09.07.2015
В Самаре продолжается реформа местного самоуправления. Через два с небольшим месяца горожане будут выбирать депутатов девяти районных советов, районные администрации получат возможность самостоятельно решать довольно широкий круг местных вопросов. Как будет происходить передача полномочий с городского уровня на районный? Какими станут новые районные администрации? И чем новая система МСУ схожа с практикой советского времени? На эти и другие вопросы ответил глава администрации Самары Олег Фурсов.
Потребуется переходный период
- В сентябре Самару ждет очередной этап «перезагрузки» системы местного самоуправления: будут избраны районные советы депутатов, администрации внутригородских районов станут самостоятельными органами власти. На какие сферы жизни будут по-настоящему влиять депутаты и чиновники?
- Мы видим, какая непростая ситуация сложилась в районах Самары в последние десятилетия. Я постоянно провожу объезды территорий, и везде люди подходят с вопросами, которые, по идее, и должны решать власти на местах. На примере отдаленных поселков, которых у нас немало, особенно четко видно, что туда, как говорится, годами не ступала нога чиновника, не было хозяйского подхода. Создание полноценной ступени муниципального управления на районном уровне, считаю, даст толчок для того, чтобы ситуация менялась. Мы передаем районам более 30 полномочий, и это не предел, со временем их количество может быть увеличено.
Мы должны понимать, что на районном уровне управленческой структуры как таковой не существовало на протяжении двух десятков лет. Поэтому потребуется переходный период, за время которого сотрудники должны будут дополнительно обучиться, приобрести необходимые компетенции, навыки, управленческий опыт. И по мере того как они будут повышать свою квалификацию, можно продолжать разговор о дополнительной передаче полномочий.
- Какими именно полномочиями готов поделиться город с сентября? Олег Борисович, выделите ключевые из них.
- Сложно выделить ключевые, все эти полномочия важны для районов. Это вопросы благоустройства, безопасности, торговли, спорта, досуга. Они в равной степени затрагивают интересы жителей, которые там проживают.
Мы планируем, что реализация первого пакета переданных полномочий начнется с 1 января следующего года. Такая отсрочка связана с бюджетным процессом. Бюджет города спланирован до конца текущего года, и сейчас выделять из него ресурсы, чтобы обеспечить полномочия районных администраций в течение трех-четырех месяцев, не совсем целесообразно. Это будет бесполезная работа. Остаток года районные советы как раз посвятят обсуждению бюджетов на 2016 год, документы уже подготовлены городским департаментом финансов. Депутаты внесут в них свои коррективы, и со следующего года начнется планомерная работа.
- Не досадно ли городу делиться частью своей власти с районами?
- О досаде не может быть и речи, мы же не передаем полномочия другому городу. Просто они будут более эффективно реализовывать-ся на районном уровне. Консолидированный бюджет не уменьшится, суммарно он останется прежним. А то, что районы смогут распоряжаться своими частями казны, позволит более оперативно направлять средства на решение именно тех вопросов, которые в первую очередь волнуют жителей.
Мы ведь отчасти возвращаемся к варианту перераспределения полномочий, который хорошо показал себя в советское время. В 50-х годах Октябрьский район, который тогда назывался Сталинским, был признан самым благоустроенным, самым чистым в РСФСР. Система управления позволяла достичь таких результатов. Сейчас же глава района работает по спущенной сверху смете, возможностей для пополнения доходной части у него нет. Что ему остается? В лучшем случае - обращаться на городской уровень за деньгами или к спонсорам, в худшем - прятаться от жителей, для которых он ничего не может сделать.
Работа депутата должна приблизиться к потребностям людей
- Давайте более подробно поговорим о структуре новой районной власти. Сколько людей будет представлено в советах, и кто, на ваш взгляд, должен претендовать на эти места?
