
По словам специалистов, реализация концепции не предполагает выделения отдельного финансирования - все мероприятия реализуются только за счет реструктуризации деятельности учреждений и внутренних резервов.
Для справки
В Красноярском крае в системе образования работает 30 организаций для детей-сирот, в которых проживает 1530 воспитанников. В основном это дети подросткового возраста, имеющие проблемы в психическом и физическом развитии.
В организациях для детей-сирот созданы комфортные и безопасные условия проживания воспитанников, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Организации для детей-сирот укомплектованы квалифицированными кадрами, в них работает 50 социальных педагогов, 53 педагога-психолога, 278 педагогов дополнительного образования и 566 воспитателей.
Благодаря развитию семейных форм устройства за период с 2007 по 2014 год в Красноярском крае было ликвидировано 29 детских домов. В высвободившихся зданиях теперь располагаются 15 садиков, 6 учреждений дополнительного образования и 2 школы.
Источник: Официальный сайт администрации Красноярского края