Р Е Ш Е Н И Е
18-19 октября 2018 года в городе Красноярске состоялся семинар - совещание АСДГ «Актуальные вопросы муниципальной информатизации», на котором были рассмотрены:
- цифровые технологии в отраслях городского хозяйства и социальной сферы;
- информационная безопасность в органах местного самоуправления;
- особенности исполнения приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 335 в органах местного самоуправления.
В работе семинара-совещания приняли участие представители городов Ангарска, Барнаула, Братска, Владивостока, Екатеринбурга, Железногорска, Иркутска, Краснодара, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Омска, Стрежевого, Улан-Удэ, Хабаровска, Уссурийска, Усть-Илимска, Якутска.
Пленарное заседание семинара-совещания было посвящено вопросам применения цифровых технологий в отраслях городского хозяйства и социальной сферы. Определенные аспекты развития муниципальной информатизации были изложены в сообщениях Бирюкова А.В. (Красноярск), Губова А.Ю. (Иркутск), Мухаяровой О.В. (Новосибирск), Прохорова Е.Л. (Краснодар). Представители организаций, работающих в сфере внедрения ИТ-решений для органов власти - Ложкина А.В. (Екатеринбург), Пенькова Е.В. (Новосибирск) - предложили участникам семинара-совещания программные продукты своих компаний в качестве готовых решений.
Обучающий семинар «Информационная безопасность в органах местного самоуправления» был проведен представителями компании «Центр информационной безопасности» города Барнаула В.В. Нечаевой и В.В. Смирновым. На семинаре были подробно рассмотрены нестандартные ситуации в обеспечении информационной безопасности в органах местного самоуправления и даны рекомендации для служб, обеспечивающих информационную безопасность в муниципальных образованиях. Как отметили участники мероприятия, обучающий семинар проведен на высоком профессиональном уровне и вызвал заинтересованное обсуждение острых, наиболее актуальных вопросов.
Успешный опыт работы по обеспечению информационной безопасности на примере города Якутска представил заместитель директора МКУ «Центр информационных технологий» Ушницкий Н.Г. О новейших разработках компании «ИнфоВотч» для органов власти участникам семинара доложила Марьясова С.В. (Красноярск).
Второй день семинара-совещания был посвящен особенностям процесса импортозамещения в целях исполнения приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 335. В докладах Вековшинина Е.Л. (Владивосток), Шевченко А.В. (Железногорск), Панчука Н.П. (Братск), Нурмухаметова Р.И. (Усть-Илимск) были изложены вопросы, которые возникают при исполнении утвержденных данным приказом методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе, ранее закупленного офисного программного обеспечения (далее – Методические рекомендации), а также представлен опыт городов при реализации работ по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах местного самоуправления.
Представители разработчиков и интеграторов ИТ-решений - Семинихин А.П., Шовкун А.В. (Новосибирск), Колодин М.В. (Москва), Оськин В.С. (Иркутск) - поделились опытом работы по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий и предложили свои решения для органов местного самоуправления.
Материалы семинара-совещания представлены на сайте АСДГ по адресу: https://asdg.ru/events/last/361400/
Участники отметили, что главным препятствием исполнения Методических рекомендаций является то, что эксплуатируемые в органах местного самоуправления ключевые федеральные прикладные системы реализованы на технологиях Microsoft и отсутствует план их адаптации для работы под отечественной операционной системой (ОС). Также участниками была отмечена неопределенность толкования отдельных положений Методических рекомендаций.
Процессу импортозамещения в органах местного самоуправления также препятствуют:
- отсутствие методологической и организационной поддержки работ по переходу на отечественное программное обеспечение (ПО) в органах местного самоуправления;
- функциональная недостаточность и низкое качество отечественных ОС и системных программных средств, формирующих информационную инфраструктуру для обеспечения работы прикладных систем;
- отсутствие сведений о драйверах отечественной ОС для обеспечения работы периферийного оборудования;
- отсутствие федерального нормативного акта об использовании единых форматов данных для применения в государственных и муниципальных органах власти;
- отсутствие необходимых навыков у специалистов органов местного самоуправления по работе в отечественных ОС и прикладных программах;
- высокая трудоемкость поиска и/или отсутствие достаточной информации для выбора отечественного аналога эксплуатируемых программных средств;
- технологическая сложность обеспечения одновременной работы пользователей с информационными системами под различными ОС;
- высокий риск потери инвестиций, вложенных на приобретение предлагаемых отечественных программных продуктов;
- высокая цена отечественных программных продуктов по сравнению с импортными аналогами, вследствие чего ежегодное повышение финансовой нагрузки для поддержания информационной инфраструктуры органов местного самоуправления.
