АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Опыт работы представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока», 28 - 29 марта 2019 г., Кемерово

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Участники конференции обсудили опыт работы представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока, их роль в решении проблем муниципальных образований, задачи и перспективы деятельности.

Участники конференции отметили, что в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в целом сформирована правовая база, приняты основополагающие важнейшие нормативно-правовые акты, что позволяет эффективно решать вопросы местного значения. В настоящее время продолжается процесс совершенствования муниципального правотворчества.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, усложняющих дальнейшее развитие местного самоуправления. Прежде всего – практика наделения органов местного самоуправления несвойственными полномочиями без передачи соответствующих финансовых ресурсов. Например, исполняя такой вопрос местного значения, как «организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления создают собственные муниципальные службы, сотрудникам которых не установлены государственные гарантии, имеющиеся у сотрудников аналогичных государственных служб. Отсюда возникает несовершенство процесса разграничения полномочий между уровнями публичной власти, невозможность привести экономическую базу муниципальных образований в соответствие объемам полномочий.

В составе Правительства Российской Федерации по-прежнему отсутствует орган, призванный комплексно и системно взаимодействовать с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по вопросам местного самоуправления. Из-за этого имеет место несогласованность действий министерств, отвечающих за отдельные аспекты деятельности местного самоуправления.

Отдельные изменения в законодательные акты Российской Федерации вносятся без учета экспертного мнения и публичного обсуждения. Например, законопроект об установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий; законопроект о введении новых типов муниципальных образований (муниципальный округ) и др.

Участники Конференции отметили также, что значительно сократилась степень автономии муниципалитетов в формировании своих организационных структур.

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Комитету Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

1.1. Провести инвентаризацию полномочий и прав органов местного самоуправления, предусмотренных в отраслевом федеральном законодательстве, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

1.2. Проработать возможность принятия федерального закона о регулировании городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.

1.3. Внести изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона № 131-ФЗ, установив порядок, при котором решения об изменении границ и статуса муниципальных образований могут приниматься органами государственной власти субъектов Российской Федерации только с согласия населения, выраженного путем голосования.

1.4. Внести изменения в части 7.1 – 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, установив иные, кроме досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, меры ответственности (замечание, предупреждение и пр.), а также установление признака заведомости при определении меры ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений и доходах.

1.5. Установить возможность оказания финансовой поддержки ТОС органами государственной власти субъектов Российской Федерации, внеся изменения в подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) закрепив, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе и ТОС. Подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ после слов «социально ориентированных некоммерческих организаций» дополнить словами «территориального общественного самоуправления».

1.6. Внести изменения в п. 1.2. статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, определив четкие процедуры перераспределения отдельных полномочий по вопросам местного значения от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Установить, что такое перераспределение возможно только в двух случаях:

а) обращение представительного органа местного самоуправления о невозможности по различным основаниям исполнения того или иного муниципального полномочия: масштаб услуги, не обеспечивающий эффективность, кадры, помещения, технические средства и др. (но не отсутствие финансовых средств, которое можно легко создать искусственно);

б) установление органом государственной власти субъекта Российской Федерации факта невозможности или явной нецелесообразности исполнения определенного муниципального полномочия органом местного самоуправления. Соответствующее решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть оспорено представительным органом муниципального образования в судебном порядке.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Не допускать произвольного перераспределения полномочий по вопросам местного значения от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Российской Федерации без всестороннего анализа последствий и обсуждения с заинтересованными органами местного самоуправления. Объемы изымаемых при перераспределении денежных средств местных бюджетов должны определяться в форме субвенций и по тем же нормативам, по которым определяются средства при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

2.2. Учесть опыт взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области и представительных органов местного самоуправления при проведении мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики, итоги аналитической работы, которые показали необходимость исследования норм права, прежде всего, в следующих сферах:

- правила благоустройства территорий;

- порядок проведения земляных работ;

- размещение знаков адресации установленного образца;

- правила размещения информационных конструкций;

- требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений;

- правила остановки и стоянки транспортных средств;

- и другие.

