АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Современные механизмы управления жилищно-коммунальным комплексом: проблемы и перспективы его развития», 13 - 14 ноября 2014 г., Барнаул

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

13-14 ноября 2014 года в городе Барнауле состоялась конференция АСДГ «Современные механизмы управления жилищно-коммунальным комплексом: проблемы и перспективы его развития». Мероприятие было организовано Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно с администрацией города Барнаула. В конференции приняли участие заместители глав администраций муниципальных образований по вопросам ведения городского хозяйства, руководители департаментов жилищно-коммунального хозяйства администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, представители управляющих компаний, частных предприятий и экспертного сообщества. В рамках конференции были рассмотрены актуальные вопросы реализации действующего законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, основные проблемы модернизации системы городского хозяйства, пути их решения.
Больше ста участников из 13 муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока, федерального центра, прибыли в Барнаул для обмена передовым опытом в решении острых вопросов и выработки стратегии для улучшения качества обслуживания в сфере ЖКХ.
Перед началом работы конференции глава администрации Барнаула Игорь Савинцев обратился к собравшимся с приветственным словом. «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства касаются всех без исключения регионов, но нам, жителям Сибири и Дальнего Востока, приходится уделять вопросам городского хозяйства гораздо больше внимания из-за климатических особенностей. На нас лежит огромная ответственность за поддержание и модернизацию всей коммунальной инфраструктуры, но, к сожалению, законодательная база во многом ограничивает полномочия муниципалитетов в решении вопросов, в частности, по теплоснабжению, - заявил И.Савинцев. – Представители каждого города имеют положительный опыт в той или иной сфере коммунального хозяйства – наша задача как принимающей стороны – обеспечить площадку и создать условия для плодотворного обмена мнениями. Я убежден, что такие конференции способствуют решению многих проблем и дальнейшему межмуниципальному сотрудничеству», – добавил он.
Вице-президент АСДГ Роальд Бабун отметил ряд важнейших задач, назвав их болевыми точками, стоящих перед специалистами в сфере ЖКХ. Это ликвидация аварийного жилья и проблема возможного свертывания программы №185-ФЗ, за счет которой частично оплачивалось переселение жильцов аварийного фонда. Немаловажными являются вопросы подготовки строительных площадок под жилье и увеличения инвестиций в инженерные сети, которые год от года теряют надежность.
По мнению Р.Бабуна, все коммунальные проблемы – это следствие, а причина – дезорганизация граждан. «Наше гражданское общество еще очень слабое, и ЖКХ – это та сфера, в которой лучше всего видны эти изъяны. Поэтому и гражданское воспитание нужно начинать с коммуналки», – считает Р.Бабун.
Эти вопросы затрагивают интересы как власти региона и муниципалитетов, так и управляющих организаций, и жителей городов. Одних – со стороны финансовых затрат, других – со стороны качества предоставления услуг. Поэтому на конференции своими мнениями о развитии эффективных методов управления многоквартирным жилым фондом поделились руководители управляющих организаций из Кемерово и Красноярска, а также рассказывали о проблемах, характерных для их региона.
Наибольший интерес среди участников конференции вызвала тема лицензирования управляющих компаний, где вскрылось много подводных камней. По мнению Сергея Гричанова, заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края, и Ларисы Анисимовой, заместителя начальника департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска, хорошая задумка с лицензированием может быть испорчена непродуманностью некоторых аспектов закона и, как следствие, обрушит на контролирующие органы огромное количество работы с собственниками многоквартирных домов.
Какими только способами ни пытались наладить работу управляющих компаний – и посредством их вступления в саморегулируемые организации, и с помощью добровольно-принудительной сертификации, сейчас очередной эксперимент – законодательно закрепили лицензирование. Эксперты говорят, что идея хорошая, но непродуманная – реализация закона в его нынешнем уровне разработки может привести к усугублению существующих проблем и появлению новых. Однако с 1 мая на территории России будут вести деятельность только компании, имеющие соответствующий допуск. Кстати, о допуске: чтобы получить лицензию, достаточно ответить правильно на 86 вопросов из 100 и заплатить чисто символический взнос. Надо признать, что фильтр слабенький – при таких условиях лицензию не получит только ленивый.
«У меня в управлении 600 тыс. кв. м жилья преимущественно 1960-1970-х годов постройки. Дома не новые, и проблемы есть, – делится генеральный директор УК «Радуга» (г. Кемерово) Виктор Клименко. – Я не сомневаюсь, что получу лицензию, а вот как дальше работать – есть сомнения. И не потому, что качество работы низкое, а потому, что условия, в которые поставлены компании, – драконовские. Нам могут запретить заниматься этой деятельностью за малейшие нарушения, которые не будут в срок ликвидированы. А ведь законодатель не принимает во внимание, что жильцы или конкуренты могут специально искать повод для того, чтобы оформить нарушение».
