Завышенные требования по числу голосов собственников помещений в МКД для принятия решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и проведении капитального ремонта, привлечение кредитов.
Ограничения по расходованию средств со специального счета.
Ограничение возможности внесения изменений в региональную программу по срокам проведения работ, перечню видов работ по капитальному ремонту, усугубляющее финансовую несбалансированность региональных программ.
Жилищным кодексом Российской Федерации, законами субъектов, иными нормативно-правовыми актами возможность корректировки программы капитального ремонта многоквартирных домов не установлена.
Неопределенность объема полномочий органов местного самоуправления в части созыва общих собраний собственников помещений для принятия необходимых решений по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Исключение управляющих организаций из механизма реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором реализовали способ формирования ФКР накопления на счете регионального оператора.
Отсутствие четкого разграничения функций между региональным оператором и органами местного самоуправления в части проведения аварийно-восстановительного ремонта домов при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для решения возникающих проблемных вопросов необходимо:
Четко определить критерии, которыми органы местного самоуправления должны руководствоваться при формировании и актуализации региональных программ.
Разработать новую систему кредитования капитального ремонта под взносы собственников на специальных счетах, отдельный механизм субсидирования капитального ремонта многоквартирных домов, формирующих ФКР на специальных счетах, внесение изменений в действующее законодательство в части упрощения процедуры перехода со счета регионального оператора на специальный счет, увеличение сроков проведения капитального ремонта одного вида работ на 3 года для МКД, формирующих ФКР на специальном счете.
Необходимо разработать программы поддерживающего ремонта для МКД, исключенных из региональных программ капитального ремонта в связи с признанием аварийными и подлежащими сносу, а также с износом свыше 70%.
Внести изменения в часть 8 ст. 170 ЖК РФ: слова «предельная стоимость накопления 40%» изменить на «40% от стоимости проектно-сметной документации».
Законодательно определить полномочия Совета МКД представлять интересы собственников помещений в МКД при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в МКД.
Участники конференции рекомендуют:
1. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотреть возможность внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусмотрев:
возмещение расходов, понесенных органами местного самоуправления, на проведение аварийно-восстановительного ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
компенсацию расходов собственников помещений за наем жилых помещений на время проведение ремонтных работ, требующих отселения жителей;
выполнение управляющими организациями функций подготовки дефектных ведомостей и технических заданий на проектирование капитального ремонта многоквартирных домов, участие в организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам капитального ремонта.
2. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотреть возможность:
создания механизмов сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, отдельного механизма субсидирования капитального ремонта многоквартирных домов, механизма льготного кредитования при проведении капитального ремонта;
рассмотрения вопроса по урегулированию порядка внесения изменений в региональные программы капитального ремонта о техническом состоянии многоквартирного дома в целях корректировки программы и возможности переноса установленной в программе даты капитального ремонта дома с более позднего срока на более ранний в связи с возникновениями случаев непреодолимой силы либо чрезвычайных ситуаций, иными случаями, требующими неотложного решения;
определить, что в случае недостаточности средств регионального оператора, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД на капитальный ремонт и средств бюджетных субсидий для реализации региональной программы капитального ремонта, региональный оператор вправе привлекать кредиты, займы с последующим их возвратом, включая выплату процентов по кредитам, займам за счет взносов собственников помещений на счет регионального оператора.
3. Министерству строительства Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть возможность выйти с предложением о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 в части определения единого норматива расходов на осуществление строительного контроля капитального ремонта многоквартирных домов в размере 2,14%.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Не реже одного раза в год предусматривать актуализацию предельных стоимостей капитального ремонта с добавлением отсутствующих видов работ, ранее не предусмотренных.
4.2. Проработать механизм утверждения предельной стоимости капитального ремонта в региональной программе в целом на многоквартирный дом, а предельную стоимость по видам работ утверждать на уровне органа местного самоуправления в краткосрочных планах капитального ремонта.
4.3. Пересмотреть механизм (критерии) формирования региональных программ в части объединения (укрупнения) видов работ, последовательности и приоритетности выполнения отдельных видов работ.
4.4. С целью обеспечения прозрачности функционирования региональных систем капитального ремонта раскрывать на официальных сайтах информацию, связанную с выбором способов формирования фондов капитального ремонта, уровнем сборов взносов на капитальный ремонт, показателями выполнения краткосрочных планов реализации региональных программ.
4.5. Принять во внимание опыт города Казани по организации процесса подготовки проектной документации, отбора подрядчиков, проведения работ и строительного контроля за капитальным ремонтом многоквартирных домов региональным оператором.