АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Опыт и проблемы реформирования муниципальных учреждений социальной сферы в свете принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ», 24 - 25 ноября 2011 г., Томск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

В конференции приняли участие руководители финансовых и экономических служб, служб управления муниципальным заказом, руководители муниципальных учреждений социальной сферы из 18 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, а также представители государственных органов, экспертных и других организаций.
Часть мероприятия прошла в режиме видеоконференцсвязи Томск -Новосибирск - Москва и в работе приняли участие представители муниципальных учреждений Новосибирска и руководители профильных структурных подразделений мэрии города. Также Москвы с сообщением выступил руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Жигалов Д.В.
На конференции был представлен опыт экономической и финансовой деятельности администраций и муниципальных учреждений города Томска и других муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока по реализации Федерального закона №83-ФЗ.
Отмечено, что в городе Томске проведена большая работа по созданию местной нормативной правовой базы в связи с принятием указанного Федерального закона, в частности, разработано и утверждено значительное количество муниципальных правовых актов, установлен переходный период до 01 января 2012 г., по истечении которого будет осуществлен перевод функционирования бюджетных учреждений с бюджетной сметы на предоставление субсидий на выполнение муниципального задания (за исключением муниципальных казенных учреждений). Накоплен и представлен на конференции практический опыт перевода муниципальных учреждений сферы образования в статус автономных.
В то же время участники конференции отмечают, что в практике реализации указанного Федерального закона выявились серьезные проблемы, требующие решения.
Действующим законодательством не определен порядок использования остатков средств, поступающих бюджетному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования.
Основы правового положения учреждений определены в ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автономным учреждениям законодатель посвятил Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ, статус бюджетных учреждений определил в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а вот казенные учреждения, остались без должного внимания. Некоторые нормы прописаны в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но они дают ответы далеко не на все вопросы. Органы публичной власти законодатель отнес к казенным учреждениям. В связи с этим возникает вопрос статуса муниципальных учреждений, не являющихся органами местного самоуправления, в частности муниципальной избирательной комиссии.
Другой проблемой является отсутствие точного и однозначного понятия «государственные (муниципальные) услуги», которое встречается в федеральном законодательстве. Закон № 210-ФЗ регламентирует государственные (муниципальные) услуги, которые оказываются органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества). Потребителями данных услуг выступают только физические или юридические лица. Положения Закона № 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические, юридические лица, а также публичные образования.
Кроме того, нет четкого и единообразного определения понятий «муниципальная услуга», «работа» и «функция».
Переход к новым формам финансового обеспечения учреждений существенно снизит уровень текущего контроля за их деятельностью, в то же время остался нерешенным вопрос об усилении требований к последующему финансовому контролю.
Во многих малых муниципальных образованиях острый дефицит бюджетных средств не позволяет обеспечить нормативное наполнение субсидий для бюджетных и автономных учреждений. В связи с чем все муниципальные учреждения остаются в статусе казенных и положения Федерального закона № 83-ФЗ не могу быть реализованы.
В малых муниципальных образованиях существует дефицит квалифицированных кадров и даже в крупных городах дефицит кадрового состава уполномоченного органа (учредителя) при необходимости участия в наблюдательных советах автономных учреждений.
Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Федеральным органам государственной власти:
1.1. Дополнить пункт 3 статьи 9.1 Федерального закона № 7-ФЗ после слов «… органом местного самоуправления …» словами «… и его структурными подразделениями, обладающими статусом юридического лица …», с целью наделения полномочиями учредителя автономных и бюджетных учреждений структурных подразделений органов местных администраций.
1.2. Дополнить статью 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» подпунктом 2.3. следующего содержания: «2.3. При выявлении затрат, не связанных непосредственно с оказанием муниципальных услуг, произведенных за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, указанные затраты должны быть восстановлены автономным учреждением на свой лицевой (расчетный) счет и направлены на обеспечение выполнения муниципального задания».
1.3. Дополнить статью 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» абзацем пятым следующего содержания: «При выявлении затрат, не связанных непосредственно с оказанием муниципальных услуг, произведенных за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, указанные затраты должны быть восстановлены бюджетным учреждением на свой лицевой (расчетный) счет и направлены на обеспечение выполнения муниципального задания».
1.4. Дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации статьей 78.2 следующего содержания: «В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у указанных учреждений, и уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения в порядке предусмотренном Правительством Российской Федерации для федеральных учреждений, субъектом Российской Федерации для государственных учреждений, органами местного самоуправления для муниципальных учреждений».
1.5. Дополнить ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ подпунктом следующего содержания: «Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих бюджетному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели».
1.6. Дополнить статью 9 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» подпунктом 9 следующего содержания: «9) при заключении трудового договора с руководителем автономного учреждения предусматривает в нем условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии у автономного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим полномочия учредителя».
1.7. Внести изменение в часть 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в части отнесения к казенным учреждениям муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления.
1.8. Внести изменения в ряд Федеральных законов в части четкого определения перечня платных услуг, оказываемых автономными и бюджетными учреждениями для дальнейшего их включения в государственное (муниципальное) задание.
1.9. Определить понятие «функция», разделить муниципальные услуги на административные, предоставляемые в документальной форме органами публичной власти и потребительские, предоставляемые в форме конкретных жизненных благ различными производителями. К работам отнести производимое благо, которое предназначено для неограниченного круга потребителей.
1.10. В связи с изменениями в Федеральный закон «Об образовании» в части дополнительного образования ввести частичную компенсацию расходов за счет родительской платы за обучение детей в художественных, музыкальных школах и школах искусств (ст. 44 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей).

