АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Совет Федерации. Дмитрий Азаров: сложнее, чем в муниципалитете, работы нет

Совет Федерации. Дмитрий Азаров: сложнее, чем в муниципалитете, работы нет 16.10.2014
Дмитрий Азаров приступил к работе в Совете Федерации. Перед отъездом из Самары мэр, теперь уже бывший, встретился с самарскими журналистами. Неформальная беседа длилась около двух часов. Говорили о многом. Подробно, обстоятельно. Обсудили будущую сферу деятельности Дмитрия Азарова, побеседовали о возможных кадровых перестановках в администрации. Много вопросов было связано, с тем, что ждет Самару в ближайшем будущем. Азаров, кстати, на многие вопросы отвечал "еще как мэр". Небезразлично, заинтересованно. Обещал содействие в адресных, "точечных" проблемах, с которыми к нему, по просьбе жителей, обращались представители СМИ. После беседы сложилось впечатление, что если как глава города Дмитрий Азаров и уходит, то, как человек, самарец, который будет и дальше работать в интересах родного города – остается. 

НИА "Самара" публикует интервью нового сенатора от Самарской области.


"Помимо общегосударственных задач, буду заниматься вопросами, связанными с привлечением средств федерального бюджета в Самару и Самарскую область"

На встречу с прессой мэр задержался. Ненадолго, минут на двадцать. А по прибытию объяснил почему.

- Губернатор пригласил на разговор. Обсудили перспективы работы в Совете Федерации, задачи, стоящие передо мной, уже как перед сенатором. Это защита интересов Самарской области и Самары. Тот комитет, в котором я буду работать (в среду, 15 октября Д.А. был назначен главой комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера – прим.ред.), кроме вопросов, обозначенных в его названии ведет вопросы строительства, жилищно-коммунального хозяйства, межнациональных отношений. Когда-то он появился на основе четырех комитетов, и по объему полномочий сегодня – один из самых крупных в Совете Федерации. 

Понятно, что, с учетом работы во Всероссийском совете по местному самоуправлению, вопросы МСУ будут оставаться в центре внимания. Кроме того, буду курировать вопросы, связанные с подготовкой к ЧМ-2018 по футболу. Помимо общегосударственных задач, в рамках стратегии совершенствования местного самоуправления, буду заниматься прикладными вопросами, связанными с инвестициями, развитием, привлечением средств федерального бюджета в Самару и область. Мы обсудили с Николаем Ивановичем работу в этом направлении. С Алексеем Гришиным (министр строительства Самарской области – прим.ред.), который стал вице-губернатором и курирует вопросы подготовки к ЧМ-2018, мы находимся в постоянном контакте. В ближайшее время предметно обсудим дальнейшие планы. Кроме этого, я предполагаю участвовать, насколько позволит график, в заседаниях правительства Самарской области. Ну и, в соответствии с Федеральным законом, - буду отчитываться о своей деятельности в Сенате раз в полгода. Если потребуется, отчеты будут публичными.


"Есть такое понятие – "полезный для города человек"

-Вы команду под себя формировали, оценили ее как профессионалов…

- Что значит "под себя"? Я для города формировал. В команде есть люди, с которыми мне лично достаточно некомфортно, но это не имеет отношения к делу, поскольку я знаю, что они для города приносят пользу. Есть такое понятие – "полезный для города человек".

- Тем не менее, по вашим прогнозам, сколько людей останется из нынешней команды и почему?

- Что за прогнозы на полгода? Я могу сказать, что кадровый дефицит сегодня испытывают абсолютно все трудовые коллективы – на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. И, наверное, ваши творческие коллективы тоже испытывают кадровые сложности. Поэтому я не думаю, что есть люди, которые готовы и стоят в очереди не просто занять места, а работать на благо города. Поверьте, это достаточно сложная задача. Не случайно, кадровому резерву, который мы формировали, придали такое большое значение и внимание. И 83% сотрудников назначено на вакантные должности в администрации из открытого кадрового резерва, после прохождения всех конкурсных процедур. Поэтому я думаю, достаточно большое количество сотрудников администрации продолжит свою работу. Наверное, не все. Понятно, что во многом это будет определяться и главой города, и главой администрации. Мне не нравится название "сити-менеджер". "Сити" - для менеджеров, а город – для горожан. Такую формулировку мы с коллегами изобрели. 

