Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
В конференции приняли участие руководители муниципальных образований и финансовых и экономических служб, служб управления муниципальным заказом, муниципальных контрольно-счетных органов, депутаты представительных органов местного самоуправления, представители научных, некоммерческих, экспертных организаций из 15 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, представитель аппарата комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, других организаций.
На конференции был представлен опыт стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований; опыт взаимодействия экономических, финансовых служб, экспертного сообщества и общественности при формировании планов и программ стратегического развития; опыт формирования, контроля исполнения, оценки эффективности программных бюджетов; опыт участия контрольных органов, органов статистики, налоговых органов, некоммерческих организаций и др. в бюджетном процессе, достижения прозрачности бюджета.
Участники конференции обсудили проблемы формирования экономической и финансовой политики муниципальных образований в условиях неопределенной экономической ситуации; формирования местных бюджетов и особенности межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления и оптимизации расходов местного бюджета; внедрения контрактной системы организации муниципальных закупок в г. Барнауле и других городах Сибири и Дальнего Востока.
Участники Конференции отметили, что финансовая политика государства по отношению к местному самоуправлению является экономически необоснованной и несправедливой. Дотационность большинства муниципальных образований является искусственной: все меньшую долю в их бюджетах составляют собственные доходы, и все большую долю – различные виды трансфертов. Тем самым ослабляется финансовая автономия местного самоуправления. В 2014 и начале 2015 года в федеральное законодательство о местном самоуправлении были внесены концептуальные изменения, в корне меняющие всю его конструкцию. Эти изменения вносились в крайней спешке и в условиях отсутствия общей концепции (стратегии) и целостной, понятной людям государственной политики в сфере местного самоуправления. В результате создания законодательной возможности принудительного и экономически необоснованного изъятия у органов местного самоуправления важнейших полномочий по вопросам местного значения в сферах градостроительства и землепользования в ряде субъектов РФ были резко сокращены имущественные доходы местных бюджетов. Кардинальный пересмотр системы властных отношений и полномочий органов местного самоуправления повлекли за собой изменения в сфере экономики и финансов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.
Несмотря на существующие сложности, органы местного самоуправления стремятся изыскивать возможности для развития и сохранения социальной направленности местных бюджетов, повышения эффективности деятельности: ряд муниципальных образований приступили к подготовке планов стратегического развития в свете требований ФЗ-172; реализуются мероприятия, связанные с повышением открытости местных бюджетов; внедряются различные формы повышения инвестиционной привлекательности городов и т.д.
С целью преодоления имеющихся проблем, совершенствования законодательства и распространения опыта лучшей практики муниципальных образований участники конференции приняли следующие рекомендации:
1. Федеральным органам государственной власти
1.1. Поддержать предложения в сфере экономики и финансов, содержащиеся в проекте рекомендаций, принятых в Комитете ГД по федеративному устройству и вопросам МСУ в ходе парламентских слушаний с повесткой о реализации ФЗ № 131-ФЗ и задачах совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства 9 апреля 2015 года. В том числе, следующие пункты.
1) Сменить вектор бюджетно-налоговой политики государства в области местного самоуправления с фискального на стимулирующий, при котором муниципальные образования будут иметь возможность влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты через механизмы расширения их налогооблагаемой базы, участие в учете и контроле за взиманием налогов, которые (доли которых) поступают в местные бюджеты.
2) В целях изыскания средств для формирования перспективных стратегий социально-экономического развития муниципальных образований решить вопрос о закреплении за местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, на развитие налоговой базы которых могут влиять органы местного самоуправления (10-20;% общей суммы). (Отметить, что конкретные источники этих средств в рекомендациях не названы).
3) В целях создания муниципальных дорожных фондов передать в них часть транспортного налога, взимаемого с владельцев транспортных средств – физических лиц. Отмечено, что данная мера укрепит возможности органов местного самоуправления в дорожной деятельности, а интенсификация местного дорожного строительства и внутрипоселенческого транспортного и пешеходного благоустройства станет одним из реальных факторов роста не только муниципальной экономики, но экономики региона, экономики и инфраструктуры страны в целом.
