АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Ханты-Мансийск. Ольга Фролова, главный архитектор: будем создавать новое пространство города

21.10.2014
- Ольга Игоревна, вы совсем недавно стали главным архитектором Ханты-Мансийска и мы бы хотели, чтобы вы поделились с нами вашими идеями, вашим видением города. Потому что вся ваша профессия устремлена в будущее, а наш город – благодатная почва для полета фантазии. Еще хотелось бы спросить, как вы оцениваете сегодняшний Ханты-Мансийск, который, безусловно, имеет свое лицо, свой индивидуальный облик, его знают многие. Что еще можно сделать, что бы наш город стал лучше? 
- Мне как архитектору интересно здесь работать, потому что сейчас в рамках увеличения города и формирования новой площади необходимо создавать новые пространства для людей. Да, в городе есть интересная и уникальная архитектура, но по последним тенденциям, которые проходят в мире, не так важно возводить точечные постройки, как комплексно осваивать территорию. Поэтому сейчас мы оперируем именно большими участками, большими объемами, делаем так, чтобы эта среда была интересной и уникальной. Судя по тому, что на сегодняшний день есть в Ханты-Мансийске, видно, что была проделана огромная работа. Я сама здесь родилась и училась, поэтому могу сравнивать город девяностых годов и нынешний – это колоссальная разница. Но у нас цель - сделать для города еще больше. 
- Вы сказали про новые веяния в архитектуре. Насколько они подвержены времени? К примеру, построим мы современный микрорайон в соответствии с новыми тенденциями, а уже через каких-то десять лет скажут, что это уже устарело, это вчерашний день. Как защититься от сиюминутных модных тенденций? 
- Это хороший вопрос. У нас в архитектуре есть такое понятие как «эффект Бильбао» - когда строительство одного объекта играло роль в строительстве одного региона. Это было в двухтысячных годах, но теперь все немного изменилось. Сейчас говорят: «Зачем нам большие неиспользуемые пространства за большие деньги?» Какой смысл создавать само пространство, инфраструктуру для того, чтобы человеку там было удобно? Человек живет в здоровом городе, где ему удобно работать, жить, гулять. 
- Все для того, чтобы человеку было удобно? 
- Да. Идет приобщение человека к природе, чтобы люди больше находились на улице, а не в замкнутом пространстве. Дома каждый из нас создает свой собственный мир. Но когда мы выходим на улицу, что происходит потом? Мы будем создавать пространства, малые архитектурные формы, новые примеры благоустройства, чтобы как-то разнообразить взгляды человека на город. И тогда мы увидим, что город – это живой организм. Вот здесь как раз очень большой этап развития. 
- Говорят, что в Москве проводятся подобные эксперименты по организации времяпрепровождения людей. Но Москва – огромный город по сравнению с Ханты-Мансийском. Вдобавок у нас очень сложный рельеф, сложные ландшафты, город стоит на не очень стабильном основании. Как можно использовать эти факторы, чтобы подчеркнуть красоту и неповторимость города? 
- Для себя я как раз и ставлю такую задачу. Надо показать, найти точки обзора, чтобы любой горожанин или гость смог увидеть ширь и красоту целиком. Конечно, в своей работе я использую опыт многих архитекторов из разных стран, для того, чтобы собрать последние веяния как это делается. Как наш холм показать так, чтобы это стало главной изюминкой города, чтобы человек ехал посмотреть на великолепный город Ханты-Мансийск. 
– Это актуальная тенденция с точки зрения развития туризма. Чтобы быть привлекательным для туристов не только в момент проведения каких-то соревнований по биатлону, а в круглогодичном режиме, чтобы сюда стремились просто посмотреть город, его архитектуру и природу.
- Фактически мы должны создать для жителей и туристов среду, чтобы человек мог представлять город как бренд. Что это означает лично для меня? В первую очередь – природа. Мы должны создать среду, в которой было бы удобно изучать и исследовать город. И дело не в том, что мы должны исследовать наш знаменитый холм и больше делать ничего не будем. Мы должны создать такие условия, чтобы наша природа могла взаимодействовать, причем очень плотно, с архитектурой и всей планировкой, которая находится вокруг. Если мы будем осваивать восточную территорию, то должны создавать какие-то смотровые площадки, чтобы со всех точек города можно было увидеть микрорайоны. Наша задача – создавать объекты таким образом, чтобы они не вредили природе города. 
- Это очень интересно. Я всегда думала, что этим должны заниматься профессионалы и была очень удивлена, когда узнала, что создан архитектурный совет, в который помимо профессионалов входят и просто обычные люди: активисты, краеведы, все те, кто радеют за экологию города. Что это за совет? 
- Он создан в том числе и для того, чтобы принимать коллегиальные, очень взвешенные решения. Действительно его состав разноплановый. Таким образом, мы учитываем желания и возможности всех. Думаю, этот инструмент будет работать. 
- Может быть, мое мнение и не совсем правильно, но при обсуждении присутствует доля субъективизма. Это учитывается, если решение было принято, но оно не совсем соответствует определенному ландшафту? 
