АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Повышение эффективности и практика решения вопросов управления земельно-имущественными ресурсами городов Сибири и Дальнего Востока», 13 - 14 декабря 2012 г., Новосибирск


Рассмотрев вопросы совершенствования системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает наличие ряда проблем, препятствующих эффективному использованию земельно-имущественного комплекса и реализации имущественных полномочий органов местного самоуправления. К ним относятся:
- снижение доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества в связи с проводимой приватизацией;
- незавершенность разграничения государственной собственности на землю и наделения муниципалитетов собственным земельным фондом;
- отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления права применения мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства.
В соответствии с действующим законодательством земельный налог и налог на имущество физических лиц являются единственными местными налогами. Несмотря на устойчивые тенденции развития рынка недвижимого имущества и рост стоимости принадлежащих гражданам строений, удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов остается крайне невысоким.
При переходе на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки земельный налог и налог на имущество физических лиц становятся бюджетообразующими для муниципальных образований. В этой связи огромную роль играет объективное определение стоимости объектов налогообложения, в частности установление экономически обоснованных базовых параметров кадастровой оценки земель.
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Однако, этот процесс значительно затруднен в связи с отсутствием в местных бюджетах средств на проведение инвентаризации, оценки, оформления технической документации передаваемых в муниципальную собственность земельных участков и имущества.
Не ожидая решения всех правовых проблем, органы местного самоуправления ряда городов пытаются самостоятельно находить наиболее эффективные подходы к решению проблем земельно-имущественных отношений.
В ряде городов Сибири и Дальнего Востока при создании открытых акционерных обществ на базе приватизированных муниципальных имущественных комплексов органы местного самоуправления вкладывают в уставный капитал этих обществ землю и недвижимое имущество, получая таким образом контроль над их деятельностью и не допуская необоснованного перепрофилирования учреждений культуры, спорта и др.
Таким образом, на муниципальном уровне также имеются резервы более эффективного использования земли и муниципального имущества, увеличения на этой основе имущественных доходов местных бюджетов и (или) сокращения расходов.
По результатам обсуждения вопросов совершенствования системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть целесообразность:
1. Ускорения разграничения государственной собственности на землю, для чего внести изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части расширения перечня оснований для отнесения земель населенных пунктов к муниципальной собственности. Отнести к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов все земельные участки в их границах, свободные от прав третьих лиц, необходимые для решения вопросов местного значения.
2. Внесения изменений в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в частности, включить в него строительство муниципальных объектов социального назначения, инфраструктурных объектов.
3. Внесения изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», установив, что предусмотренные этим законом процедуры не распространяются на муниципальный земельный контроль, лесной контроль, проверки в сфере благоустройства и санитарного состояния территорий муниципального образования, а также на размещение рекламных конструкций. Перечисленные мероприятия не являются проверками хозяйственной деятельности конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Внесения уточнений в статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что бесхозяйный объект в зависимости от его целевого назначения может передаваться не только в муниципальную собственность, но и в собственность субъекта Российской Федерации.
5. Внесения изменений в действующее законодательство в части установления полномочий органов местного самоуправления по оспариванию кадастровой оценки в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
6. Внесения изменений в действующее законодательство в части упрощения процедуры передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в целях строительства социальных объектов, объектов инфраструктуры, размещения садов, парков, водохранилищ и т. д.
7. Поэтапного предоставления земельных участков в границах развития застроенных территорий застройщику, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.
8. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 (ред. от 27.05.2011) «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», предусматривающие включение в перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предложений (согласий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче указанного федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
9. Отмены действующих нормативных актов об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, за земельные участки, занятые объектами федеральных ведомств, а именно: железнодорожного транспорта, энергетики, с компенсацией затрат на уплату налога из федерального бюджета.
10. Внесения изменений в ст. 394 Налогового Кодекса Российской Федерации в части увеличения предельных значений ставок земельного налога (до 0,5 и 2).
11. Законодательного установления необходимости согласия арендодателя земельного участка (органа местного самоуправления) при изменении арендатором вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного для строительства по договору аренды на срок более 5 лет, с учетом утвержденных Правил землепользования и застройки.
12. Делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий по наложению административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.
13. Увеличения размеров штрафов за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.
14. Внесения изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части расширения перечня документов, предоставляемых для регистрации прав на объекты недвижимости (здания, сооружения), включив в него документы, подтверждающие право пользования или владения земельным участком, на котором расположены объекты.
Органам местного самоуправления:
1. Принять меры к созданию благоприятных условий для собственников-владельцев объектов недвижимости и инвесторов, организовать с ними партнерские отношения, побуждая их приобретать и обустраивать недвижимость.
2. Осуществлять комплексное развитие территории (формирование земельного участка, прокладка коммуникаций, освобождение земельных участков от прав третьих лиц и др.) в целях последующей продажи заинтересованным лицам. Результатом этих мер должна быть передача под жилищное строительство сформированных и инфраструктурно подготовленных земельных участков инвесторам в собственность или аренду.
3. Разрабатывать инвестиционные целевые программы, направленные на поддержание, модернизацию и развитие объектов муниципальной собственности, а также целевые программы по подготовке квалифицированных кадров в сфере управления муниципальной собственностью.
4. Использовать различные формы государственно-частного партнерства в целях привлечения частного капитала в различные отрасли социально-экономической сферы муниципальных образований.
5. До 01.05.2013 г. подготовить и направить в исполнительную дирекцию АСДГ сравнительный анализ суммы годовых поступлений в бюджет муниципального образования от аренды земельных участков и земельного налога из расчета действующей и предшествующей кадастровой оценки земель на территории муниципального образования.
Правлению секции АСДГ «Земельно-имущественные отношения»
Анализировать и обобщать нормативные правовые акты органов местного самоуправления, правоприменительную практику, поступающие вопросы и предложения по решению проблем формирования муниципальной собственности, устранению пробелов в правовом регулировании указанных вопросов и повышению эффективности управления и распоряжения данной собственностью.
Проанализировать и обобщить представленную органами местного самоуправления информацию сумм годовых поступлений в бюджеты муниципальных образований от аренды земельных участков и земельного налога из расчета действующей и предшествующей кадастровой оценки земель на территории муниципальных образований.
Исполнительной дирекции АСДГ:
Направить настоящие рекомендации в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Возврат к списку мероприятий