АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Новосибирск. Зарплата «в конверте» – это уголовная, административная ответственность и штрафы

27.08.2014
По сообщению УФНС по Новосибирской области, бюджет Новосибирской области недополучает 30% средств из-за «теневых» зарплат. Налоговая служба призывает всех участников «серых» зарплатных схем проявить гражданскую сознательность и не ждать наступления негативных правовых последствий.

Налог на доходы физических лиц в Новосибирской области, как и в других регионах Российской Федерации, является основным источником формирования бюджета региона. Доля НДФЛ в общем объеме поступлений стабильно составляет более 40%.

Основной объем перечислений налога в бюджет (96,8%) обеспечивают налоговые агенты. Из общего количества (56 тысяч) налоговых агентов-организаций, которые перечисляли в 2013 году НДФЛ, 5,4 тыс. (то есть менее 10%), обеспечили поступление в бюджет НДФЛ в общей сумме 35,7 млрд руб. или 85% от общего объема поступлений налога. При этом численность занятых в этих организациях работников составляет 60% от численности занятого экономически активного населения области (806 тысяч из 1,3 млн человек). Разрыв в 25% свидетельствует о наличии скрытых форм оплаты труда в другой, значительно большей части организаций (50,6 тыс.).

Не секрет, что работодатели, пытаясь снизить налоговую нагрузку, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Как правило, большая часть заработка выплачивается «в конверте». Она не отражается в официальных документах организации, соответственно, с этой выплаты не уплачиваются налоги. Таким образом, работодатели не только фактически обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих работников.

Согласно ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента.

С точки зрения административного законодательства ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Со стороны налогового законодательства работодатель может быть привлечен к ответственности за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный законодательством срок НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 Налогового кодекса РФ). Сумма штрафа в этом случае составит 20% от суммы не удержанного и не уплаченного в бюджет налога. Налоговый кодекс также предусматривает пени за просрочку уплаты налога – в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрена обязанность работника при получении дохода, с которого работодатель не удержал НДФЛ, в срок не позднее 30 апреля следующего года самостоятельно задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет (п.п. 4 п. 1, п. 4 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ). За непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц работника могут оштрафовать. Минимальная сумма штрафа – 1000 рублей, максимальная – 30% от указанной суммы. И самое главное – за уклонение физического лица от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в размере 100000 рублей до лишения свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Работник, чей работодатель практикует выплату зарплат «в конвертах», может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением по данному факту. Учитывая позицию налоговых органов, для которых противодействие выплате «теневых» доходов является одной из приоритетных задач, данное заявление может послужить основанием для проведения налоговой проверки, поскольку неуплата налога с выплаченного работнику неофициального вознаграждения является налоговым правонарушением.

Самой распространенной формой воздействия на работодателя является деятельность комиссий по легализации заработной платы, созданных в территориальных налоговых органах, а также межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований.

В 1 квартале 2014 года уже заслушано 337 налогоплательщиков. Более половины из них (172 или 51%) пересмотрели свои штатные расписания и уточнили налоговые обязательства, что позволит в 2014 году дополнительно получить в бюджет НДФЛ в размере 6 млн рублей.

Кроме того, особый интерес у налоговых органов вызывают организации, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, но не отражают при этом в представленной отчетности выплаты физическим лицам и, соответственно, не уплачивают НДФЛ в бюджет. По данным представленной за 2013 год отчетности в области установлено 3780 таких организаций. Их руководители в 2014 году также будут приглашаться на заседания комиссий по легализации заработной платы.

Кроме того, работодатели обязаны соблюдать законодательство в части обеспечения выплаты работникам заработной платы в размере не ниже установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области (с 1 января 2013 года установлены минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной и бюджетной сферы 9030 рублей, для работников организаций сельского хозяйства – 6200 рублей).

Помимо возможных санкций необходимо просто помнить о том, что выплачивая заработную плату «в конверте», работодатели становятся на позицию нечестной конкуренции в бизнесе, теряют деловую репутацию, снижают социальную защищенность своих работников.

Источник: Пресс-центр мэрии Новосибирска

Возврат к списку новостей