Думаю, что большинство сотрудников, в том числе те, кто находится на первых должностях глав районов, руководителей департаментов имеют все шансы сохранить нынешние посты. Было бы у них желание.

- Без Азарова Самара…

- Причем здесь это? Люди тоже иногда выгорают. Как Вячеслав Тимошин (экс-руководитель городского департамента ЖКХ – прим.ред.). Замечательный специалист, все знал. Но вот раз встретились, два. "Слушай,- говорит, - все внутри перегорело, заставить себя не могу. Выработался, отпусти". Мы со Славой знакомы лет 15. Он долго находился на разных должностях. Ну, случилось. То же произошло и с Юрием Мировичем Римером. Замечательный специалист, экономист. Напряжение четырехлетней работы, напряжение последних месяцев может сказаться и на других так, что некоторые просто встанут и уйдут.


"Для меня власть не является самоцелью. Есть те, кто хотели и хотят много лет стать главой города. А я только хочу сделать городу лучше. Вот в чем разница"

- Так-то наоборот будет хорошо: новые люди, свежие взгляды…

- Знаете, что здесь важно? Среди тех, кто занимает руководящие должности, очень много самодостаточных людей. Для них власть не является самоцелью. Как и для меня. Есть те, кто хотели и хотят много лет стать главой города. А я хочу сделать городу лучше. Вот в чем принципиальная разница. Власть – это инструмент. Я не держусь за место, «я - Глава» и всё. Поэтому и такое решение сегодня. Могу я на данном этапе, в этой должности приносить пользу – буду это делать. В другой ипостаси? Буду делать в другой ипостаси. Не буду востребован в органах власти – найду, чем себя занять. Я не всю жизнь во власти. Слава богу, не утратил и некоторые другие навыки. 

- Четыре с лишним года назад вы давали интервью со своей личной командой, с людьми, с которыми пришли в министерство – Андреем Прямиловым (руководитель департамента финансов – прим. ред.), Виктором Кудряшовым (первый вице-мэр Самары, - прим. ред). Возникает вопрос – останутся ли они теперь в структуре администрации или вслед за вами уедут в Москву?

- С Прямиловым, с некоторыми перерывами, я работаю с 1993 года, с Кудряшовым – с 1999 года. Просто, чтобы вы понимали, какое время мы вместе идем по жизни. Нет, они остаются на своих местах. И.о. главы Самары – Александр Карпушкин. Могу сказать, что некоторое время назад, после того, как я уже был заявлен в тройке возможных сенаторов, мы сели втроем – я, Карпушкин и Кудряшов, - и обсудили, как будем действовать в той или иной ситуации. Кто будет исполнять обязанности мэра, мы тоже проговорили. По-честному, по-товарищески. Александр Викторович исполняет обязанности, Виктор Владиславович работает в должности первого заместителя главы города, Андрей Вячеславович – в должности исполняющего обязанности руководителя департамента финансов. Все на своих местах. 


"Принимать решения – особенность работы руководителя"

- Какое решение за четыре года далось тяжелее всего?

- Тяжелым решением было однажды заставить себя остаться дома, не пойти на работу и выспаться. Самым сложным.

- Это в какой-то конкретный день?

- Нет (улыбается). (прим. ред. Уже после интервью и серии материалов со встречи, Дмитрий Азаров написал в своем твитере: «я, конечно, пошутил, отвечая на вопрос о "самом тяжёлом решении", намекая на 10.10. 2014-го. Но, никто не уточнил").

Решений сложных было много, в совершенно разных сферах – как в городском хозяйстве, так и в общественной жизни, в кадровой политике. Это особенность работы руководителя, он должен уметь принимать решения. Очень важно, чтобы у человека, который работает на высокой должности, не было страха принятия решений. Я знаю очень ответственных и, результативных людей, у которых со временем появляется этот страх. Это опасная штука. У меня такого страха нет. Но. Семь раз, что называется, отмеряли, иногда и 27 раз, перед тем, как отрезать. Поэтому я не могу вспомнить какое-то одно эпохальное решение. Может, что-то напомните, и я скажу, насколько тяжело мне это далось.


