АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

XXX (отчетно-выборное) Общее собрание АСДГ и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ», 14 - 15 июня 2013 г., Красноярск

Информационное сообщение
Материалы
Фотогалерея

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

14-15 июня 2013 года в городе Красноярске состоялось ежегодное XXX (отчетно-выборное) Общее собрание АСДГ и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ». В мероприятиях приняли участие руководители муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, представители федеральных и региональных органов власти.
С приветственным словом выступил Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Он отметил, что Ассоциация сибирских и дальневосточных городов способствует объединению усилий органов местного самоуправления для решения наиболее значимых проблем. «За время ее (Ассоциации) деятельности было сформировано много инициатив, которые затем воплощались в законодательные акты, новую управленческую практику, – отметил В.Толоконский. – В настоящее время для дальнейшего развития системы местного самоуправления важно найти новые подходы, актуализировать круг задач, входящих в ведение муниципалитетов». В частности, по мнению полпреда, особое внимание необходимо уделить формированию благоприятной среды жизнедеятельности населения, развитию городского пространства. Для решения этих задач органы местного самоуправления должны более активно взаимодействовать с представителями частного бизнеса, сферы услуг, хозяйствующими субъектами. Кроме того, нужно обновлять и приводить в соответствие с современными стандартами градостроительную политику, генеральные планы, другие нормативные документы, в особенности, регулирующих поведение инвесторов. Будущее города напрямую зависит от степени его интеграции с другими территориями, убежден В.Толоконский. «Сегодня любые проекты развития экономики, бизнеса, науки, инноваций, культуры не могут быть реализованы в рамках административных границ, поэтому важно реализовывать как можно больше контактов, активнее обмениваться опытом, тогда каждый город Сибири и Дальнего Востока будет эффективно развиваться», – сказал полпред.
С докладом «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ» выступил президент Ассоциации, мэр города Новосибирска Владимир Городецкий. «Многие цели муниципальной реформы не достигнуты или достигнуты не в полной мере. …Это признается на всех уровнях власти. Так, согласно результатам анкетирования трех тысяч муниципальных образований, представленных на январском Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации, в настоящий момент деятельность местного самоуправления регулирует свыше 500 законов, многие из которых не просто не совпадают с требованиями базового 131-го закона, но противоречат сами себе. Многие формулировки в действующем законодательстве зачастую размыты и определяют полномочия муниципалитетов самыми общими формулировками», – отметил президент АСДГ. Он также отметил, что, несмотря на сотни поправок и дополнений, законодательство, касающееся местного самоуправления, требует дальнейшего совершенствования. «Во-первых, требует решения вопрос упорядочивания полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от объективных факторов социально-экономического развития муниципальных образований. Во-вторых, нынешнее законодательство пока что построено таким образом, что определяет единые «правила игры» для муниципалитетов, находящихся в одной категории, несмотря на их объективные различия. Практически не учитываются различия между крупными городами, центрами субъектов Федерации и малыми городскими округами с точки зрения их финансовых, кадровых, инвестиционных возможностей, – подчеркнул В.Городецкий. – В-третьих, не достигнута одна их ключевых целей реформы, выражающаяся в закреплении за каждым уровнем публичной власти бюджетных ресурсов, адекватных его законодательно установленным полномочиям». По словам президента АСДГ «значительно осложняет положение муниципалитетов несовершенство правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Если крупные города справляются с валом официальных запросов, предписаний различных ведомств, то у малых городов на это просто не хватает человеческих ресурсов. Основная причина такого положения в том, что до сих пор нет нормативных актов, регулирующих количество и частоту запросов». По словам мэра Новосибирска, имеет место разрозненность и дублирование действий контрольных органов, «почти четверть запросов не соответствует российскому законодательству и не имеет отношения к местному самоуправлению. Поэтому выполнить требования контрольно-надзорных органов очень часто не представляется возможным из-за отсутствия необходимых средств». Как отметил В.