3. Представительным органам муниципальных образований:

3.1. Используя право законодательной инициативы и наличие региональных советов муниципальных образований, активнее инициировать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации обсуждение вопросов законодательного регулирования организации местного самоуправления, мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики.

3.2. Изучить и при необходимости использовать представленный на конференции опыт деятельности Кемеровского городского Совета народных депутатов:

- по взаимодействию с администрацией города, контрольно-счетным органом, органами прокуратуры, заключающийся в установлении взаимовыгодных партнерских отношений, достижении открытости в работе;

- по работе с наказами избирателей в ходе предвыборной компании, по объединению группы наказов в крупные городские проекты;

- по организации комплексных отчетов депутатов на избирательных округах с привлечением руководителей управляющих организаций, участковых инспекторов, активных жителей;

- по организации выездных заседаний профильных комитетов Совета депутатов (на предприятиях, в учреждениях города, в центрах по работе с населением, в ТОС и т.д.);

- организации уроков парламентаризма для подрастающего поколения;

- организации празднования Дня местного самоуправления, с включением в программу просветительских мероприятий;

- по организации взаимодействия с органами ТОС и поощрения активной позиции депутатов по месту жительства, созданию условий для развития общественной инициативы;

- по реализации системы мер по достижению открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе, работы в социальных сетях, созданию сайта Совета, участию в конкурсах различных уровней;

- по участию в решении экологических проблем, в том числе, инициативе организации ООПТ (что это???) на новых территориях;

- по нормативному обеспечению участия города в реализации национальных проектов.

А также опыт представительных органов местного самоуправления:

- опыт деятельности Думы города Хабаровска по участию в конкурсах лучших муниципальных практик; по проведению выездных заседаний Думы и ее комитетов; мониторингу исполнения наказов избирателей; по реализации концепции «Открытая Дума», в том числе, акции «Открытый микрофон» с последующим рассмотрением обращений на заседаниях комитетов Думы; по организации Школы молодого политика; по организации территориальных депутатских групп; по развитию системы городских наград и почетных знаков; установлению международных отношений между депутатами и организации в Думе общества дружбы; организации городской конференции по участию в реализации национальной программы развития Дальнего Востока; инициированию проектов при поддержке муниципального гранта;

- опыт Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по нормативному обеспечению организации участия жителей и депутатов в подготовке и праздновании 400-летия города Новокузнецка;

- опыт Думы Петропавловск-Камчатского городского округа по поддержке органов ТОС, организации и взаимодействию с общественными советами (в том числе, на избирательных округах) и общественными объединениями; организации работы Думы и депутатов с избирателями в социальных сетях;

- опыт города Абакана по привлечению населения муниципального образования к голосованию по отбору и благоустройству общественных территорий и повышению активности жителей к участию в решении вопросов местного самоуправления.

4. Исполнительной дирекции АСДГ:

4.1. Направить настоящие рекомендации в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Общероссийский Конгресс муниципальных образований, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

4.2. Разместить на сайте АСДГ материалы конференции для знакомства с представленным опытом.

4.3. Продолжить работу по организации обучающих мероприятий для депутатов представительных органов местного самоуправления, а также для муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

4.4. Обратиться к Общему собранию АСДГ с предложением о поддержке мнения секции АСДГ по местному самоуправлению по вопросу о недопустимости наделения органов местного самоуправления несвойственными полномочиями без передачи соответствующих финансовых ресурсов, а также ликвидации муниципальных унитарных предприятий без учета экспертного мнения и публичного обсуждения.

5. Правлению секции АСДГ по местному самоуправлению:

В целях реализации пункта 4.4. настоящих рекомендаций предоставить в исполнительную дирекцию АСДГ пояснительную записку по вопросу о недопустимости наделения органов местного самоуправления несвойственными полномочиями без передачи соответствующих финансовых ресурсов, а также ликвидации муниципальных унитарных предприятий без учета экспертного мнения и публичного обсуждения.

Возврат к списку мероприятий