АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Коммерсант". Гости из будущего

10.12.2014
Облачные технологии и анализ больших объемов данных (big data) — самые модные тренды в ИТ-индустрии — могут кардинально изменить облик городов. Сейчас огромные массивы данных пропадают впустую. «90% информации никак не анализируется. Обработка этих данных позволяет совершить настоящую революцию в урбанистике»,— говорит Сара Гарднер, глава по стратегии социальных инноваций в Hitachi Data Systems (HDS). Чтобы продемонстрировать социальные инновации в действии, менеджеры Hitachi пригласили группу журналистов со всего мира в «умный» город Kashiwa-no-ha — образцовый полигон ряда японских университетов, корпораций Mitsui и Hitachi и государственных агентств.

Что отличает «умный» город от обычного?

Менеджмент энергетики
Kashiwa-no-ha — небольшой город в 30 км от центра Токио, где живет всего 3 тыс. человек. На первый взгляд, это типичный пригород японской столицы — жилые высотки, железнодорожная станция и торгово-офисный центр с отелем. На самом деле — это один из самых «продвинутых» в мире «умных» городов, которыми так любят хвалиться японские технологические гиганты.

Первое, что бросается в глаза — это солнечные панели. Они здесь располагаются на парковках и административных помещениях везде, где только можно. На самом деле, солнечные батареи покрывают лишь 3% потребностей города в энергетике. Земля около Токио дорогая, а чтобы создать автономную энергетическую систему даже для небольшого городка, потребовались бы поля солнечных батарей.

Главные инновации заключаются в том, как город управляет энергией, закупаемой у региональных энергетических компаний. За этот процесс отвечает Area Management System (AEMS). По сути Kashiwa-no-ha напоминает автомобиль с гибридным двигателем. Здесь установлены батареи, где накапливается энергия, когда город расходует ее мало. Зато вечером, когда горожане возвращаются домой, AEMS начинает использовать внутренние ресурсы. Похожая история с водой — днем основные расходы приходятся на офисы и торговый центр, вечером — на жилые дома.

Вся информация стекается в Smart Center — это помещение напоминает комнату управления полетами в аэропортах. Операторы видят в режиме реального времени, сколько энергии и ресурсов расходует город, сколько он выделяет углекислого газа. Они могут закупать самую дешевую энергию, а в часы пик, когда цена электричества наиболее высока, использовать внутренние ресурсы. Это позволяет существенно экономить: средний счет за энергию на 20-30% ниже, чем в соседних «неумных» городах.

При этом город может несколько суток существовать в автономном режиме, отключившись от централизованных систем. В Японии нередко случаются землетрясения, и это важный фактор.

Менеджмент транспорта
Главный и любимый жителями Kashiwa-no-ha вид транспорта — это скоростная электричка. За 27 минут можно добраться до центра Токио, на автобусе мы ехали больше часа — пробки в окрестностях японской столицы не редкость. Естественно, управляет железной дорогой тоже «умная» система — она анализирует, когда люди ездят на работу чаще всего, как влияет на трафик погода, праздники и множество других факторов. Система организует расписание таким образом, чтобы даже в «час пик» не было толкучки.

Для тех, кому все-таки потребовался автомобиль, работает система каршеринга. Около станции и торгового центра расположены стоянки электромобилей Nissan Liaf. У каждого жителя города есть карточка (она же ключ от автомобиля), с помощью которой можно на время арендовать машину. Стоит это удовольствие от 308 йен (от 130 руб.) за 15 минут. Такси в Токио дорогое, так что цены считаются вполне демократичными. В три раза дешевле обходится аренда электровелосипеда или скутера.

Как рассказали местные жители, собственный автомобиль в Японии, а особенно в Токио, — очень недешевое удовольствие. Купить автомобиль невозможно, пока не докажешь, что у тебя есть место, где его хранить. А аренда парковочного места в мегаполисе может обходиться в несколько тысяч долларов в месяц. В пригороде, конечно, дешевле, но все равно машины покупают люди с доходами выше среднего.

Система каршеринга в Kashiwa-no-ha тоже с приставкой smart — машину можно взять именно тогда, когда она нужна. Даже если в субботу утром весь город соберется поехать за покупками, городской сервер спрогнозирует это событие и даст сигнал подвезти новые машины.