Городецкий, в целом, внимание к муниципальному уровню власти, к его проблемам и запросам растет. Средства массовой информации все чаще освещают соответствующие вопросы, тем более что и поводов становится больше. «…Между тем, за последнее время в жизни городов произошли довольно серьезные изменения, – подчеркнул президент Ассоциации. – В массовом порядке на уровень субъектов Федерации передаются полномочия в социальной сфере – здравоохранении, дошкольном образовании, несмотря на то, что многие муниципальные образования, в первую очередь крупные, успешно их исполняли». Кроме того, особое внимание он уделил проблеме реализации майских указов Президента России, для исполнения которых в 2013-2015 годах понадобится более 900 млрд руб. «Пока субъекты Сибирского федерального округа могут оперировать только 40% от необходимой суммы, при том, что уже оптимизировали расходы и пытаются наращивать доходы, изыскивая дополнительные источники. Таким образом, реализация указов Президента России в Сибири не обеспечена финансовыми ресурсами даже наполовину», — заявил В.Городецкий. По его словам, всего предстоит выполнить около 40 президентских поручений. «Самые затратные направления — повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, решение жилищной проблемы, обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования к 2016 году. На эти три задачи в Сибирском федеральном округе приходится более двух третей средств, необходимых в ближайшие годы на выполнение указов Президента Российской Федерации», — отмечается в докладе. В.Городецкий отметил, что оценки Министерства финансов Российской Федерации более оптимистичные, но, по мнению ряда руководителей субъектов Федерации, финансовых аналитиков, «имеют мало общего с реальностью». «Это дополнительно осложняет ситуацию, придает напряженность в отношениях между регионами и федеральным центром», — считает В.Городецкий.
С докладом «Об основных итогах деятельности АСДГ в 2012 году и задачах на 2013 год» выступил генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ Михаил Зайцев. «Приоритет в деятельности Ассоциации был отдан работе по оперативному анализу практики действия федерального и регионального законодательства в области местного самоуправления; обучению и консультированию специалистов муниципальных органов власти по различным аспектам функционирования системы местного самоуправления в рамках постоянно изменяющегося правового пространства. Работа Ассоциации строилась в рамках тесного взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти и, в особенности, с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, Общероссийским конгрессом муниципальных образований, межрегиональными и региональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации». В качестве приоритетных задач на 2013 год руководитель исполнительной дирекции АСДГ определил следующее: АСДГ намерена продолжать и совершенствовать работу в рамках тех направлений своей деятельности, которые у нас имеются и проверены практикой и временем. Комплекс предлагаемых мероприятий, подкрепленный соответствующими интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами должен и будет способствовать укреплению АСДГ, как опорной базы межмуниципального сотрудничества на территории Сибири и Дальнего Востока, а также содействовать развитию системы местного самоуправления – одного из основных базовых институтов гражданского общества в Российской Федерации, не взирая ни на какие варианты особенностей посткризисного периода.
О результатах «Анализа формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в 2012-2013 году» выступил вице-президент АСДГ Роальд Бабун. По его словам, за 10 лет после принятия Федерального закона № 131-ФЗ вместе с ростом доходов консолидированного бюджета страны существенно возросли и суммарные доходы местных бюджетов. «По заявлению Президента России В.Путина на заседании Совета по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г. суммарные доходы местных бюджетов за период с 2006 по 2012 год увеличились почти вдвое, с 1,5 до почти 3 трлн рублей, – отметил Р.