Участники семинар-совещания отметили необходимость:
- принятия государственного стандарта о едином классификаторе видов программного обеспечения и использования в нормативных актах терминологии в соответствии с принятым стандартом;
- разработки стандартов взаимодействия информационных систем;
- принятия мер по повышению качества ПО, предназначенного для использования в органах государственной и муниципальной власти. В том числе, привлечения ИТ-специалистов органов местного самоуправления к тестированию и оценке качества отечественных ОС и офисного ПО;
- адаптации федеральных информационных систем для работы под отечественными ОС.
Участники семинара-совещания решили:
1. Предложить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- централизованного финансирования разработчиков ОС и офисного ПО с последующей передачей их в органы местного самоуправления на безвозмездной основе;
- создания специализированного фонда программ, рекомендованных для безвозмездного использования органами местного самоуправления;
- организации в одной из подведомственных структур консультационно-методического центра для решения вопросов, связанных с исполнением Методических рекомендаций;
- подготовки рекомендаций для разработчиков отечественных ОС по включению в установочный дистрибутив ОС типового набора отечественного ПО для создания автоматизированных рабочих мест в органах местного самоуправления. Перечень информационных ресурсов и государственных информационных систем, для работы с которыми целесообразно включить дополнительное ПО в состав дистрибутивов отечественных ОС представлен в приложении к настоящему Решению;
- о сроках реализации возможности работы с государственными информационными системами (ГИС) в отечественных ОС с последующим размещением плановых сроков на публичных сайтах. В том числе, Zakupki.gov.ru, Roseltorg.ru, Bus.gov.ru, СУФД, ЕГИССО, ГАС «Управление», Электронный бюджет, СМЭВ;
- организации постоянного мониторинга и принятия мер для не допущения срыва сроков реализации ГИС в отечественных ОС, которые влияют на сроки исполнения Методических рекомендаций в органах местного самоуправления;
- усовершенствования пользовательского интерфейса Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - «Реестр»);
- принятия федеральной программы по переобучению пользователей в органах местного самоуправления работе под отечественном ПО, необходимом для исполнения своих функций.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления:
- изучить опыт городов Братска, Владивостока, Железногорска, Красноярска, Усть-Илимска, Якутска в сфере обеспечения информационной безопасности и вопросах реализации Методических рекомендаций (материалы представлены на сайте АСДГ по адресу: asdg.ru/events/last/361400/?files=yes);
- изучить возможность внедрения типовых платформенных решений в части облачных технологий с учетом опыта Новосибирска и проведенной работы Краснодара;
- ознакомиться с представленными на семинаре-совещании решениями организаций, работающих в сфере информатизации органов власти: «Центр информационной безопасности» (Барнаул), «ЕСМС» (Екатеринбург), «Зеон» (Иркутск), «Информационные системы и сервисы», «РедСис Сибирь», «ЭР-Телеком Холдинг» (Новосибирск), ГК «ИнфоВотч», «ИнтерТраст» (Москва) (материалы представлены на сайте АСДГ по адресу: asdg.ru/events/last/361400/?files=yes).
3. Исполнительной дирекции АСДГ:
3.1. Организовать работу группы экспертов в сфере информатизации органов местного самоуправления с целью выработки рекомендаций по усовершенствованию «Реестра» и обобщения передового опыта работы по импортозамещению в сфере ИКТ.
3.2. Во исполнение Методических рекомендаций обратиться в Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий с предложением об организации исследовательских работ:
- по установлению типовых целевых показателей и индикаторов эффективности для органов местного самоуправления;
- по усовершенствования «Реестра» для создания пользовательского интерфейса, удобного для поиска необходимого ПО и получения сведений о нем;
- по подготовке справочной информации о совместимости прикладных программных средств, являющихся типовыми для применения в органах местного самоуправления, с государственными и муниципальными информационными системами, между собой, с отечественными офисными программами и вычислительной инфраструктурой, построенной на базе отечественного системного ПО;
- по определению требований к характеристикам ПО и оборудования, обеспечивающих процесс импортозамещения в сфере ИКТ в органах местного самоуправления, а также подготовки перечня ПО из «Реестра», которое рекомендовано для внедрения в органах местного самоуправления;
- по разработке рекомендаций разработчикам отечественных ОС для создания дистрибутивов отечественных ОС с предустановленными пакетами, необходимыми для работы органов местного самоуправления ресурсами.
3.3. Обратиться в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой разъяснить отдельные положения Методических рекомендаций, которые вызывают неоднозначное толкование у специалистов органов местного самоуправления.
3.4. Направить настоящее Решение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, органам местного самоуправления - членам АСДГ.