Удивительно, но Государственная жилищная инспекция, которая будет осуществлять лицензионный контроль, говорит о том же самом – у комиссии слишком широкий спектр полномочий. Фактически от мнения двадцати человек, входящих в ее состав, будет зависеть судьба компании. Александр Иванов, начальник управления муниципальной жилищной инспекции мэрии Новосибирска, называет свою структуру в контексте этого закона «дубина правосудия» – и совершенно не рад этому амплуа.
«По обращению граждан я обязан оформлять предписания, которые зачастую невыполнимы для управляющих компаний. Таким образом, я просто обрекаю организацию на потерю лицензии. По сути, в законе нет механизма, который давал бы управляющей компании возможность оправдаться по поводу неисполнения предписания, главное – результат: нарушение не устранено, а причина неисполнения никого не интересует», — отметил А.Иванов.
Законодательный подход, согласно которому жители наделены безграничными возможностями жаловаться на свою управляющую компанию, а Жилищная инспекция обязана соответствующим образом реагировать на сигналы жильцов, по мнению Ларисы Анисимовой, заместителя начальника Департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска, приведет к тому, что с рынка могут уйти компании, которые стабильно работают и неплохо зарекомендовали себя. «В Новосибирске работает 87 компаний, и, если после лицензирования с рынка уйдут 10-12, этого будет достаточно. Если в этот список попадет больше организаций – и не те, которые отмечены в антирейтинге Государственной жилищной инспекции, то для муниципалитета возникнет большая проблема, – считает Л.Анисимова. – Объясню почему. Каждая из 10 антирейтинговых компаний обслуживает от 750 до 1000 домов, если представить, что они не прошли лицензирование или потеряли лицензию, на муниципалитеты тяжким бременем упадет обязанность по организации собрания собственников домов и проведению открытого аукциона. Можно предположить, что 30% новосибирцев, не довольных работой своих управляющих организаций, воспользуются положениями закона и захотят сменить компанию – тогда почти для 3000 домов муниципалитет должен будет найти управленцев».
Причин для утраты лицензии – хоть отбавляй, поэтому компании, не желающие в будущем с ней расставаться, начали штудировать свои реестры домов и отказываться от невыгодных. В первую очередь от аварийных и ветхих домов и многоэтажек с большой задолженностью жильцов по жилищно-коммунальным услугам. Проблемные дома никто не хочет обслуживать, оно и понятно, но, по закону о лицензировании, дома должны обслуживаться управляющей компанией. Поиск компаний, которые возьмут на себя ответственность за обслуживание домов-отказников, опять должен будет взять на себя муниципалитет. Мнение Александра Алексеенко, заместителя главы администрации Барнаула по городскому хозяйству, однозначно: «К сожалению, разработчики закона о лицензировании не предусмотрели для муниципалитетов рычаги воздействия и взаимодействия с управляющими компаниями, – рассказывает А.Алексеенко. – Органам местного самоуправления лишь вменили в обязанность решать вопросы за жителей, своевременно не выбравших способ управления и компанию, которая будет осуществлять обслуживание. Не разработаны механизмы поддержки управляющих компаний, работающих с аварийным жилым фондом, а ведь необходимость проведения поддерживающего ремонта в нем в сотни раз больше, чем в других домах».
Аспекты нового закона, которые обсудили эксперты, – это по большей части опасения, которые могут оправдаться и не оправдаться с одинаковой вероятностью. Достоверно узнать, в чем были правы коммунальщики, мы сможем ближе к лету 2015 года, когда лицензионная комиссия начнет выдавать предписания об устранении нарушений управляющим компаниям.
Когда мы говорим о психологии населения, то часто констатируем, что оно советское. Это устоявшаяся характеристика поведения людей, привыкших к тому, что государство все за них решит: кому, сколько и за что платить. И это чистейшая правда. Многие мечтают платить копеечные суммы за коммуналку, как в СССР, и безропотно принимать государственные решения о том, что через три года в доме поменяют кровлю, а еще через полгода посадят цветы во дворе. Мечтать – это хорошо, но ситуация изменилась: другое государство, иные законы – нужно и сознание менять, отдавая себе отчет в том, что решение, когда подлатать крышу и оборудовать парковку, можем принять только мы с вами.