Бабун. – Основная часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных проектов и федеральных программ. За счет их реализации муниципалитетам удалось существенно продвинуться в решении ряда проблем в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сноса аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилищного фонда, дорожного хозяйства, благоустройства и др. Однако, такая структура дополнительных финансовых средств привела к тому, что все меньшую долю в доходах местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю – различные формы целевых трансфертов, которые могут и возрастать и непредсказуемо сокращаться, особенно субвенции на исполнение государственных полномочий». Как отметил вице-президент Ассоциации «активность на верхнем уровне в отношении финансовой поддержки местного самоуправления сегодня достаточно высокая и предложения реализуются серьезные. В то же время в самый последний период по доходам местным бюджетов были нанесены два сильных удара. Первое – это непродуманное увеличение взносов в системе социального страхования малого бизнеса, следствием которого стало массовое прекращение деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей или уход их в тень с соответствующими потерями доходов местных бюджетов. Конечно, социальное страхование малого бизнеса необходимо, но одновременно необходимо было вводить для него соответствующие компенсационные выплаты. Второе – это массовое понижение рыночной стоимости земельных участков при их постановке на государственный кадастровый учет. …Наряду с мерами государственного регулирования, важную роль в повышении уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований может играть деятельность самих органов местного самоуправления. Направления этой деятельности известны, все они в той или иной мере используются в настоящее время, но их масштабы и результативность могут быть существенно увеличены», – резюмировал Р.Бабун.
Проблематику обеспеченности бюджетов муниципальных образований, формирование и регулирование доходов местных бюджетов, обозначил Глава города Красноярска Эдхам Акбулатов. На примере краевой столицы Красноярья он показал основные моменты, способствующие успешной реализации бюджетно-финансовой политики муниципальных образований. Глава Красноярска представил основные показатели, по которым удалось улучшить показатели по налоговым сборам за последние 2 года. По словам Э.Акбулатова, «существенное влияние на налоговые поступления в муниципальные образования оказывают изменения в федеральном законодательстве».
Мэр города Омска Вячеслав Двораковский продолжил тему налогообложения и распределения полномочий между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления. «Для того, чтобы муниципальная власть имела возможность иметь стимул для повышения своей налоговой базы, мы предложили увеличить до 2% отчисляемые налоги на прибыль в местный бюджет, и на имущество организаций -  в размере 50%. Налог на НДФЛ до 50%», - заявил В.Двораковский.
С докладом о перспективах развития местного самоуправления выступил Игорь Бабичев, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «…Есть несколько блоков, которые достойны, чтобы войти в стратегию развития муниципалитетов. Во-первых, это налоговая политика. Надо понимать, что принципиальный вопрос – это все-таки переход к развивающей модели. Отсюда и вторая проблема – у нас еще и муниципалитет не является полноценным субъектом налоговой политики. Его даже суды не признают в этом качестве. Это тоже следствие фискальной политики, которая осуществляется на государственном уровне. Это надо менять. На мой взгляд, это важнейшие вещи», - заявил И.Бабичев. Он отметил, что «…полномочия (муниципалитетов) сегодня не обсчитаны, не стандартизированы. Мы плохо знаем сколько они стоят. Мы знаем, что переданные государственные полномочия передаются не в полном финансировании, что создает дополнительные нагрузки на бюджеты муниципалитетов. Третий блок, это территориальная основа. Модель местной власти в европейской части страны и модель местной власти в отдаленных территориях, с моей точки зрения, должны разниться. Федеральный закон 131-ФЗ всех в этом плане под «одну гребенку» подчистил» - резюмировал И.Бабичев.