- Это обычный формат голосований. Состоялся первый совет, приехал архитектор из Екатеринбурга и лично защищал свой проект, лично доказывал, как он рассчитывал свое здание, как ставил на участок, как формировалась архитектурная пластика. Это очень интересно послушать и общественности, и архитекторам. И после этой дискуссии уже происходит голосование. 
- У нас сейчас много появилось инвестиционных проектов, насколько они соответствуют вашему видению? 
- Должна сказать, что сейчас инвесторы прислушиваются к нашему мнению и видению архитектурных решений. С ними ведется очень плодотворная работа, которая всем идет только во благо. И благодаря тому же архитектурному совету мы совместно можем создать действительно что-то значимое. 
- В больших городах есть некие культурные, спортивные, духовные центры. И есть места для жизни, так называемые «спальные районы». Они находятся друг от друга на некотором расстоянии. В Ханты-Мансийске, насколько мне известно, такого разделения не будет. Что вы думает о развитии в нашем городе новых зон для рекреации: новых парков, детских площадок, памятников. И каково ваше мнение по поводу создания парка времен СССР? 
- Да, уже слышала об этом проекте, который, на мой взгляд, очень значим для города. Большинство жителей и города, и нашей страны – выходцы из того периода. И идея этого парка - показать не только каким был, например, Владимир Ильич Ленин, а рассказать о том, какая это была интереснейшая эпоха, какие знаменательные личности жили в то время. 
- Проект парка уже существует? 
- Есть концепция, она уже в стадии утверждения. Вообще, про развитие парков и скверов я бы хотела сказать отдельно. Лично я вижу таким микрорайон Западный, где будут создавать площадки с разными зонами. Это позволит родителям с детьми не бесцельно гулять, а интересно проводить время вместе. 
- Думаю, что с парками у нас будет гораздо лучше, чем сейчас. Давайте перейдем к теме жилищного домостроения. Сегодня почти половина жителей города живут в деревянных домах. Срок службы этих зданий около 50 лет, поэтому скоро они будут снесены. Но в той же в Европе деревянное домостроение – это современный тренд, это модно и экологически оправданно. Можно ли предположить, что когда наши деревянные бараки будут снесены, то они будут заменены индивидуальными жилыми домами? 
- Вопрос очень спорный. Я сомневаюсь, что наше деревянное домостроение на данный момент является экологическим и соответствует европейским стандартам - в его производстве зачастую используются различные химические пропитки и так далее. Если говорить о трендах, то сегодня в Европе и во всем мире идет тенденция к созданию пространства (и нет привязки к материалам), чтобы нас сделать ближе к природе. В этом и есть экологическая составляющая. Например, если я сама лично захочу построить себе деревянный дом, то стану его возводить по той технологии, которая мне близка. Но привязываться к индивидуальному деревянному жилищному строительству я бы не стала. 
- Какое видение у вас наших новых микрорайонов, какая этажность? Какое максимальное количество этажей можно строить в нашем городе, на ваш взгляд? 
- Город у нас делится на участки. Есть микрорайоны: Иртыш 1, Иртыш 2, где застройщики возводят девятиэтажные здания и готовы советоваться с нами по этому поводу. Там у нас заложено пространство для общественных нужд. 
- А что планируется сделать с нашей исторической южной частью Ханты-Мансийска? Я слышала, что там хотят сделать музей под открытым небом из старых деревянных домов. И тут же вопрос вдогонку - что будет с центральной частью города? 
- По поводу района Самарово. Тут у меня трепетное отношение, поскольку это в самом деле историческая часть города, его истоки, его начало. И уж если бы мне довелось заниматься разработкой проекта исторического музея под открытым небом, то вряд ли можно было бы найти место лучше, чем это. Сейчас я разрабатываю туристический маршрут, чтобы понять, что мне, как архитектору, мешает воспринимать Самарово в прежнем историческом облике и на что я могу закрыть глаза. 
- Вы сказали, что наша гордость – это Самаровский чугас. Как вы планируете использовать этот ресурс? 
- Прежде всего мне хотелось бы создать площадки обзора, побольше пешеходных маршрутов, которые позволят человеку увидеть прекрасное. Сделать так, чтобы Ханты-Мансийск был городом, который расположен вокруг леса. 
- Да, это интересная идея. Но опять же экологи и краеведы выскажут свои сомнения по поводу вопроса массовых прогулок людей в лесу. 
- Разумеется, мы сначала попытаемся создать проект пространства, чтобы убедить их в том, что природное равновесие не будет нарушено. 
- Меня очень интересует развитие наружной рекламы в России и в нашем городе в частности. Какие ее формы и образы вы видите? 
- Этот вопрос был вынесен на заседание архитектурного совета, после которого было принято единогласное решение, что любая наружная реклама влияет на архитектурный облик города. Просто нужно найти тот формат, который не будет выглядеть чересчур вычурно. Сейчас мы изучаем опыт наших московских коллег и создаем правила и регламент наружной рекламы. 

Источник: Официальный сайт администрации Ханты-Мансийска

Возврат к списку новостей