Менеджмент жизни
Вообще-то Kashiwa-no-ha устроен так, чтобы люди никуда не ездили. Даже поездка на электромобиле в Токио наносит урон окружающей среде и бюджету горожан. Одна из основополагающих идей умного города — обеспечить жителей всем необходимым на месте. Здесь есть небольшой парк, стадион, торговый центр и, главное, рабочие места. Например, в административном здании нам показали коворкинг. Если в России коворкинг — это столы, стулья и интернет, то в Японии — настоящая лаборатория. Здесь есть 3D-принтер и сканер, шлифовальный станок и простейшее полиграфическое оборудование. Организовать выпуск небольших партий, например, сувениров, можно без проблем.

Этажом ниже располагается стоматология и «оздоровительный центр». Здесь можно пройти ряд тестов на физическое развитие, измерить пульс и давление, получить консультации по правильному питанию. Работают в нем местные пенсионеры-волонтеры. Некоторым, кажется, далеко за 70-80 лет — наглядная демонстрация преимуществ здорового образа жизни. Все услуги в центре бесплатные.

Компания-визионер
Большинство россиян знают японскую корпорацию Hitachi как производителя электроинструментов, медицинской и бытовой техники, экскаваторов, компьютерной техники. Однако сейчас компания сфокусирована на инфраструктурных (в первую очередь — энергетических) проектах, которые будут формировать города будущего. «Эпоха массового производства, потребления и беспрестанной борьбы за экономический рост осталась в XX веке,— заявил в своей программной речи на Hitachi Innovation Forum 2014 CEO Hitachi Хироаки Наканиши.— XXI век станет временем возобновляемых источников энергии, заботы об окружающей среде и социальных инноваций». Про социальные инновации за три дня в Японии редактор СФ слышал бесконечное количество раз — это любимая мантра менеджеров Hitachi всех уровней. Хироаки Наканиши возглавил Hitachi в 2009 году, в самый тяжелый период развития компании за всю ее более чем 100-летнюю историю — тогда капитализация упала на $9,9 млрд. из-за хронических убытков. При Наканиши Hitachi продала ряд подразделений по производству бытовой техники и жестких дисков, объявила войну издержкам и решила сосредоточиться на «отраслях будущего». Такая стратегия уже принесла результаты: прибыль до налогов Hitachi в прошлом финансовом году выросла на 60% до $5,6 млрд.
Стоматология, конечно, платная. Меня впечатлил детский кабинет — мало того, что он оформлен как средневековый замок, так здесь еще есть и внушительная коллекция разных костюмов. Как объяснила нам врач, юные японцы предпочитают лечить зубы в облике фей, пиратов и рыцарей.

Каких-то прорывных технологий в административном здании мы не обнаружили, но гиды объяснили, что развитие социальной инфраструктуры — это важная часть умного города. К примеру, есть идея в ближайшем будущем оснастить всех жителей датчиками-часами с системой Lifelog. Информация о здоровье горожан будет стекаться в единый центр и анализироваться (совсем как сейчас изучаются данные о потреблении энергии и воды), а самих людей можно будет предупреждать заранее о возможных проблемах со здоровьем. Такие часы-датчики в Hitachi уже разработали. Примечательно, что продавать их собираются, в отличие, скажем, от Apple Watch, через b2b-каналы – университетам, муниципалитетам и т.п. «Анализ данных позволяет нам увидеть предпосылки серьезных заболеваний и предотвратить их», — говорит Сара Гарднер.

Другая идея из ближайшего будущего — предотвращение преступлений и ДТП. Сейчас камеры зачастую просто фиксируют нарушения закона, помогают найти нарушителей. Нанять людей, чтобы они отслеживали происходящее на всех камерах — невозможно. Но если компьютерная система будет анализировать данные в режиме реального времени, то она сможет предвидеть и предотвращать нарушения. Технологии из фильма «Особое мнение» могут появиться на улицах города уже через несколько лет.

Дорогой ум
В проект Kashiwa-no-ha его участники инвестировали с 2006 года более $1,5 млрд, но умная начинка не обеспечила взрывной рост цен на жилье. 70-метровая квартира в городе стоит около 40 млн йен (более 17 млн руб.). Цены на недвижимость здесь всего на 10-15% выше, чем в соседних городах, но заметно дешевле, чем в Токио — аналогичная квартира в столице стоит от 100 млн йен (более 42 млн руб.). Японцы, конечно, рады немного сэкономить на коммунальных платежах, но не готовы за приставку smart переплачивать.

К 2025 году Hitachi планирует создать 26 умных городов по всему миру — в США, ЕС, Китае и Индии. России в этом списке нет — у нас слишком много природных ресурсов, чтобы внедрять дорогие технологии ради незначительной экономии и социальных экспериментов.

Источник: Газета "Коммерсант"

Возврат к списку новостей