АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Деятельность представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока в современных условиях: задачи и перспективы», 19 - 20 октября 2017 г., Томск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Участники конференции обсудили актуальные проблемы, задачи и перспективы деятельности представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока на современном этапе, обменялись опытом работы представительных органов.

Участники конференции отмечают, что представительные органы большинства муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока постоянно ведут работу по совершенствованию местной нормативно-правовой базы, выступают с законодательными инициативами в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, активно участвуют в социально-экономическом развитии своих территорий, осуществляют взаимодействие и предусмотренный законодательством контроль за деятельностью местных администраций по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, обеспечивают конструктивное взаимодействие с различными слоями населения и местными структурами гражданского общества, с законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, осуществляют обмен опытом работы, реализуют совместные проекты в рамках АСДГ и других объединений муниципальных образований.

Положительный опыт взаимодействия власти всех уровней, населения, общественных организаций и политических объединений достигнут в последние годы в ходе совместной реализации федеральных программ на территориях муниципальных образований в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды, благоустройства дворовых территорий.

В то же время участники конференции констатируют, что кардинальные реформы федерального законодательства о местном самоуправлении, предпринятые в период 2014-2017 гг., привели к существенному снижению организационной, компетентностной и финансовой автономии местного самоуправления и сокращению возможностей влияния граждан на принятие решений, затрагивающих их жизненные интересы.

Участники конференции обсудили проект доклада Общероссийского Конгресса муниципальных образований Правительству Российской Федерации «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, перспективах его развития и предложения по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» и поддержали содержащиеся в нем основные оценки и предложения.

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1. По концептуальным вопросам развития местного самоуправления в России

Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований (ОКМО) обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

1.1. Разработать и утвердить Указом Президента России правовой акт, содержащий не только концепцию, но и основы государственной политики в области местного самоуправления по аналогии с тем, как это было сделано в 1999 году.

1.2. Создать в составе Правительства Российской Федерации орган, комплексно и системно отвечающий за развитие местного самоуправления в России, например, в форме федерального агентства, непосредственно подчиненного Правительству РФ. Отсутствие такого органа вызывает несогласованность действий министерств, отвечающих за отдельные аспекты деятельности местного самоуправления.

1.3. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об административно-территориальном устройстве Российской Федерации, отсутствие которого сдерживает решение множества вопросов территориальной организации местного самоуправления. Установить порядок, при котором решения об изменении границ и статуса муниципальных образований могут приниматься органами государственной власти субъектов РФ только с согласия населения, выраженного путем голосования. Отсутствие такой нормы открыло широкий простор для произвольного изменения территорий муниципальных образований, не учитывающего интересы населения.

2. По совершенствованию федерального законодательства

Комитету по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: 2.1. Внести изменения в п. 1.2. статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определив четкие процедуры перераспределения отдельных полномочий по вопросам местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. Установить что такое перераспределение возможно только в двух случаях:

2.1. Внести изменения в п. 1.2. статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определив четкие процедуры перераспределения отдельных полномочий по вопросам местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. Установить что такое перераспределение возможно только в двух случаях:

а) Обращение представительного органа местного самоуправления о невозможности по различным основаниям исполнения того или иного муниципального полномочия: масштаб услуги, не обеспечивающий эффективность, кадры, помещения, технические средства и др. (но не отсутствие финансовых средств, которое можно легко создать искусственно).

б) Установление органом государственной власти субъекта РФ факта невозможности или явной нецелесообразности исполнения какого-то муниципального полномочия органом местного самоуправления. Соответствующее решение органа государственной власти субъекта РФ может быть оспорено представительным органом муниципального образования в судебном порядке.

Комитету по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса РФ:

1) дополнить пункт 7 подпунктом 9 следующего содержания:

«9) документы об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды»;

2) в абзаце первом пункта 7.1. слова «в пунктах 1, 2 и 5 части 7» заменить словами «в пунктах 1,2, 5 и 9 части 7»;

3) в абзаце втором пункта 7.1. слова «в пунктах 2 и 5» заменить словами «в пунктах 2,5 и 9 части 7».

Обоснование: данные изменения имеют своей целью установить запрет выдавать разрешение на строительство на арендованном земельном участке третьим лицам (не арендаторам). Либо при обязательном поручительстве третьих лиц (на чье имя выдано разрешение на строительство) и/или условии о субсидиарной (либо солидарной) ответственности.

Комитету по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в Земельный кодекс РФ:

- дополнить статью 39.16 пунктом 26 следующего содержания:

«26) с заявлением обратилось лицо, имеющее задолженность по задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды».

Обоснование: это изменение расширяет применение пунктов, регулирующих запрет на предоставление земельных участков, образованных в результате раздела земельных участков, без торгов при наличии ПДАП.