"В миллионном городе без критики быть не может"

- Сегодня главе города и публичным людям, может, сложнее, поскольку каждое принятое решение тут же получает какие-то оценки, иногда совершенно полярные. Вы первый среди руководителей города, который активно взаимодействует с интернет-сообществом…

- Могу сказать, что оценки я получал не только от интернет-пользователей. Так, в любой самаркий двор утром приехал – тоже оценочку получил. Интернет – это просто еще одно средство коммуникации. Можно в автобусе или трамвае утром проехать и все про себя узнать, а можно заглянуть в интернет. И все эти возможности я использую. Я искренне убежден, что менять ситуацию в городе можно только с городским сообществом вместе. По-другому невозможно. Большинство глав муниципальных образований, с которыми я сейчас общаюсь, работают также. Кстати, отчеты главы города перед населением в большинстве городов сегодня тоже практикуются. Мы первыми начали это четыре года назад, а сейчас подхватили другие, и для многих это стало обычной практикой. Кто-то, отчитывается раз в квартал. Кстати, не вижу ничего плохого в том, если это будут делать люди, работающие в региональной власти.

Оценка деятельности не всегда положительная. Нет ни одного решения, про которое бы 100% жителей сказали – это правильно, здорово, круто, или наоборот. 100 тысяч человек могут быть за, но 10, 100 человек скажут, что это "полный …" и делать надо было не это. В миллионном городе без критики быть не может. Надо это понимать, уметь слышать критику, находить рациональное зерно даже из жестких, острых замечаний, иногда, извините, и оскорбительных. Но если там есть здравая мысль, мы старались ее оттуда брать и использовать.

Что касается меня, то у меня есть претензии к каждому руководителю департамента, а у них, наверное, ко мне. Мы работаем, делаем дело. Не ошибается тот, кто ничего не делает.


"Правильно делать правильные вещи"

- Смотря что делать… Кстати, по вашей оценке, исполнительский идиотизм вообще искореним? Хочу напомнить про двор на ул. Вольской, 57. Сначала людям сделали отличную площадку, они не знали как нарадоваться. А через неделю зашла техника и всю эту площадку разрыла, потому что трубы начали гнить. И я помню этот видеоматериал – Алексей Керсов (глава администрации Промышленного района, - прим.ред.) стоит, оправдывается, признавая, что что-то не согласовано на уровне района. А у людей отношение к власти меняется. И вы, глава города, который, в принципе, задумал хорошую инициативу "Двор, в котором мы живем", должны оправдываться за то, к чему вообще не имеете отношения.

- Правильно делать правильные вещи. Это принцип, который используется во многих коммерческих компаниях. Поскольку у меня есть опыт работы и в коммерческих структурах – как в малом бизнесе, который я сам создавал, будучи студентом, так и в крупных компаниях, - могу сказать, что подобного рода идиотизм есть везде. Более того, сейчас уровень многих чиновников в администрации города гораздо выше, чем во многих корпорациях. 

У нас преобладает человеческий фактор. В других странах его влияние на ситуацию в городе ниже. А чем ниже человеческий фактор, тем ниже и исполнительский идиотизм. Минимизировать его можно за счет четкой системы, ее управления, алгоритма действий. Приведу пример. В 2011 году мы впервые, при планировании ремонта дорог, начали стыковать эти работы с ремонтом теплотрасс, газопроводов, не являющихся собственностью города. Конечно, сразу это не получилось. Но то, что сегодня эти процессы идут, очевидно.

Что касается именно этого адреса, было выдано разрешение на вскрытие от ГАТИ. Но разрешение закончилось, условно говоря, 20 июля, а ремонт двора должен был закончиться 15 августа. К этому моменту компания еще не выполнила работы по вскрытию. Перекапывая площадку, они имели на руках просроченное разрешение о вскрытии, за что были оштрафованы.


"Когда люди считают, что власть сама по себе, а общество отдельно, это опасно. Порождает иждивенческие настроения. Важно, чтобы не возникала отстраненность от власти"

- Хотелось бы услышать, как вы относитесь к решению всенародных выборов в Самаре?

- Свое мнение по этому вопросу я высказывал. Во-первых, я говорил, что нужно обсуждать вопрос с людьми, на мой взгляд, такая возможность была. Во-вторых, в отмене выборов не было сейчас необходимости. Люди в Самаре научились распоряжаться своим голосом. Доверие, которое есть сегодня к власти и уровень поддержки лично президенту РФ, губернатору – рекордный. Но здесь нет правильного или неправильного решения. Плюсы и минусы есть и в той и другой моделях управления. 

Муниципальная власть – это буфер между государственной властью и обществом, куда можно канализировать проблемы, выпускать пар. Это нормально. У меня первое высшее образование – техническое, и я понимаю, что это придает эластичности системе. Если система эластична, она более устойчива. При назначаемом сити-менеджере дополнительная нагрузка и ответственность перекладывается на высшее должностное лицо региона. А там – дальше по иерархии. При этом очень важно, чтобы у людей не возникла отстраненность от власти. Мы через это проходили много раз в России. Когда люди считают, что власть сама по себе, а общество отдельно, это очень опасно. Это порождает иждивенческие настроения.


"Сложнее, чем в муниципалитете, работы нет"

- Кто, по-вашему, займет место сити-менеджера? Есть ли уже готовый управленец в действующей администрации?

- Я считаю, что есть. Оба моих первых заместителя – Виктор Кудряшов и Александр Карпушкин – абсолютно готовые люди для работы в этой должности. Кстати, оба в свое время начинали работу на муниципальной службе в одной и той же должности – руководителя департамента экономического развития. Что дает этот опыт для деятельного, умного человека с аналитическим складом ума? Возможность спокойно, по полочкам разложить все городское хозяйство. Если там сидит лентяй, он время потратит зря. Ни Карпушкин, ни Кудряшов не потратили. У них было время разложить по полочкам каждый департамент, каждое муниципальное предприятие, учреждение, а уже потом эти знания – глубокие, методические – применять на практике. Это люди, которые знают все, что касается городского хозяйства, и имеют серьезный управленческий опыт. 

На мой взгляд, сложнее, чем в муниципалитете, работы нет. Здесь ты каждый день находишься в прямом взаимодействии с людьми, в том числе, под давлением правильных и неправильных решений, оценки, общественного мнения. При этом у тебя есть государственные задачи, контроль со стороны федеральной и региональной власти, есть общегородские задачи. Это достаточно сложно – находить оптимальные решения, которые являлись бы компромиссными. Но в этом и состоит задача муниципалитета – совместить, найти оптимальное компромиссное решение. Оба моих заместителя к этому готовы и думаю, оба будут участвовать в конкурсе по отбору сити-менеджера. Дальше – дело за комиссией.

- А вы собирались баллотироваться на должность мэра на второй срок?

- Исходя из той логики, как я себе представляю городское хозяйство и каким хотел бы видеть город в итоге, может быть, и второго срока не хватило бы. Возможно, был бы еще и третий. Поэтому, ответ – да.

- То есть вы готовились… Тогда вопрос – за что же вас, все-таки убрали, не дали пойти на второй срок?

- Сначала думай о родине, а потом о себе. Могу сказать совершенно точно, что в сегодняшней ситуации такая конструкция для города более выгодна. Нужно научиться любые изменения использовать во благо города. 

- Вы бы хотели быть сити-менеджером?

- Нет, не хотел бы. Я всенародно избранный глава города и переходить в статус сити-менеджера или председателя думы не планировал.

- Но в Совете Федерации вы тоже не избранный…

- Почему? Избранный. Вы забыли, что сенатор вместе с губернатором избирается? 


"Все мои предшественники – хорошо "упакованные" люди. У них все в порядке, а городу …"

- Тогда и сити-менеджер всенародно избранный, назначенный всенародно избранным губернатором.

- Я мог бы задержаться, устраивать всякие штуки, которые неоднократно устраивались в Самаре в такие моменты. Главный вопрос – пошло бы это городу на пользу? У нас все мэры, все мои предшественники хорошо себя чувствуют. Они хорошо "упакованные люди", у которых все в жизни в порядке. Некоторые письма издалека нам шлют, некоторые ведут передачи. У них все в порядке, а городу хреново. Опять же, только из-за того, что был конфликт. А когда конфликт или война – есть жертвы и разрушения. У нас город был в разрухе. Жертвы тоже были. И не только политические. И мы хотели бы сейчас вернуться к этой ситуации? 

- А вы не планируете вернуться в Самару в качестве всенародно избранного губернатора, спустя какое-то время?

