АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Тенденции развития муниципального земельного и имущественного комплекса в условиях изменений федерального законодательства: новые требования и порядки», 26 - 27 февраля 2015 г., Томск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Принятие федеральных законов о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих введение новых правовых институтов и механизмов, направленных на повышение эффективности управления публичными землями, стало первым этапом в реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы (утверждены Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р (в ред. от 28.08.2014)).
Существенные изменения законодательства в сфере земельных отношений и градостроительства отвечают принципам определенности правового регулирования и направлены на совершенствование процесса управления земельными ресурсами органами государственной власти и органами местного самоуправления, целью которого является прозрачность и облегчение доступа к приобретению публичных земель и введения их в хозяйственный оборот.
Так, основной формой предоставления публичных земель для целей строительства станут торги. При этом возможности предоставления земельного участка без проведения торгов максимально исключаются. Появляются новые формы сделок с земельными участками, находящимися в публичной собственности: обмен, перераспределение, особый вид земельного сервитута, вводится правовой механизм использования земельного участка без его предоставления или установления сервитута. Нельзя не отметить также законодательное исключение преимущественного права арендатора земельного участка на продление договора и заключение договора аренды на новый срок.
Наряду с Земельным кодексом РФ в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости вводятся нормы, повышающие значение проекта межевания территории. Данные изменения в целом направлены на обеспечение провозглашенного градостроительным законодательством принципа устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Приоритет утвержденного проекта межевания территории позволит наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков с учетом особенностей развития соответствующей территории, в том числе планируемых и существующих территорий общего пользования, земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, а также установленных ограничений в использовании объектов недвижимости.
Несомненно важную роль в реализации новелл федерального законодательства будут играть подзаконные акты, принятые на уровне Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Учитывая масштабность изменений законодательства по вопросам предоставления земельных участков, предусмотренные законодателем нововведения, по итогам обсуждения вопросов развития муниципального земельного и имущественного комплекса в условиях новых требований и порядков конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:
Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
Ускорить процесс изменения норм Гражданского кодекса РФ в соответствии с целями и задачами Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».
Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству: Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», установив, что предусмотренные этим законом процедуры не распространяются на муниципальный земельный контроль, лесной контроль, проверки в сфере благоустройства и санитарного состояния территорий муниципального образования, а также на размещение рекламных конструкций. Перечисленные мероприятия не являются проверками хозяйственной деятельности конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству: В целях побуждения индивидуальных застройщиков к оформлению прав на созданный в результате строительства объект и тем самым увеличения налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ: изменить состав административного правонарушения п.5 ст.9.5 КоАП РФ для приведения в соответствие с существующими нормами Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, применение административных наказаний по данному правонарушению невозможно в случаях, когда требуется разрешение на строительство, но оформление права не требует получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (индивидуальное жилищное строительство); когда после получения разрешения на ввод объект эксплуатируется, но государственная регистрация права собственности на объект не осуществлена. Также необходимо увеличение размера штрафов.
Министерству экономического развития Российской Федерации: 1. Рассмотреть возможность изменения норм Федерального закона о государственном кадастре недвижимости в части исключения права арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на изменение вида разрешенного использования земельного участка без согласия арендодателя при сроке аренды более 5 лет.
2. Рассмотреть вопрос правового регулирования взимания платы за размещение нестационарных торговых объектов с учетом принципа платности использования земли в Российской Федерации.
3. В целях исполнения уполномоченными органами местного самоуправления обязанности понуждения собственников помещений в здании к заключению договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора разработать изменения в Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие состав и порядок предоставления сведений о помещениях в здании из единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости по запросу органов власти.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 1. Ускорить принятие нормативных правовых актов в развитие норм Земельного Кодекса Российской Федерации.
2. Рассмотреть вопрос о разграничении полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе определения цены выкупа таких земельных участков.
3. Рассмотреть вопрос о расширении перечня составов административных правонарушений в области землепользования.
Исполнительной дирекции АСДГ: Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.

Возврат к списку мероприятий