Вице-президент АСДГ, мэр города Томска Николай Николайчук высказал свои соображения по поводу развития местного самоуправления в России. «Зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов вынуждает органы местного самоуправления принимать меры по наращиванию собственной доходной базы территории», - заявил мэр Томска. По его мнению, в крупных городах - региональных центрах - доходы от использования земельных ресурсов (земельный налог, арендные платежи и поступления от продажи/выкупа земельных участков в собственность) являются вторым по величине (после НДФЛ) источником собственных доходов. Н.Николайчук представил собравшимся результаты анализа кадастровой оценки муниципальных земель, рассказал о механизмах повышения доходной базы муниципалитетов за счет земельных ресурсов. По его словам, ряд городов Сибири и Дальнего Востока довольно успешно реализуют право получения доходов от аренды земли, и этот опыт необходимо активно транслировать.
Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди выступила с докладом «Инновационные модели в сфере комплексного развития территорий российских городов». По её словам, «инновационные модели комплексного развития территорий должны состоять из нескольких компонентов: инвестиционно привлекательные проекты девелопмента и редевелопмента территорий; проекты должны быть нацелены на создание качественной городской среды; проекты должны быть реализуемы на основе государственно-частного партнерства». Как отметила Т.Полиди, методология построения стратегии развития территории города должна разрабатываться, исходя из основополагающих положений, включающих адекватный выбор цели, стратегии и инструментария. Как показала эксперт, именно выбор правильной стратегии развития способствует положительной динамике развития города. По мнению Т.Полиди трендом сегодня является развитие застроенных территорий. Для успешной реализации такого развития, муниципалитет должен создавать такие условия, как: наличие Генплана и плана его реализации, наличие Правил землепользования и застройки, наличие Местных нормативов градостроительного проектирования, наличие комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры, наличие инвестиционных программ организации коммунального комплекса.
В рамках Общего собрания АСДГ состоялись выборы в органы управления Ассоциации: президентом АСДГ избран Владимир Городецкий, мэр города Новосибирска, вице-президентами - Эдхам Акбулатов, Глава города Красноярска; Виктор Кондрашов, мэр города Иркутска; Николай Николайчук, мэр города Томска; Александр Соколов, мэр города Хабаровска; Роальд Бабун. Также состоялось избрание Совета АСДГ, в его состав вошли: Николай Булакин, глава города Абакана; Григорий Вержицкий, председатель Кемеровского городского Совета народных депутатов; Александр Голков, мэр города Улан-Удэ; Вячеслав Двораковский, мэр города Омска; Андрей Лобкин, мэр города Южно-Сахалинска; Анатолий Михалев, мэр города Читы, Владимир Михалев, глава города Комсомольска-на-Амуре; Владимир Новиков, глава города Артема; Виктор Облогин, мэр города Горно-Алтайска; Дмитрий Попов, глава города Сургута; Игорь Савинцев, глава администрации города Барнаула; Аркадий Харитонов, председатель Мирнинского районного Совета депутатов. Генеральным директором исполнительной дирекции Ассоциации был назначен Михаил Зайцев. Также была избрана Контрольно-ревизионная комиссия АСДГ: Алексей Дьяченко, глава города Дудинки – председатель комиссии; Леонид Быков, глава города Саяногорска и Валерий Харахорин, мэр города Стрежевого – члены комиссии. В состав Ассоциации вошел город Якутск.
Глава Красноярска Эдхам Акбулатов и руководители городов Новосибирска, Томска и Иркутска подписали соглашения о сотрудничестве, которые подразумевают сотрудничество в области городской жилищно-коммунальной инфраструктуры, финансов, организации транспортного обслуживания, здравоохранения, культуры, образования, спорта, туризма и молодежной политики. В рамках соглашения между Красноярском и Новосибирском планируется изучить опыт по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры, реконструкции старых кварталов. Президент АСДГ сообщил, что город готов поделиться такими разработками как троллейбус, работающий на литиевых батареях, и новый экономный электропривод для трамвая. Соглашение между Красноярском и Иркутском подразумевает обмен опытом по сохранению культурного, исторического наследия, развитию инвестиционной политики. Между Томском и Красноярском будет налажен обмен опытом по развитию инновационных предложений и проектов, их сопровождению на этапах реализации и внедрения в производство. «Наши специалисты обязательно поедут в города, «на ощупь» исследуют опыт городов. Я уверен, что в течение ближайших месяцев мы проведем эту работу, уже во втором полугодии примем необходимые документы и начнем внедрять опыт городов в Красноярске», — заявил Э.Акбулатов.

Пресс-служба АСДГ

 


Возврат к списку мероприятий