- Я никогда таких долгосрочных планов в отношении себя не строил. Строю планы развития компании, города. Я найду, чем себя занять, даже находясь на негосударственной службе, я не с пионерии во власти. Меня сейчас убеждают, что года через два в Совете Федерации и мне не захочется в Самару. Я отвечаю – нет, Самара - родной город. И если бы я хотел уйти в Москву, я бы ушел еще два года назад. Меня туда звали неоднократно, в разные ведомства и министерства на работу. Но в какой-то момент сказали: "Слушай, ну хочешь ты в своей Самаре сидеть, так сиди там. Нравится? Работай". Жизнь покажет, где я смогу приносить пользу. Во всяком случае, никаких планов сегодня не строю. 

- Поговаривают, что выборы в Госдуму могут перенести на 2018 год. Вы не рассматривали нижнюю палату парламента, как следующий этап своей карьеры?

- Дайте мне доплыть до одного берега, чтобы говорить о другом. Есть партийцы, которые стесняются произносить, что они члены "Единой России". Я никогда не стеснялся. Партия меня поддержала на выборах, а я неоднократно поддерживал ее. Будет нужна моя помощь партии, я однозначно приму участие в выборах, не буду отказываться. После многих социологических исследований администрация губернатора пришла к выводу, что мое включение в тройку потенциальных сенаторов скажется в плюс на выборах главы региона. Губернатор ко мне обратился, я дал свое согласие. Здесь – то же самое. 

- Вопрос по поводу системы управления городом. Часто проблемы горожан, в любой сфере, застревают на уровне департаментов. Например, заехала на набережную грузовая машина. И чтобы туда она больше не заезжала, приходится обращаться лично к мэру.

- Раньше просто никого не трогало, если вдруг грузовая машина заедет на набережную. Ну, заехала и заехала…да хоть танк. 


"Важно, чтобы чиновник не "забронзовел"

- Есть ли какие-то возможности для реформы самой системы? Потому что все застревает, пока мэр лично не вмешается.

- Здесь нужно не управленческую систему менять, а систему подхода к комфортности проживания в городе. Мы с вами иногда причитаем по поводу грязи на газонах. А вы в курсе, что в Европе газоны по-другому устроены? Обращали внимание, что во многих городах их вообще нет? Первые годы мы только ремонт дорог и делали. Три года пришлось убеждать и, слава богу, нас услышали. Сейчас мы делаем и дорогу, и газоны, и пешеходные зоны. Это осознание тоже не сразу приходит. Тем более, мы находились в "ловушке" трехлетнего бюджета. Ведь в 2010 году, когда я избрался, бюджет уже был принят, и не только на 2011 год. Мне говорили: "Ты что, хочешь за год все дела переделать? Оставь часть на 2012-й, 2013-й". Но и 2012-й и в 2013-й годы также были уже прописаны в трехлетнем бюджете. Собственно говоря, все эти годы нам приходилось преодолевать инерцию. С 2014 года мы говорим, что в этом году сделано больше. 

Но мы должны понимать, что наконец-то выскочили из этой "трехлетки". И все наши заявочные кампании конца 2010 – начала 2011 года, которые мы отстояли и защитили, в полной мере реализуются только сейчас. 

Важно, чтобы чиновник не "забронзовел". Когда я раз в три дня заглядывал в "Твиттер", коллеги знали, что я проконтролирую их работу. Если они не отработали, жители пожалуются мне второй и третий раз. Но со временем у руководителя департамента, главы района, чиновников входит в привычку относиться к людям по-человечески. Очень важно, чтобы это появилось и для общественных инициатив. Несмотря на нашу работу по созданию общественных советов при каждом департаменте, районных администрациях, мы вынуждены были создать специальную структуру, которая сегодня отвечает за общественные связи. И когда общественник приходит в департамент с идеей, задача чиновника – понять, как идею можно воплотить в жизнь. Для этого часто нужны гранты, другие меры поддержки. 

Возвращаясь к теме грузовика на набережной. Мы должны создать все условия, чтобы грузовая машина туда заехать в принципе не могла. Потому что если будет такая возможность, она заедет. Другое дело, говоря о набережной, надо понимать, что там есть технологический проезд. По старой части набережной все равно будут ездить грузовые машины. Но повторю – надо создавать условия, чтобы это нарушение было невозможным, чтобы человек на "Ниве" не мог проехать по склону площади Славы, а такое вы знаете было.


