14.10.2015
В Конституционном суде (КС) представители федеральной власти заявили, что отмена выборов мэров в крупных городах не нарушает принцип народовластия, а протест 90 депутатов Госдумы против вмешательства регионов в местное самоуправление (МСУ) находится "в сфере политики, а не права". Одновременно КС отказался рассмотреть запрос Центризбиркома о возможности исполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего нарушением содержащийся в Конституции РФ запрет заключенным голосовать на выборах.
На новую редакцию федерального закона "Об общих принципах организации МСУ" и принятого на его основе закона Иркутской области о порядке формирования органов МСУ пожаловались 90 депутатов Госдумы (см. "Ъ" от 24 августа, 12 и 13 сентября). Они оспаривали предоставленную властям субъектов РФ "неограниченную свободу", позволяющую им "навязывать муниципальным образованиям единственный способ формирования органов местной власти", что на практике привело к отмене выборов мэров во всех крупных городах, включая Иркутск. Законодатель, по мнению заявителей, "исключил возможность населения самостоятельно решить эти вопросы".
Спорная реформа была реализована в Иркутске по инициативе экс-губернатора Сергея Ерощенко, в сентябре проигравшего выборы одному из заявителей — коммунисту Сергею Левченко. Его позицию в поддержку жалобы вчера представила в КС администрация области. Остроту процессу добавила и "дуэль" двух членов думской фракции "Единая Россия": представлявшего заявителей депутата от Иркутской области Антона Романова и полпреда Госдумы в КС Дмитрия Вяткина. Господин Романов заявил, что проведенная в Иркутске реформа противоречит посланию президента, согласно которому "власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой". Глава Иркутска Дмитрий Бердников, пояснил депутат, назначен "слабой" гордумой, которая была избрана при явке в 11%. При отсутствии альтернативного варианта формирования местной администрации обязательные публичные слушания становятся формальностью, и население чувствует себя "обманутым и оскорбленным". В итоге "губернатор, который продавил эти поправки, проиграл выборы, набрав всего 30% голосов", что, по словам господина Романова, доказывает, "если существующие на муниципальном уровне противоречия придавить и притушить, они всплывут на региональном".
Дмитрий Вяткин пытался убедить КС, что "позиция заявителей находится в сфере политики, а не права" и они создают "ошибочное впечатление, что произошла революция, которая посягнула на народовластие". Самостоятельность МСУ, заявил он, "не должна пониматься как полная оторванность от иных уровней публичной власти или единственный уровень, который выражает волю наших сограждан". "Воля населения может проявляться и через органы госвласти",— считает он. Представитель Совета федерации Андрей Клишас признал, что "на практике допускается искажение воли законодателя, но это не мешает уточнить закон". Он считает, что муниципалитету Иркутска ничто не мешало "выступить с альтернативным законопроектом или поставить вопрос о поправках", хотя "альтернативность вариантов" не обязательна. Полпред президента Михаил Кротов оправдал реформу потерей связи региональной власти с муниципальной.
Позиции представителей Иркутской области оказались противоположными. Органы МСУ "могли не согласиться с решением заксобрания", заявил его зампред Андрей Лабыгин, однако вместо самороспуска (как, например, в Родниковском поселении Челябинской области) иркутская дума "приняла поправки в устав единогласно". Начальник главного правового управления губернатора Анна Выштыкайлова отметила, что реформа содержит коррупциогенный фактор, а глава области полностью на стороне заявителей. Представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева сообщила, что реформу в Иркутске поддержала Ассоциация муниципальных образований и Общественная палата, а на публичных слушаниях "от жителей возражений и замечаний не поступало". "Процедуры обсуждения жестко не прописаны: как могли, так и реализовали, но мнение учтено", заявила она.
ЦИК спор об отмене выборов мэра проигнорировал. В то же время вчера стало известно, что его глава Владимир Чуров направил в КС запрос о возможности исполнения решения ЕСПЧ (по делу "Анчугов и Гладков против РФ"), признавшего нарушением содержащийся в Конституции запрет заключенным голосовать на выборах. КС рассматривать его отказался, опубликовав вчера определение о том, что право на такие обращения есть только у президента и правительства, которые, в отличие от ЦИК, отвечают за исполнение международных обязательств РФ.
Источник: Газета "Коммерсант"