- Уже определено, что в состав районных советов депутатов будут избраны 284 человека. Они в свою очередь делегируют 41 депутата в Думу Самары. Предполагается, что все они будут работать на общественных началах, а необходимую организационную работу станут выполнять сотрудники районных и городской администраций.
Увеличение числа депутатов вызвано тем, что мы сделали избирательные округа более компактными. Теперь в одном округе минимальное число избирателей составляет 2,5 тысячи человек, максимальное - около 12 тысяч. Эти изменения приняты специально для того, чтобы работу конкретного депутата приблизить к потребностям людей и той территории, на которой он будет избираться.
Напомню, сейчас у нас 35 городских депутатов, которые представляют очень крупные округа. Они физически не могут обойти всю вверенную им территорию, выяснить нужды каждого человека. Новая же система позволит это сделать. Это будут представители трудовых предприятий, работники бюджетной сферы, активисты некоммерческих организаций - ветеранских, молодежных, обществ инвалидов. Это должны быть люди, которые реально понимают положение дел «на земле», общаются с населением вживую, а не через километры переписки.
Кому-то новая система еще не до конца понятна. Кому-то она однозначно не нравится. Но нам важно, и об этом постоянно говорит губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин, что в решении вопросов развития территорий надо ориентироваться на интересы жителей, а не отдельных финансово-промышленных групп. Полагаю, что новая система позволит это делать эффективно.
- На какие качества кандидатов в депутаты вы посоветуете обратить внимание горожанам?
- У городской власти есть очень большая потребность в честных, порядочных людях, на которых можно будет опереться в работе. Они должны не просто набирать политические очки, критикуя все подряд, а идти во власть с желанием менять Самару к лучшему. Как подчеркивает губернатор, нам нужна команда созидания.
Самостоятельность районов будет означать их ответственность
- Как районные законодатели смогут влиять на районную исполнительную власть?
- Советы смогут непосредственно участвовать в формировании районных администраций, определении их руководителей, а Думе Самары предстоит голосовать за главу города. Во всех районах будут работать конкурсные комиссии, куда войдут самые авторитетные жители, как это было сделано в конце прошлого года на городском уровне. По промышленным районам обязательно будет согласование с крупными предприятиями, потому что развитие территорий неразрывно связано с «самочувствием» заводов, сотрудники которых создают основные блага. Также при выборе руководителей районов, безусловно, будет учитываться мнение главы администрации Самары, областного правительства.
То есть будет выстроена настоящая вертикаль власти. Это позволит подчинить определенной дисциплине всю эту систему и ускорить принятие решений по развитию города, что очень важно. К сожалению, за последние годы появились проблемы, причиной которых стала как раз несогласованность работы чиновников различных уровней. Мы должны эти препятствия преодолеть в кратчайшие сроки.
- Уже понятно, какова будет структура новых районных администраций? Они не будут уменьшенными копиями городской?
- Их структуры мы начинаем прописывать, закреплять в документах сейчас, после того как губернская Дума утвердила наши предложения по передаче полномочий.
Могу совершенно определенно сказать, что численность сотрудников городской администрации будет в очередной раз снижена. За счет этого станет наполняться структура районных администраций. Конечно, будет приниматься во внимание численность населения района, прочие территориальные особенности. Например, Крас-ноглинский район состоит из разрозненных поселков, и там нельзя использовать ту же схему, что и в компактном Самарском. Нужны подразделения, работающие на отдаленных территориях.
- Как в новую систему впишутся общественные советы районов, которые сейчас на слуху, пытаются решать какие-то локальные проблемы?
- Они останутся генераторами предложений, идей, которые районные советы будут обсуждать на своих сессиях. У нас будет 284 депутата, а участников общественных советов уже сейчас более 2400 человек, отмахнуться от мнения этих активных, грамотных людей районным властям не удастся. Мы хотим наполнить их деятельность и дополнительными функциями. Например, они станут обязательными участниками обсуждений вопросов по установке памятников, переименованию адресных единиц или появлению новых.
- Вы упомянули вертикаль власти, которую нужно выстроить на местном уровне. Но нет ли у вас опасений, что районы, получив полномочия, собственные источники доходов, сильно «пойдут в отрыв», почувствуют себя слишком самостоятельными?
- Это очень хорошо, что они будут чувствовать себя самостоятельными. Значит, у них появится ответственность, и с них можно будет за это спрашивать. Думаю, что каждая районная администрация и совет будут стремиться к тому, чтобы собирать налоги в полном объеме, искать дополнительные источники развития. Конечно, пройдет определенный период, пока новая система заработает как часы. Но первый импульс этой реформе нужно придать как можно скорее.
Вспомним, как принято говорить, «сытые» годы - 2005 - 2008, когда денег в бюджете было достаточно. Тем не менее элементарные проблемы, о которых мне говорят жители, так и не были решены. Казалось бы, ресурсов хватало, но система не позволяла максимально эффективно ими распорядиться. Сейчас с бюджетом все непросто, но делать удается больше. Когда мы пробудим инициативу у людей, повысим их заинтересованность в работе, думаю, ситуация в городе в целом будет улучшаться еще быстрее.
Работа на развитие города
- Олег Борисович, раз уж вы упомянули «сытые» годы, давайте вспомним и финансово-экономический кризис, последовавший за ними и затронувший Россию, конкретно наш регион. Вы тогда возглавляли областной департамент труда и занятости населения, и многие, наверное, помнят, как пришлось «вытягивать» Тольятти. Насколько нынешняя экономическая ситуация соотносится с тем кризисом? Какие меры предпринимает муниципалитет для стабилизации городского бюджета?
- В 2009 - 2011 годах ситуация была действительно очень непростая. Считаю, что мы все вместе справились с ней, не допустили сильных социальных потрясений. Если экономические сложности будут проецироваться на Самару, то мы представляем, с помощью каких механизмов, инструментов сможем уменьшить негативное влияние. Опыт решения таких проблем у нас есть.
Что касается бюджета, то областной и городской уровни сильно разнятся по структуре налоговых поступлений: муниципалитет всегда испытывает меньше проблем, так как его доходная часть более стабильна, более защищена. Мы пока не видим серьезного недобора по средствам, которые были запланированы.
К тому же мы будем претендовать на больший объем субсидирования из областного бюджета путем подготовки проектной документации по школам, детским садам, ремонту и реконструкции дорог. Уже сейчас есть определенные подвижки в этом плане. Если за ряд предыдущих лет было отремонтировано 12 детских садов, то только в 2015-м мы планируем привести в порядок сразу 13 дошкольных учреждений и еще на три заканчиваем подготовку документов. Большой резерв проектов сейчас готовится и по ремонту дорог.
Считаю, что мы успешно выстраиваем диалог и с предприятиями, бизнесменами, которые берут на себя часть нагрузки по восстановлению фасадов исторических зданий, благоустройству бульваров, скверов. Это тоже своего рода дополнительная капитализация Самары.
- Вы уже полгода находитесь на посту главы администрации Самары. Изменилось ли за это время ваше мнение насчет того, какие сферы городской жизни являются основными?
- Основные вопросы, безусловно, связаны с благоустройством города, с развитием транспортной инфраструктуры. В этих направлениях как раз и были приложены серьезные усилия. Закуплены большие партии спецтехники для уборки города, обновляется подвижной состав муниципальных транспортных предприятий, которые будут постепенно возвращать себе «хлебные» маршруты, переданные когда-то коммерсантам.
Мы изменили подход к расходованию бюджетных средств, введен довольно жесткий режим экономии. Я сам обязательно просматриваю крупные технические задания, которые выставляются на торги. Проведена кадровая реформа: сокращение персонала составило 20%, утверждена новая, более компактная структура городской администрации. Произошел возврат полномочий по распоряжению землей. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы вернуть городу контроль над рекламным рынком. Дополнительным источником пополнения бюджета станет легализация существующих незаконных стоянок и оборудование новых муниципальных.