"Знаком с большинством мэров, еще больше мэров знает меня"

- Дмитрий Игоревич, возвращаясь к теме вашей карьеры. Вы уже сказали, в каком комитете будете работать. Возможно, вы возглавите этот комитет. Так же не бывает – приходит новичок в СовФед и вот на тебе, ему сразу же дают комитет.

- Какой я новичок? Я знаю многих членов Совета Федерации. По мнению многих своих коллег, я очень даже неплохо знаком с вопросами местного значения, активно работал еще в первой рабочей группе по перераспределению федеральных и региональных полномочий, работал в группе по подготовке изменений, принятых в 2014 году. Активно работал с председателем комитета Степаном Михайловичем Киричуком, и сейчас с ним работаю, с председателем профильного комитета в Госдуме РФ – Виктором Кидяевым. Знаком с большинством мэров, еще больше мэров знает меня. И вы хотите сказать, что я новичок?

- Никто не оспаривает вашу грамотность и квалификацию. У нас очень много грамотных и квалифицированных, но, как правило, посты председателей комитетов в губернской, государственной думах достаются "блатным". С чего вдруг Азаров, едва придя в СовФед, сразу входит в число таких "блатных"? С чего такие преференции?

- Я могу вам рассказать, как возглавил всероссийский совет по МСУ.

- Ну там вы хотя бы какое-то время пробыли в качестве заместителя и так далее…

- Судите сами. Я возглавляю одну из крупнейших, самую авторитетную в России общественную организацию в сфере МСУ. Вторую авторитетную организацию – Общероссийский конгресс муниципальных образований – возглавляет Киричук. Вот двое нас таких. Я попал в список претендентов. Потому что председатель комитета избирается даже не самим комитетом, а всем собранием Совета Федерации. С Киричуком, к которому отношусь с огромным уважением, я знаком три года. Это очень компетентный, уважаемый человек. Среди членов комитета, в котором я собираюсь работать и в который подал заявление, - председатель совета министров СССР Николай Рыжков, член политбюро Долгих. Там есть, с кем посоветоваться. 


"Мы заложили очень много программных вещей на десятилетия вперед, которые точно будут реализованы"

- Во время отчета в ДК Железнодорожников вы говорили о разных сферах. Где-то сделали по максимуму, где-то не успели совсем. Одна из таких областей – сохранение исторического центра. Считаю, что не сделано ничего. Центр просто разрушается. Что же вы сохранили? 

- Первое, что мы сделали - разработали и приняли соответствующую программу по сохранению исторического центра. Когда я первый раз поднял эту тему, мне сказали: "Давай забудем, выборы прошли, эту тему лучше трогать не будем, потому что там нужны десятки миллиардов рублей". Так вот. Вы знаете, какое у нас в первый год было финансирование? Около 10-20 млн рублей. Мизер. В рамках этой программы мы сделали инвентаризацию, паспортизацию, и не только. На отчете я говорил, что есть вещи, которые можно потрогать, а есть те, которые гораздо важнее и не заметны обычному горожанину, обывателю.

- Уже хотелось бы что-то потрогать, честно говоря.

- Идите, потрогайте Засекина (памятник первому воеводе Самары, князю Григорию Засекину, установленный на Полевом спуске, - прим.ред.).

- Но Засекин, ведь, не историческое здание.

- Особняк Путилова пожалуйста. 

- Но это наперечет…

- Да конечно! Почему Дом губернатора, областная собственность, стоит десятки лет и не восстанавливается? Потому что оценка сметной стоимости работ по его реставрации полтора миллиарда рублей. Это сколько детских садиков? В зависимости от количества мест, 7-8. Из чего приходится выбирать областным чиновникам, правительству? И уж тем более, муниципалитету, потому что, как вы знаете, из всех налогов, собранных в городе, в муниципальную казну попадает только 7%.

- То есть в остальных городах не нужно выбирать, а в Самаре, где все рушится, нужно?

