АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Государственная Дума. Депутаты обсудили пути повышения эффективности местного самоуправления в сельской местности

29.05.2015
Сергей Нарышкин провел очередное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы.
В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, муниципальных законодательных собраний, главы городов и сельских поселений. Участники заседания обсудили пути повышения эффективности местного самоуправления в сельской местности.
В своем вступительном слове спикер нижней палаты парламента Сергей Нарышкин отметил, что дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов и их бюджетной самостоятельности - это одно из приоритетных направлений государственной политики».
«От эффективности работы сельской власти во многом зависит не только условия жизни и быта наших сельчан, но и работа сельскохозяйственных предприятий, насыщение продуктового рынка отечественными товарами, а это, значит, и вопросы импортозамещения, которым сегодня уделяется такое большое внимание, это и вопросы обеспечения продовольственной безопасности нашей страны», - сказал Нарышкин.
«Крайне важно для местной власти уметь слушать и слышать людей, обсуждать с ними волнующие их вопросы и стараться оперативно их решать в рамках своих полномочий. Для этого, безусловно, нужны и соответствующие возможности - организационные, кадровые и финансовые», - продолжил он.
По словам Нарышкина, «дальнейшее укрепление экономической базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности - это одно из приоритетных направлений государственной политики».
Он напомнил, что 27 апреля на встрече Президента РФ с Советом законодателей был поднят вопрос о соответствии полномочий и финансовых ресурсов на различных уровнях власти. «Считаю, что одними трансфертами здесь проблему не решить, потому предложил создать совместную рабочую группу Совета законодателей, Счетной палаты, Правительства РФ для выработки необходимых предложений», - сказал Нарышкин.
Заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Аристов подробно остановился на вопросах, над которым работает ведомство.
«По данным мониторинга развития местного самоуправления, который нами проводится, по состоянию на начало 2015 года в стране действовала 21 тысяч объединений ТОС (территориальное общественное самоуправление), охватывающих 4,5 тысяч муниципалитетов», - рассказал Аристов.
«ТОС действует практически в каждом четвертом муниципальном образовании. При этом охват территории этим движением зачастую бывает крайне неравномерен даже в пределах соседних субъектов федерации со сходными социально-экономическими условиями», - отметил он.
«Однако, в тех регионах, где местные сообщества проявляют должную активность, где граждане чувствуют свою вовлеченность в дела местных сообществ, а региональные органы власти и органы местного самоуправления оказывают им всяческое содействие и помощь, удается добиться неплохих результатов», - сказал Аристов.
По его словам, значительных показателей в развитии ТОС добились Краснодарский край, и Волгоградская область, республика Марий Эл, Бурятия, Кировская область.
Замминистра юстиции также указал, что действующий федеральный закон содержит ряд норм, позволяющих использовать потенциал ТОС, зарегистрированных в качестве юрлиц, для решения местных проблем. «Такое юрлицо может по договору с муниципальным образованием использовать бюджетные средства для выполнения определенных работ и решения вопросов местного значения», - пояснил Аристов.
По данным Минюста, в качестве юрлиц зарегистрированы 2,2 тысячи ТОС, что составляет почти 10% от их общего числа», - сообщил он.
Аристов также отметил положительное влияние общественных палат муниципальных образований на развитие местного самоуправления. «Данный формат позволяет активным участникам местных сообществ активно принимать участие в жизни местного сообщества и быть связующим звеном между институтами власти и гражданами, проживающими в муниципальном образовании», - подчеркнул он. При этом Аристов отметил, что Минюст считает преждевременными инициативы об обязательном создании общественных палат в муниципальных образованиях. Замминистра юстиции обратил внимание на позитивную роль института сельских старост в развитии местного самоуправления. «Этот институт не имеет прямого закрепления в федеральном законодательстве, но может рассматриваться как иная форма участия населения в местном самоуправлении. Она наиболее востребована в тех регионах, где низовые муниципальные образования, в первую очередь сельские поселения, представляют собой крупные формирования», - отметил Аристов. По данным Минюста, институт старост существует в 27 российских регионах, наибольшее распространение он получил в Ленинградской, Амурской, Архангельской, Орловской, Самарской областях, в Республике Хакасия и в Ненецком автономного округе.
Заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин со своей стороны высказал ряд предложений по совершенствованию системы самообложения в муниципальных образованиях.
«За последние пять лет четко вычерчивается тенденция снижения доли доходов местных бюджетов относительно и ВВП в целом, так и относительно показателей консолидированных бюджетов субъектов РФ», - заявил Горнин.
По словам замглавы Минфина, «институт самообложения является одним из эффективных инструментов по расширению доходной части бюджетов органов местного самоуправления».
«В 2014 году механизм самообложения граждан применялся в 1454 муниципальных образований (всего более 23 тысяч муниципальных образований). Анализ за последние три года показывает, что данный механизм использовался всего в 46 субъектах РФ», - рассказал замминистра финансов.
«Наибольший объем поступлений в 2014 году в части самообложения граждан отражается по таким субъектам федерации, как Республика Татарстан, Пермский край, Кировская область, Республика Башкортостан и Калужская область. 95% поступлений приходится на сельские поселения», - сообщил он.
«На взгляд Минфина целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении статьи 56131-ФЗ «О местном самоуправлении» положениями, предусматривающими возможность установления размера и периодичности платежей граждан в течение финансового года в целях повышения оперативности решения вопроса о финансовом обеспечении по ряду вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления», - отметил Горнин.
По его мнению, предлагаемые новации также дадут возможность «эффективнее использовать механизм самообложения в городских округах.
Подводя итоги заседания, Сергей Нарышкин отметил, что часть высказанных предложений «могут трансформированы в нормы законодательства».
«Безусловно, проблемы эффективной организации власти напрямую связаны в том числе с правовыми традициями и с самой природой местного самоуправления, и с историей становления этого института не только в России, но и в мире в целом. Поэтому порой надо системно взглянуть на целый комплекс проблем местного самоуправления. Это крайне важно и для исполнительной, и представительной власти, и для органов местного самоуправления. Только так можно найти подходы к решению тех или иных проблем», - резюмировал Нарышкин.

Источник: http://inform-24.com/


Возврат к списку новостей