В некоторых регионах ответственного собственника пытаются воспитать через жилищное образование. Проводят семинары по ЖКХ, организуют школы домкомов, открывают центры жилищного просвещения. Мария Кущ, начальник отдела по организации муниципального жилищного контроля и работе с собственниками управления ЖКХ и ЭЖФ г.Хабаровска, проводящая образовательные семинары для населения, имеет весьма интересное мнение о жилищном просвещении людей: «Как профессионал я не понимаю, почему все население страны должно быть экспертом в области ЖКХ. Почему никого не заставляют ставить себе медицинский диагноз, а в жилищных вопросах все должны разбираться? Все должны знать, как принимать решения, что ремонтировать, за какой счет и в каком порядке. Это неверная позиция. Я, специалист, не успеваю читать все законы, особенно вышедшие в 2014 году. А что делать жителям, которым нужно переварить это? Глупость и то, что общественные контролеры могут организовывать и проводить проверки и даже вносить законопроекты на рассмотрение. Это неправильный вектор развития. Другое дело, что население обязано быть ответственным, но люди должны прийти к этому сами».
Опыт Новосибирска показал, что самостоятельное развитие сознательности собственников – процесс медленный, как черепашьи бега, а потому единственным выходом в мэрии города видят законодательное введение ответственности.
– Я предлагаю внести изменения в Жилищный кодекс, согласно которым жители будут нести административную ответственность согласно действующему законодательству за неучастие в общем собрании жильцов дома и принятии решений, – соответствующие поправки внесем в КоАП. Представим ситуацию: приходит с проверкой в дом Государственная жилищная инспекция и видит дырявую кровлю. По действующему законодательству, работники ГЖИ выписывают управляющей компании штраф в размере 40 тыс. руб., и та платит. В моей концепции организация имеет право прийти в инспекцию и представить протокол собственников, где зафиксирован отказ жителей от ремонта кровли. Этот документ будет подтверждать, что ответственность за возможные последствия течи в кровле жители взяли на себя. Соответственно, сумма штрафа будет распределена пропорционально количеству собственников, которые не принимали участия в голосовании, и тех, кто отказался от ремонта. Тогда все наши дырявые крыши и текущие трубы моментально обретут хозяев, люди будут сознательно принимать решения, зная, что в противном случае придется заплатить штраф.
Руководителям управляющих компаний эта идея приглянулась: возможно, таким образом удастся разбудить в жителях хозяйские чувства.
Суммарная ежегодная плата за жилищно-коммунальные услуги в России составляет несколько триллионов рублей – гигантская сумма, которая могла быть еще больше, если бы плата за ЖКУ осуществлялась всеми жителями в полном объеме. Задолженность кузбассовцев – 2,38 млрд руб., барнаульцев – 1,5 млрд руб., примерно такой же долг перед ресурсовиками накопился у красноярцев, причем 500 тыс. руб. из них недосчиталась крупнейшая в городе управляющая компания «Красжилсервис», на обслуживании которой 3,2 млн кв. м жилья и 65 тыс. лицевых счетов. О своем опыте борьбы с задолженностью населения рассказал генеральный директор компании Виктор Бобович: «Мы используем различные методы работы с должниками, вплоть до нововведений, разрешенных законодательством, – делится В.Бобович. – Минстрой запретил выезд за границу, это уже частично действует, реализуется запрет на выдачу водительских удостоверений, законодателями прорабатывается вопрос внесения долгов в кредитную историю граждан. Решается вопрос об ограничении возможности совершения сделок с недвижимостью для злостных неплательщиков, задолженность которых формируется более полугода. Если инициатива будет принята правительством, во многом это поможет решить проблему задолженности. Но все эти способы весьма затратны, так как нужно сначала подать в суд, затем получить исполнительный лист и передать судебным приставам. Гораздо дешевле, но не менее эффективно – ставить заглушки на канализационные выводы из квартир, что мы активно и делаем. Мы практикуем выселение из квартир, однако только в отношении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и в судебном порядке. Собственники квартир – администрация – крайне неохотно идут на это мероприятие, потому что им нужно предоставить нанимателям другое жилье, меньшей комфортности. Проблема с долгами нанимателей решалась бы значительно быстрее, если бы закон позволил управляющим компаниям взыскивать долги с администрации как с собственника жилья, а мэрия вела дальнейшую работу со своими нанимателями по возврату средств».
Стоит отметить, что методы борьбы с должниками в сибирских и дальневосточных городах кардинально не отличаются, просто где-то акцент делается на претензионной работе, где-то – на приостановлении оказания коммунальных услуг. Но есть пример, где с задолженностью не борются, потому что ее попросту нет. Новосибирские коммунальщики рассказали, что еще в 1990-е годы перешли на прямые платежи по схеме «собственник – ресурсоснабжающая организация», и проблема задолженности снялась раз и навсегда.
Итогом двухдневной конференции стал круглый стол, на котором были подведены итоги и озвучены предложения по модернизации ЖКХ. АСДГ направит рекомендации в федеральные органы власти с просьбой рассмотреть возможность продления действия №185-ФЗ, разработать механизм поддержки муниципалитетов при обслуживании аварийного жилья, решить вопрос о судьбе жилищного фонда с износом более 65%, который не может быть включен в региональные программы капремонта.


Пресс-служба АСДГ


Возврат к списку мероприятий