16 июля 2025
Минтранс РФ. Власти планируют разрешить пускать туристические автобусы на полосы для маршрутного транспорта
Сейчас такое право есть только у Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В министерстве считают, что такая возможность должна быть у всех субъектов федерации: это необходимо для развития туристической отрасли. Опрошенные “Ъ” эксперты поддержали предложение, но говорят, что помимо поправок к законодательству потребуется создать единый реестр перевозящих туристов автобусов.
Поправки, пояснили в Минтрансе, подготовлены в интересах «туристического транспорта и транспортного обслуживания массовых мероприятий»: «инициатива позволит сократить время в пути и создать более комфортные условия для путешествий и отдыха». Субъекты федерации смогут принимать решения о допуске автобусов на выделенки «с учетом региональной специфики и городской инфраструктуры, а также потребностей жителей», пояснили в ведомстве.
Существующим правом допуска дополнительных (помимо упомянутых в правилах) автобусов на выделенки воспользовался только Севастополь: Москва и Санкт-Петербург делать этого не стали. Столичные власти причин не объясняли, при этом есть постановление городского правительства 2018 года, разрешающее выезжать на маршрутные полосы служебным автобусам департамента ЖКХ и экскурсионным двухэтажным автобусам.
Весной 2024 года Ассоциация туроператоров России (АТОР) просила московские власти организовать допуск туристического транспорта на выделенки, но реакции на просьбу не последовало.
Власти Санкт-Петербурга обсуждали расширение функционала маршрутных полос, но решили этого не делать, рассказал “Ъ” ведущий специалист городской дирекции по организации дорожного движения Дмитрий Попов. Это подтвердили “Ъ” в городском комитете по транспорту. «Мы пришли к выводу, что ключевая задача выделенки — это соблюдение графика движения общественного транспорта,— пояснил он.— А туристические автобусы будут вынуждены объезжать остановки, создавая угрозу безопасности движения». Эксперт также напоминает, что туристическому транспорту нужно иногда останавливаться у достопримечательностей, чтобы экскурсовод мог рассказать туристам про объекты — это будет мешать движению городского транспорта.
«Задача выделенок — повышать провозную способность сети, то есть увеличивать количество людей, перевозимых по дороге за единицу времени,— считает член общественного совета подмосковного минтранса Андрей Мухортиков.— И в этом плане допуск на полосы автобусов, например туристических, вполне себе эту задачу решает. Во многих странах право перемещаться по выделенкам есть у водителей, перевозящих несколько пассажиров в салоне».
Опрошенные “Ъ” представители туристического рынка предложение Минтранса поддержали. «Запрос на такое право со стороны отрасли есть давно, потому что перевозка туристов всегда привязана к жесткому таймингу,— заявил “Ъ” вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.—- К примеру, везут группу в Третьяковскую галерею под конкретное время. Опаздывать нельзя, но приходится стоять в пробках». Эксперт подчеркивает, что одного законопроекта мало: нужен единый реестр туристических автобусов, чтобы камеры «понимали», кто едет по выделенке.
«Создать реестр, наполнить его данными, проследить, чтобы туда не попали "левые" автобусы — это сложная организационная работа,— поясняет господин Ромашкин.— Насколько я знаю, Москва и Санкт-Петербург существующим правом не воспользовались, так как у них не получилось создать реестр». Дмитрий Попов также считает проблемой задачу выделить из потока именно туристические автобусы и понять, что они в этот момент перевозят туристов, а не свадьбу или едут пустые. В законодательстве нет механизма, позволяющего отличить экскурсионный автобус от любого другого заказного, добавляет директор Объединения пассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова.