АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Республика Саха (Якутия). Совершенствуя систему местного самоуправления

19.12.2014
В 2014 году парламент республики продолжил развитие законодательства Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении. Депутатами были приняты законы, регулирующие вопросы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уточняющие статус депутата представительного органа местного самоуправления, статус главы муниципального образования. В этой сфере приняты самостоятельные законы, а также законы о внесении изменений в уже действующие правовые акты.
В области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):
– Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных». В соответствии с законом органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов наделяются полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению и защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных. Финансовые средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в государственном бюджете республики в виде субвенций;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года 1307-З № 171-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов)». В новой редакции излагается наименование закона, ограничивается круг муниципальных образований, которым передаются отдельные государственные полномочия по регулированию цен (тарифов) муниципальными районами и городскими округами. Исключаются из полномочий передаваемых органам местного самоуправления полномочия по регулированию цен (тарифов) на ритуальные услуги, на торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Также изменяется источник финансового обеспечения осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности источником финансирования определен государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (ранее был установлен Республиканский фонд компенсаций). Действие закон будет распространять на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года 1334-З № 223-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» и в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства». В соответствии с внесенным изменением продляется срок вступления в силу нового порядка расчета субвенции на поддержку производства и переработки продукции животноводства, исходя из объема сдачи молока организациями, отвечающим критериям молочных товарных ферм, содержащим от пяти и более коров с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года.
В сфере регулирования деятельности муниципальных служащих и прохождения муниципальной службы приняты:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 года 1277-З № 109-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)». Внесены изменения в части уточнения формулировок республиканского закона в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливается, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Вводится новая статья, устанавливающая требования к служебному поведению муниципального служащего;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 года 1267-З № 89-V «О внесении изменений в статьи 10 и 13 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)». В соответствии с федеральным законодательством уточняется терминология, используемая в законе в части замены слов «медицинское учреждение» на слова «медицинская организация»;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 года 1266-З № 87-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)». Согласно внесенным изменениям уточняются наименования должностей в контрольно–счетных органах муниципальных образований, заменив наименования «ведущий специалист» и «специалист 1 разряда» на наименования «главный инспектор» и «инспектор». Также вводится должность председателя контрольно–счетного органа в муниципальных поселениях с численностью населения свыше 20 тыс. человек (гг.Алдан, Ленск, Мирный, Нерюнгри);
– Закон Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года 1296-З № 149-V «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)». Из страховых гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, исключается гарантия в виде обязательного государственного страхования на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с осуществлением полномочий. Также исключаются, установленные республиканским законом основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, так как такие основания установлены федеральным законом.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года 1298-З № 153-V «О внесении изменения в статью 10 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)». В понятие близкого родства или свойства с главой муниципального образования в целях установления ограничений для замещения должности, управляющего местного администрации включены братья, сестры, родители, дети супруги детей.
В области совершенствования общих принципов местного самоуправления принят Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1283-З № 121-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Перечень органов составляющих структуру муниципального образования, являющихся обязательными дополнен контрольно–счетным органом. Устанавливается, что основания ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц перед населением устанавливается Уставом муниципального образования. В новой редакции изложена норма, устанавливающая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед государством. Закон дополняется нормой, устанавливающей возможность удаления главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или Президента Республики Саха (Якутия).
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года 1301-З № 159-V «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальном жилищном контроле в Республике Саха (Якутия)». Внесены изменения в части уточнения вопросов взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

В период осенней сессии 2014 года Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесло существенные изменения в законодательство о местном самоуправлении в рамках реализации Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Государственное Собрание (Ил Тумэн) воспользовалось данным ему правом, приняв закон дающий возможность голосовать «против всех» на муниципальных выборах. В федеральном законе, определяющем порядок проведения выборов в стране, четко прописано, что возможность голосовать «против всех» распространяется только на уровень муниципальных выборов. На региональном и федеральном уровне такого голосования не предусмотрено.
Что касается порядка выбора глав сельских поселений, закон о реформе органов местного самоуправления предполагает несколько моделей формирования муниципальной власти, в том числе и такую, когда прямые выборы глав муниципалитетов отменяются, а главы избираются из состава депутатов городских Дум и поселенческих Советов. Право решать, какую модель использовать, предоставлено региональным законодателям. Народные депутаты Республики Саха (Якутия) этим правом воспользовались. Причем воспользовались с учетом результатов работы, проделанной в ходе подготовки закона о реформе местного самоуправления. А они основаны, прежде всего, на мнении населения и представителей самой муниципальной власти республики. Суть закона, состоит в том, что депутатам поселенческих Советов предстоит самим определить – как выбирать главу поселения: или прямым голосованием избирателей, или из состава депутатов этих самых Советов. А то решение, которое на этот счет примут народные избранники, должно быть закреплено в Уставе каждого поселения. И если избиратели на местах захотят сохранить прямые выборы глав поселений – они сохранятся. При условии, что те депутаты, которых они выбрали, услышат мнение тех, кто за них голосовал. 

Комментарий вице-спикера Госсобрания Ольги Балабкиной: "Суть закона заключается в том, что выборы глав районов, городского округа осуществляются исключительно на прямых выборах. Это новшество. А что касается выборов в сельских поселениях, то здесь за населением сохранено право определять - как выбирать главу поселения: или прямым голосованием избирателей, или из состава депутатов. И такое решение, должно быть закреплено в уставах каждого поселения. Если избиратели на местах захотят сохранить прямые выборы глав поселений - они сохранятся. Это норма, проверенная временем, она существует уже 10 лет." 

Источник: Пресс-служба Ил Тумэна


Возврат к списку новостей