- Вы мне Казань хотите назвать. Вы знаете, сколько денег туда вложено? 280 млрд. рублей. А мы с вами чему рады? Кто-нибудь помнит, какие цифры я называл на отчете? 9 млрд. рублей. Говорить о том, что мы не работаем, исходя из того, что «нельзя пощупать», очень непрофессионально. Мы сделали инвентаризацию, дефектовки зданий, разработали и утвердили паспорта в рамках программы, утвердили охранные обязательства. Именно эта работа нам позволила заявить реставрацию этих зданий и включить в программу подготовки к ЧМ по футболу. Если бы мы тогда не приняли с вами эту программу, мы бы не попали в финансирование. Нам удалось сделать самое главное. Вы, наверное, видели, что по ул. Ленинградской почти все фасады приведены в порядок. А, понимаете ли, как это делали? Это же все частная собственность. Мы приглашали владельцев, убеждали это сделать. Однажды я поговорил с собственником чуть построже, и тут же получил от него заявление прокурора города. Да, эффект был отложен, но сейчас это все начнет работать. На это со следующего года заложено финансирование в областном бюджете. Вот что мы сделали за три года – огромную, нудную, незаметную обывателю работу. Мы заложили очень много программных вещей на десятилетия вперед, которые точно будут реализованы. Никогда этого не было, а мы заложили. А вы попробуйте вместе с общественниками убедить собственников, чтобы они тоже взяли и вложили 3-5 копеек.

- Приняты ли охранные зоны вокруг памятников архитектуры в новых ПЗЗ по ограничению этажности?

- Да.

- Так, чтобы они касались именно начатых сегодня объектов? Кто-то собирался около памятника архитектуры строить 15-этажку. В ПЗЗ она запрещена.

- Я вам советую поговорить с разработчиком программы – Галаховым. Вы же ему легче поверите, он не чиновник. Потому что есть такое, если чиновник отвечает на вопросы, ему автоматически верят меньше, чем общественнику. Галахов профессионал, общественник, так сядьте и спросите у него, он все объяснит. Вы, наверное, знаете, что мы, в том числе, ввели зону с нулевой этажностью. Это значит, что пока не будет разработан проект планировки конкретной территории, застройщик ничего построить не сможет. 


"Нельзя терять темп. Дальше он будет только возрастать"

- А какой наказ будет у вас для сити-менеджера? 

- На мой взгляд, нельзя терять темпа. Программы и проекты готовы, у нас колоссальный задел по всем направлениям деятельности: детские садики, школы, дворы, дороги, благоустройство и так далее. Раньше его не было.

Принята программа подготовки Чемпионата мира по футболу. Соответственно, темп преобразований в городе будет возрастать каждый год, вплоть до 2018-го. Напомню, кстати, что муниципальную программу подготовки к Чемпионату мира мы приняли первыми в России, когда наш город еще не входил в список принимающих Чемпионат. Документ был утвержден в июле 2012 года. И это, кстати, было значительным вкладом при принятии решений на федеральном уровне. Когда я представлял Самару членам комиссии FIFA в качестве города-претендента, на набережной, по счастливому стечению обстоятельств, в этот период тысячи людей играли в футбол. Чемпионат мира нам удалось получить в серьезной борьбе, потому что мы правильно выстроили работу с комиссией. 

Мы тогда ушли в дискуссию, где быть стадиону, а я попросил, чтобы она до принятия решения была свернута. А когда город получил статус принимающего ЧМ, спокойно вернулись к этой теме. Плюс от использования территории Радиоцентра очевиден. Я заявлял ее еще в бытность Павла Донского (экс-министр строительства Самарской области, - прим.ред.) – это 240 га на территории города, не вовлеченные в хозяйственный оборот. 

- Вчера то, что было представлено на отчете как итоги подготовки к ЧМ, выглядело достаточно коротко…

- А вы откройте муниципальную и региональную программы. Сегодня есть три программы: муниципальная, принятая в июле 2012 года, федеральная, которую приняли в декабре 2013-го, и областная – март 2014 года.

- Ускоренный трамвай-то будет?

- Будет. Опять же, мы вовремя его заявили. Во многом – благодаря Антону Буслову, который эту идею глубоко проработал сам. Нам удалось ее заявить, и пуск трамвая учтен в программе.


"Есть мнение, что любой бизнес-управленец, придя на госдолжность, эффективно справится с любой задачей. Это не так. А уж на муниципальной должности – тем более"

- Вы упомянули, что в завтрашний день заглядывать не будете. А какой главный вывод для себя сделали по работе в коммерческих и властных структурах?