- абзац первый пункта 3 статьи 39.7 изложить в следующей редакции:

«3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, условия и сроки её внесения, а также способы обеспечения исполнения договора аренды, устанавливаются:»

Обоснование: это позволит муниципальному образованию установить любые (кроме ограничивающих конкуренцию или необоснованно ущемляющих права предпринимателей) способы обеспечения внесения арендной платы, включая поручительство, залог и т.п.

- дополнить статью 39.8 пунктом 18 следующего содержания: «18. В случае неперечисления арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором аренды срока платежа её списание со счета арендатора осуществляется в бесспорном порядке путем направления арендодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет арендатора, распоряжения на списание с его счета денежных средств. Бесспорное списание денежных средств не лишает арендодателя права на обращение в суд».

Обоснование: эта норма позволит взыскивать арендную плату в безакцептном (внесудебном) порядке, как это сейчас делает налоговый орган.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Не допускать произвольного перераспределения полномочий по вопросам местного значения от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов РФ без всестороннего анализа последствий и обсуждения с заинтересованными органами местного самоуправления. Объемы изымаемых при перераспределении денежных средств местных бюджетов должны определяться в форме субвенций и по тем же нормативам, по которым определяются средства при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Представительным органам муниципальных образований:

1. Используя право законодательной инициативы и наличие региональных советов муниципальных образований, активнее инициировать в органах государственной власти субъектов РФ обсуждение возникающих вопросов законодательного регулирования местного самоуправления.

2. Изучить и при необходимости использовать представленный на конференции опыт деятельности Думы Города Томска:

- по организации рабочих мест депутатов и аппарата Думы, заседаний сессий и депутатских групп, достижения их открытости через трансляцию на сайте и предоставления возможности личного участия для граждан;

- по поддержке думских традиций преемственности в работе созывов разных лет;

- по взаимодействию Думы с органами государственной власти Томской области в вопросах реализации законодательных инициатив представительного органа, в процессе реализации отдельных федеральных законов;

- по взаимодействию Думы с общественными и политическими организациями, использованию различных форм общественного участия с целью содействия и контроля деятельности исполнительных органов по реализации программ создания комфортной современной городской среды, при принятии решений по вопросам благоустройства, при организации инициативного бюджетирования;

- по взаимодействию Думы Города Томска с администрацией города по улучшению администрирования платежей по арендной плате за землю и снижению проблемных долгов по арендной плате за землю, по созданию новых ученических мест в общеобразовательных организациях.

А также опыт представительных органов местного самоуправления:

- по организации территориальных и районных депутатских групп, в состав которых привлекаются депутаты, избранные по партийным спискам, а также депутаты законодательных органов субъектов РФ (Абакан, Хабаровск);

- по повышению открытости деятельности представительных органов через использование механизмов «открытого микрофона», расширенных заседаний, выпуска информационных изданий и пр. (Абакан, Хабаровск);

- по использованию механизмов инициативного бюджетирования, общественного контроля, инициатив активных жителей для реализации проектов и программ благоустройства, создания комфортной городской среды (Абакан, Братск);

- по созданию на конкурсной основе молодежного общественного совета при представительном органе, по привлечению данного совета и молодежных организаций к решению актуальных проблем города и правотворческой деятельности (Хабаровск);

- по реализации городского образовательного проекта, предусматривающего разъяснение основ и правил землепользования и благоустройства, прав жителей по участию в программах благоустройства (Абакан);

- по организации контроля за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления при реализации межмуниципальных программ благоустройства, а также в ходе участия в реализации государственных программ на территории муниципального образования (Абакан, Братск, Хабаровск).

3. Проанализировать сложившуюся систему поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, принять меры по совершенствованию и повышению эффективности механизмов привлечения таких организаций к оказанию общественно полезных услуг на территории муниципального образования.

4. Учесть возможности реализации прав органов местного самоуправления на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, образования, социальной политики.

Исполнительной дирекции АСДГ:

1. Направить настоящие рекомендации в Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО), Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ, Комитет по транспорту и строительству ГД ФС РФ, Комитет по аграрным вопросам ГД ФС РФ, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в представительные органы муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

2. Включить в план работы АСДГ на 2018 год проведение очередной конференции секции АСДГ по местному самоуправлению.

Правлению секции АСДГ по местному самоуправлению:

1. На основании предложений Думы г. Томска подготовить и направить на рассмотрение в ОКМО проекты федеральных законов:

- о внесении изменений в земельное и градостроительное законодательство в части совершенствования администрирования платежей по арендной плате.

2. Просить правление секций «Экономика и финансы города» и земельно-имущественных отношений:

- рассмотреть целесообразность внесения предложений об изменении законодательства, направленных на совершенствование работы с дебиторской задолженностью, выявленные в итоге совместной деятельности Думы и администрации муниципального образования «Город Томск»;

- рассмотреть целесообразность внесения изменений в Федеральный закон №152- ФЗ «О персональных данных», позволяющие использовать персональные данные неплательщиков в целях публичного использования муниципалитетами сведений о размерах задолженности и руководителях (/собственниках/контролирующих лицах) дебиторов по арендной плате.





Возврат к списку мероприятий