4) Использовать более широкую номенклатуру местных сборов, которые являются конституционно установленным институтом – часть 1 статьи 132 Конституции РФ: сбор на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципальных образований (песок, гравий, глина, торф, известняк и др.), сбор за использование местной символики, сбор на благоустройство, сбор за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, за право на рекламу, курортный сбор.
5) По налогу за использование земельных участков, выделенных под жилищное строительство в рамках комплексной застройки, рекомендуется введение повышающих коэффициентов налогообложения для застройщиков - юридических лиц, не выполняющих временные сроки строительства и регистрации объектов недвижимости, установленные федеральным законодательством. Отмечено, что Правительством РФ внесен в Госдуму соответствующий законопроект.
6) Определять налоговую базу по налогу на имущество физических лиц исходя из их кадастровой стоимости. Ускорить работу по практической реализации этой нормы.
7) Пересмотреть порядок взимания НДФЛ, зачисляя его в бюджеты не по месту работы налогоплательщика, а по месту его жительства. Для компенсации возможных выпадающих доходов крупных городов при внедрении этой нормы решить вопрос о зачислении в местные бюджеты от 0,5 до 1% налога на прибыль предприятий от доли процентной ставки этого налога, поступающего в федеральный бюджет.
8) Закрепить за местными бюджетами налог по упрощенной системе налогообложения малого и среднего бизнеса.
1.2. Для обеспечения единой системы стратегического планирования в РФ, согласовать положения Федерального закона о стратегическом планировании (172-ФЗ) с положениями закона 131-ФЗ. Для этого в п.5 ст.11 Закона о стратегическом планировании к документам стратегического планирования отнести:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений и городских округов.
Предусмотреть в законе 172-ФЗ возможность применения муниципальными образованиями механизма взаимной увязки стратегического и территориального планирования на принципах устойчивого развития в рамках единой работы.
Дать определение используемому в законе о стратегическом планировании понятию «приоритеты развития».
1.3. С целью предотвращения уклонения от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости ускорить принятие законопроекта № 686306-6 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации», в части поэтапного увеличения коэффициентов, применяемых для исчисления суммы земельного налога в отношении земельных участков для жилищного строительства, до момента регистрации прав на объект недвижимости.
1.4. Внести изменения в абз.1 п. 5 ст. 242 «Завершение текущего финансового года» Бюджетного кодекса РФ: по сокращению срока принятия решения о возврате на территории целевых межбюджетных трансфертов, потребность в которых подтверждена, до 15 февраля текущего года, либо отмены возврата целевых межбюджетных трансфертов, не использованных в текущем финансовом году, и использования средств в очередном финансовом году на те же цели при наличии в них потребности. Установить срок главному администратору бюджетных средств для принятия решения о возврате на территории целевых межбюджетных трансфертов.
1.5. Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части установления родительской платы в учреждениях дополнительного образования, в том числе в области искусств. Размер родительской платы должен быть экономически обоснованным.
1.6. Закрепить за местными бюджетами часть (не менее 50%) доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
1.7. Закрепить за местными бюджетами не менее 10% от налога на имущество организаций. А также 100% налога от налога на имущество офисных, торговых и иных зданий, расположенных в жилых и общественных зонах городов и иных населенных пунктов.
1.8. Ускорить принятие федерального закона, устанавливающего введение на территориях муниципальных образований с 01 января 2016 года торгового сбора.
1.9. Продолжить работу по пересмотру перечня льгот, установленных на федеральном уровне, по земельному налогу, в частности, земель, изъятых из оборота и выведенных из налогообложения земельным налогом.
1.10. Ускорить принятие законопроекта № 673772-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах», одобренного Государственной Думой в первом чтении.
1.11. Внести изменения в главу 31 НК РФ «Земельный налог» в части установления налоговым периодом квартал (сейчас – год). В настоящее время обязанность по ежеквартальной уплате земельного налога существует, но при этом сумму налога налогоплательщики исчисляют только по итогам года, в связи с чем возможность взыскания текущей задолженности в течение года у налоговых органов отсутствует.