- Я про коммерческий опыт говорить не буду, потому что работал в разных компаниях в разное время, имею широчайший опыт. Работал в разных ипостасях – и грузчиком, и экспедитором, и руководителем. Есть ошибочное мнение, что любой бизнес-управленец, придя на государственную должность, эффективно справится с любой задачей. Это не так, а уж на муниципальную должность – тем более. 

Бизнес и власть – не сопоставимые вещи, потому что когда я пришел во власть из бизнеса, не в один раз входил в новую систему. В бизнесе я примерно себе представлял процесс, понимал, что надо делать. Через год обычно появляется ощущение, что ты все знаешь. Еще через полгода начинаешь понимать, на другом уровне, что знаешь не все. Но через два года работы в бизнесе уже достаточно хорошо понимаешь, как устроен конкретный бизнес. 

А за год работы на муниципальной службе у меня ни разу не возникло этого ошибочного ощущения, что знаешь все. Это гораздо более сложная система. Количество внешних признаков здесь вообще несчетно. Есть множество совершенно непредсказуемых вещей, которые ты подгадать не можешь, даже имея колоссальный опыт работы. 

Есть еще кое-что, что я понял достаточно быстро: жители города – не твои подчиненные. Когда ты – руководитель компании, ты можешь пригласить подчиненного, объяснить ему раз, второй, третий. В третий раз можешь уже не объяснять, а сказать: "Счастливо, ты уволен". Так вот, я не могу сказать человеку, который бьет окна и рисует на фасадах: "Ты уволен, езжай из города и живи в Тольятти". Он не мой подчиненный. Более того, ты приходишь к пониманию, что, в общем-то, подчиненный его – это ты. Это он тебя нанял, платит тебе деньги. И в тот момент, когда ты это начинаешь ощущать, происходит очень серьезная психологическая ломка. Поэтому человеку, который приходит из бизнеса, совершенно точно нужно время на адаптацию. У меня голова, если не на 180 градусов, то на 90 градусов точно развернулась. Я просто стал другими глазами на все смотреть. В первые полгода это происходило особенно заметно, снилось число покусанных горожан и сосулек, нависающих над детскими колясками. 

Пока в этой шкуре не побывал, ощутить это невозможно. Так же, как человеку, который не участвовал в выборах, невозможно объяснить, что проходя через народ, чувствуешь ответственность. 

На крутых поворотах истории нужны крутые решения. И это тоже надо понимать. И уж заходя совсем далеко и отвлекаясь от вашего вопроса…: демократия не может быть самоцелью. Самоцель – это то, что делает жизнь людей лучше. А какие для этого инструменты в данный момент более эффективны, надо смотреть. В каждой ситуации – по-разному. 

- То есть, вы не жалеете о том, что пошли в мэры?

- На этот вопрос я уже отвечал несколько лет назад. Наверное, сейчас я бы это решение не принял. Но точно не жалею, что принял его тогда.

- А почему сейчас не приняли бы?

- Потому что это очень тяжело… Я пять лет возглавлял газораспределительную компанию. Два года подряд она становилась лучшей в России. И все было хорошо: развивается бизнес, все понятно с транспортировкой, система выстроена. Я стал с работы уходить как все люди. Так вот, когда мы уже были готовы спокойно "как все" работать и жить, и прозвучало это предложение: "Если ты такой эффективный, так внеси свой вклад, попробуй что-то сделать в городе". И я решил. Объяснил коллегам. Кудряшову, Прямилову... Они сказали: "Ты что? Мы только семьи стали видеть! Дай пожить спокойно". Я ответил, что приглашаю их с собой, но решение остается за ними. И благодарен коллегам, до сих пор и на всю жизнь, что они тогда это решение приняли. Очень непростое, на самом деле. Столько лет, работая вместе, мы прошли через очень жесткий институт жизни.

- Как вы думаете, примерно в какие сроки Самара узнает имя вашего преемника?

- Главу города узнают достаточно быстро. Я рассчитываю, что это будет Александр Борисович Фетисов. Кто будет главой администрации, решит конкурсная комиссия. Думаю, это станет ясно если не в первой декаде, то в первой половине декабря. Глава администрации будет отобран и назначен по конкурсу.

Источник: http://www.niasam.ru/


Возврат к списку новостей