АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Биржа". Местное самоуправление: реформа или ликвидация?

15.05.2014
В Госдуме прошло первое чтение поправок к закону № 131 «О местном самоуправлении». Эти поправки вызывают неоднозначные оценки в обществе и активно обсуждаются.
На заседании Нижегородского экспертного клуба 14 мая об изменениях будут спорить люди, напрямую связанные с разработкой нового варианта закона, и его противники. Вот что по этому поводу думают Вадим Булавинов, депутат Государственной думы (мэр Нижнего с 2002 по 2010 гг.) и Александр Косариков, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, председатель городского Совета народных депутатов в 1990—1993 годах. 

Решения остаются за губернатором

Булавинов-кв-150.jpgВадим Булавинов

Обсуждая тему реформирования МСУ, надо иметь в виду несколько важных моментов.

Первое. В Нижегородской области отменять нечего — прямые выборы отменены тотально по всему региону в конце прошлого десятилетия, это была политика губернатора, которую он публично озвучивал. С тех пор, насколько мне известно, он свою позицию не менял.

Второе. В Нижегородской области давно нет мэров, то есть глав МСУ, руководящих местными администрациями, — насаждена двухголовая система с сити-менеджерами. Давно нет ни выборов, ни мэров, ни намерения их возвращать. Так о чем мы вообще говорим?

Третье. С момента возврата выборов губернаторов, с периода Болотной площади, ни администрация президента, ни «Единая Россия» не спускают в регионы запретов на выборы мэров. Федеральное законодательство также разрешает всенародное избрание глав МСУ. Поэтому те губернаторы, которые не боятся политической конкуренции, уверены в себе и разделяют демократические ценности, уже вернули муниципальные выборы. В других регионах выборы никто возвращать не собирается, независимо от принятия или непринятия нового закона об МСУ.

Четвертое. Сегодня в Нижегородской области уже есть попытки конъюнктурно исказить смысл федерального закона о городах с внутрирайонным делением. Россия — федеративная республика, и этот закон просто дополняет федерализм правом губернаторов выбирать из трех моделей: избрание мэра, двухголовая система или МСУ на уровне районов.

Есть регионы со специфической политической культурой, где последний вариант, возможно, уместен. Я не считаю, что это закон для Нижегородской области, как и для других русских областей центральной части России. Но это решать не мне.

Модель МСУ в конкретном городе утверждает не федеральный, а региональный закон. Де-факто — губернатор. Так будет и в Нижнем Новгороде. А поскольку у нас альтернатива только между двухголовой системой и спуском МСУ на районный уровень, то сегодня нет перспектив возврата ни единоначалия, ни демократической процедуры всенародных выборов — что с новым законом, что без него. Но это, повторюсь, вопрос никак не к Охотному ряду, а к нижегородскому Кремлю.

Это голые факты, как бы на этой теме сейчас ни пытались спекулировать некоторые политики, которые своих должностей через всенародные выборы и доверия избирателей, кстати, никогда не добивались.

Лично я всегда выступал и продолжаю выступать за всенародные выборы мэра Нижнего Новгорода. В 2009 году при изменении Устава города произошла огромная ошибка, в ней есть доля моей вины, но все происходило не с моей подачи и тем более не в моих интересах. Думаю, сегодня это уже всем понятно. Дзержинск продержался до 2012 года, но результат в итоге оказался ровно тем же самым. И тем не менее убежден, что в ближайшие несколько лет выборы мэра Нижнего Новгорода будут возвращены.

Экономический аспект реформы МСУ в том, что районы городов, где она будет реализована, получат собственный бюджет. Сегодня они на жесткой смете расходов городского бюджета и не могут оперативно реагировать на просьбы жителей отремонтировать тротуар, спилить аварийное дерево или установить штакетник. Районный бюджет это позволит, и в этой части муниципальная власть станет ближе к людям. Это ключевое достоинство законопроекта. 


Всё уже было в начале девяностых...

Косариков-Александр-кв-150.jpgАлександр Косариков 

В проблеме переустройства МСУ два основных вопроса: нужны ли представительные органы в районах города и как избирать или формировать главный представительный орган — городскую думу.

Представительные органы в районах, на мой взгляд, нужны. Для города-миллионника излишняя централизация — один выборный городской орган — создает отстраненность от проблем разных групп населения, различных территорий. С каждой «болячкой» в город не набегаешься. Каждый район имеет свою специфику: Канавинский — проблема вокзала, рынков, Автозавод и Сормово — сосредоточенность жизни вокруг основных предприятий района, Нижегородский — ветхое жилье, историческая застройка и т. п. 

Выборность районных Советов была в начале 90-х в ситуации формирования нового уклада после развала Союза. Наличие выборных районных органов власти, на мой взгляд, спасло ситуацию в городе от «Майдана», от «разводов» внутри города, когда Автозаводский район заявил о суверенитете и выделении из состава города, примерно та же ситуация сложилась и в Сормове. В тот период были даже захваты кабинетов администрации. Но столкновения интересов удалось перевести в дискуссии с районными депутатами и тем самым уйти от радикализма. Удалось сохранить спокойствие и управляемость в городе. И не только сохранить, но и сделать существенные шаги в развитии города. Не оборвалось строительство метро, была утверждена концепция и начато строительство метромоста, трамвайные полосы, установленные в городе, решили транспортную проблему и дослужили до наших дней. 

Сейчас иная ситуация, но роль районов в жизни города остается доминирующей.

Городская дума — это, конечно, должен быть выборный орган. Возможно, что для нашего города он должен быть больше. В первом городском Совете в новой России в 1990 году было 200 избранников. Учитывался весь спектр интересов горожан. А персональная ответственность депутатов перед избирателями обеспечивала эффективность и обоснованность решений. Отказ от прямых выборов городских органов управления создает ощущение, что исключается сама возможность сомнений в правильности принимаемых решений. И это плохо согласуется с самой идеей местного самоуправления.

Источник: http://birzha.ru/


Возврат к списку новостей