1.12. Внести изменения в главу 26.5. НК РФ «Патентная система налогообложения» в части установления права применения патента при сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества общей площадью не более 200 (двухсот) квадратных метров. В действующем налоговом законодательстве отсутствуют ограничения площади сдаваемого в аренду объекта недвижимости при применении патентной системы налогообложения, что позволяет минимизировать налоговую нагрузку индивидуальными предпринимателями, являющимися владельцами крупных объектов недвижимости.
1.13. Внести изменения в абзац 2 п.1 ст.6 ФЗ-171 от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:
- выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах;
- выдача лицензий на розничную продажу в предприятиях общественного питания для потребления на месте покупки.
2. Органам государственной власти субъектов РФ
2.1. При исполнении осуществления выбора между закреплением за органами местного самоуправления дополнительных нормативов отчислений от налоговых доходов и финансовой помощью, учитывать особенности конкретного муниципального образования. Приоритетным способом должна стать замена дотаций на закрепление за местными бюджетами законами субъектов Российской Федерации индивидуальных для каждого муниципального образования дополнительных нормативов отчислений от всех региональных и федеральных налогов, собираемых на соответствующих территориях и поступающих в бюджеты регионов. Дотации используются только на часть дефицита, не покрываемую дополнительными налоговыми отчислениями.
2.2. Не допускать принятия субъективных решений по передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Установить, что такая передача может быть осуществлена только в двух случаях:
1) Обращение представительного органа местного самоуправления о невозможности по различным основаниям исполнения того или иного муниципального полномочия: масштаб услуги, не обеспечивающей эффективность, кадры, помещения, технические средства и др. (но не отсутствие финансовых средств, которое можно легко создать искусственно).
2) Установление органом государственной власти субъекта Российской Федерации факта невозможности или явной нецелесообразности исполнения какого-то муниципального полномочия органом местного самоуправления, но индивидуально в каждом конкретном случае. Установить порядок разрешения спорных ситуаций (голосование населения, суд), исходя из юридического равноправия сторон.
3. Органам местного самоуправления
3.1. Изучить и использовать представленный на Конференции опыт городов:
- по увязке документов стратегического планирования с бюджетным процессом и документами территориального планирования (Барнаул, Артем, Красноярск);
- по учету особенностей контрактной системы организации муниципальных закупок (Барнаул, Мирнинский район);
- по повышению прозрачности бюджета, в том числе, созданию специальной рубрики «Народный бюджет» на сайте администрации города, проведению обучающих и просветительских мероприятий (Барнаул);
- по учету наказов избирателей при формировании муниципальных программ и организации взаимодействия представительных и исполнительных органов муниципальных образований (Новосибирск, Барнаул);
- по оценке эффективности деятельности, эффективности реализации муниципальных программ и исполнения местного бюджета в целом (Барнаул, Хабаровск и др.);
- по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия муниципальных правовых актов, предусматривающей принятие ряда нормативных муниципальных актов, привлечение экспертного сообщества и пр. (Хабаровск).
3.2. Рекомендовать к изучению и использованию опыт города Канска по организации и проведению ежегодного инвестиционного форума, как эффективного инструмента по привлечению инвестиций в развитие малого города, организации социального партнерства и взаимодействия с образовательными учреждениями.
4. Исполнительной дирекции АСДГ, правлению секции «Экономика и финансы города»
4.1. Довести настоящие рекомендации до сведения профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, полномочных представителей Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном округах, советов муниципальных образований субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, Общероссийского Конгресса муниципальных образований и других заинтересованных органов и организаций.
4.2. Предложить Общему Собранию АСДГ обсудить итоги анализа бюджетов городов.
4.3. Правлению секции «Экономика и финансы города» подготовить обращения в Минэкономразвития:
- по вопросам неудовлетворительной работы официального сайта zakupki.gov.ru, который зачастую бывает недоступен для размещения срочной информации;
- о необходимости внесения изменений в нормативные акты, предусмотрев квалификационный отбор участников до начала торгов.