Работа всей команды администрации, независимо от того, кто ее возглавляет, должна быть направлена на развитие города. Мы выявили проблемные точки, больные места и будем планомерно работать над их устранением. У коллектива я вижу желание работать, менять ситуацию.
- Не могу не спросить про «вечную» самарскую проблему - дороги. Что планирует делать городская власть в этом направлении?
- Да, конечно, мы понимаем эту проблему, дороги в городе изношены на 60%. Это результат многолетнего недофинансирования данной сферы. В условиях существующего, непростого, бюджета мы тем не менее наращиваем темпы. Нужно начать с того, что в этом году мы намного раньше начали ямочный ремонт, который является поддерживающей мерой в период межсезонья.
Раньше, чем в предыдущие годы, мы вступили в активную фазу капитального ремонта дорог и ремонта «картами». В этом году комплексно ремонтируем 13 улиц - обновляем и проезжую часть, и тротуары, и газоны. Работы ведутся в самых разных районах города. Это и улицы Агибалова, Венцека, Ульяновская в центре, и проспект Юных Пионеров на Безымянке, и улица Мориса Тореза в Советском районе, и Пугачевский тракт, который не ремонтировался несколько десятилетий, и многие другие. График работ стараемся организовать таким образом, чтобы доставить горожанам минимум неудобств. Надеюсь, они это оценят. Завершен ремонт Южного шоссе.
Конечно, решить эту проблему за счет средств только городского бюджета не получится. Поэтому мы активно привлекаем ресурсы из вышестоящих бюджетов. Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин придает теме дорог огромное значение. В этом году на дороги в Самаре из областного бюджета выделен 1 млрд рублей, и это не считая значительных средств на ремонт Московского шоссе и ул. Ново-Садовой, которые курирует министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Одним из крупных дорожных проектов в ближайшее время станет реконструкция Заводского шоссе. Проектная документация на эту дорогу сейчас проходит госэкспертизу. Планируется комплексный ремонт с заменой дорожного полотна, строительством ливневой канализации и освещения. По решению главы региона часть средств на реализацию проекта поступит в ближайшее время. Это позволит оперативно провести торги и приступить к работам уже этим летом.
Кроме того, губернатором поддержан проект продления автомобильной дороги на ул. XXII Партсъезда на участке от ул. Ново-Садовой до Московского шоссе, а также комплексного ремонта этой магистрали с выходом на Кировский мост через ул. Ветлянскую. Это позволит создать важнейшую транспортную артерию, которая обеспечит выезд из географического центра города в промзону и дальше на юго-восточное направление.
Чтобы существенно увеличить темпы ремонта и строительства дорог, городская администрация сейчас работает над созданием беспрецедентного задела проектно-сметной документации на следующие несколько лет - на пять миллиардов рублей. Это позволит нам в разы увеличить финансирование данного направления в среднесрочной перспективе, а также рассчитывать на включение в федеральные программы.
Новые дороги нужно и убирать по-новому, чтобы они дольше сохранялись и выглядели опрятно. В этом году благодаря экономии бюджетных средств мы приобрели 52 единицы спецтехники для уборки города. До конца года этот показатель будет доведен до 100. Оснащение городских служб современной техникой - один из приоритетов нашей работы наряду с обновлением парка общественного транспорта. Только с начала года в город поступили 82 автобуса и 19 троллейбусов.
- Если набросать крупными штрихами картину Самары через 10 лет, что на ней изменится по сравнению с нынешним днем, что появится принципиально новое?
- Думаю, к тому времени в городе станут уже не редкостью, а обычной практикой многоуровневые транспортные развязки. Метро будет достроено до железнодорожного вокзала, появится новый вид транспорта - монорельс, будет обилие современных спортивных сооружений. Город в целом станет более удобным, ухоженным, ярким.
Источник: http://sgpress.ru/