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Оказывать финансовую помощь остродефицитным муниципальным образованиям для возможности финансового обеспечения субсидий для муниципальных учреждений, переходящих в статус бюджетных и автономных.
2.2. Принять меры и выделить финансовые средства для повышения квалификации кадров в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях в целях обеспечения требований Федерального закона № 83-ФЗ.
2.3. Предусматривать в проекте бюджета субъектов Федерации межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения муниципальных заданий, с целью минимизации внесения изменений в муниципальные задания в течение года.

3. Органам местного самоуправления:
3.1. Изучить и использовать изложенный на конференции опыт г. Томска по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (информация по реализации норм указанного Федерального закона размещена на официальном портале муниципального образования «Город Томск» (http://www.admin.tomsk.ru) на странице «Департамент финансов» (в разделе «Нормативные документы»), в частности:
- по осуществлению работы для определения типа муниципальных учреждений с учётом правительственных рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных и муниципальных учреждений;
- разработке Плана-графика по изменению типов муниципальных учреждений, их реорганизации и ликвидации;
- проведению инвентаризации сети муниципальных учреждений на предмет определения объема и ассортимента предоставляемых учреждениями услуг, а также их востребованности и экономической целесообразности;
- проведению реорганизации ряда муниципальных учреждений с целью снижения затрат и повышения качества муниципальных услуг (так например, с целью снижения затрат реорганизованы малокомплектные образовательные учреждения);
- автоматизации системы учета муниципального имущества интегрированной в автоматизированную систему бухгалтерского учета «Парус «Бюджетный учет» 7, 8»;
- централизации бухгалтерского учета муниципальных автономных и бюджетных учреждений города Томска.
3.2. При разработке Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных автономных и бюджетных учреждений с учетом Приказа Минфина Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» учесть возможность увязки выплат данных учреждений с поступлениями.
3.3. Использовать в работе материалы, размещенные в информационно-компьютерном банке данных АСДГ.
3.4. Учитывать при создании автономных учреждений письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2011 № 03-11-06/2/116 в части выбора системы налогообложения, а также письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28.09.2011 № 03-03-06/4/109 при исчислении налога на прибыль.
3.5. Упростить процедуру согласования расчета стоимости платных услуг.

4. Исполнительной дирекции АСДГ:
Направить настоящие рекомендации комитетам по вопросам местного самоуправления Государственной Думы и Совета Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, союзам и ассоциациям муниципальных образований.

Участники Конференции выражают благодарность администрации города Томска за организацию и проведение мероприятия на высоком уровне.

Возврат к списку мероприятий