АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», 16 - 17 июня 2011 г., Новосибирск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

16–17 июня 2011 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», посвященная обсуждению проблем законодательства в сфере экономической и финансовой деятельности, совершенствования финансового контроля, практике привлечения инвестиций в муниципальные образования. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска.
К участию в конференции были приглашены руководители экономических, финансовых служб и контрольно-счетных органов городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонда «Институт экономики города». В работе конференции приняли участие более 90 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.
В ходе работы конференции были заслушаны доклады участников, посвященные вопросам совершенствования финансового законодательства, роли муниципалитетов в процессе совершенствования системы инструментов учета муниципальных активов, финансового контроля, передачи отдельных полномочий для повышения эффективности деятельности муниципальных образований в сфере экономики и финансов.
На конференции в качестве экспертов выступили председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко и заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации Татьяна Саакян. Научно-практический аспект обозначенной темы и видение перспектив развития муниципалитетов в финансово-экономической сфере обозначила ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Юлия Чалая.
В рамках конференции была организована видеоконференцсвязь между Новосибирском и Москвой, с помощью которой участники мероприятия смогли напрямую пообщаться с представителями Государственной Думы РФ и Министерства финансов РФ.
Открывая мероприятие, президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, подчеркнул своевременность обсуждаемых вопросов. «131-ФЗ сыграл важную роль в развитии местного самоуправления. Были разграничены полномочия муниципальной и региональной властей, обеспечена основа, в том числе финансовая, для деятельности муниципалитетов. Но сегодня этого недостаточно. Необходимо создавать условия для модернизации экономики в рамках тех функций, которые на нас возложены. Самая главная проблема – в том, что сложившаяся финансовая система не создаёт стимулов для развития реального сектора, не даёт возможности формирования полноценного бюджета развития городов, – отметил В. Городецкий. – Мы неоднократно поднимали вопросы о расширении финансовых возможностей муниципальных образований на уровне федеральной власти, но пока принятые решения не носят системного характера и не оказывают значительного влияния на бюджетные показатели».
Вице-президент АСДГ Роальд Бабун отметил, что экономическая сфера является важнейшим элементом жизни города. «К сожалению, основные источники доходов муниципалитетов – земля и имущество, дают недостаточное количество средств для развития муниципальных образований. В основном города и муниципальные районы сидят на источниках от федеральных налогов. В то же время существует огромная бюджетная сфера, которая требует больших расходов, ЖКХ и все что относится к местным бюджетам», - заявил Р. Бабун. «Формально, реформа начатая 131 законом должна была закончиться в 2009 году. На самом деле идет активная законодательная деятельность, которая влияет на экономическую политику муниципалитетов. Прежде всего это 83 закон, программа эффективности бюджетных расходов (до 2012 года), утвержденная Правительством РФ, очередные поправки в 94 закон, важнейшее постановление Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах», – отметил вице-президент. Роальд Бабун особо выделил два постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые выиграли сибирские и дальневосточные города. Первое постановление рассказывает об обращении города Благовещенска Амурской области, где ставился под сомнение закон «Об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности государственных органов субъектов Федерации и муниципальных образованиях Российской Федерации». Коллегам из Благовещенска удалось доказать несоответствующего Конституции РФ принудительную приватизацию всего нежилого фонда. И второе постановление, которое выиграл город Чита Забайкальского края, где проверялась часть 4 статьи 16 №131-ФЗ в части компенсации экономически необоснованных тарифов на теплоэнергию. Льготы устанавливает субъект РФ, а вычеты идут из местных бюджетов. Конституционный суд признал это требование несоответствующим Конституции Российской Федерации и сказал, что кто установил льготу – тот и должен платить.
По мнению председателя секции АСДГ «Экономика и финансы города», начальника департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Ольги Молчановой, сегодня муниципальным образованиям необходимо разрабатывать стратегию изменения экономики. «Экономика должна становиться инновационной. Каждому городу необходимо определить приоритетные направления развития и, проанализировав сложившуюся ситуацию, направить усилия на формирование условий для привлечения бизнеса в эти сферы – выделение земельных участков, создание социальной, инженерной инфраструктуры, обеспечение качества трудовых ресурсов, медицинского обслуживания и т. д., – отметила О. Молчанова. – В Новосибирске за последние годы нам удалось добиться существенных результатов в этом направлении».
Экономическая и финансовая деятельность муниципалитетов в практической части реализуется в такой важной сфере работы органов местного самоуправления как муниципальные закупки.
Своим опытом в организации электронных закупок на муниципальном уровне поделился заместитель начальника управления муниципального заказа администрации города Томска Андрей Комогорцев. Как отметил докладчик, в муниципальном образовании «Город Томск» сложилась система размещения муниципального заказа посредством уполномоченного органа на размещение заказов и муниципальных заказчиков. К достоинствам подобной системы А. Комогорцев отнес: оперативность в принятии решений и проведении размещений заказов; максимальную близость ко всем муниципальным заказчикам и возможность учета их потребностей; единообразное определение начальной (максимальной) цены контрактов. Как пояснил А. Комогорцев, в городе Томске с 2002 года внедрен комплекс систем «Автоматизированный Центр Контроля» (АЦК), состоящий из трех систем: «АЦК – Финансы», «АЦК – Планирование», «АЦК – Муниципальный заказ». Каждая система указанного комплекса имеет гибкий, универсальный и единообразный интерфейс, позволяющий легко адаптироваться к работе в каждом из программных продуктов.
Немаловажным аспектом в финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления является работа представительных органов с местной администрацией, населением и органами госвласти субъекта РФ по организации нормативного обеспечения бюджетного процесса и экономической деятельности муниципалитета в целом. Эту тему раскрыл в своем выступлении заместитель председателя Хабаровской городской Думы, председатель комитета по бюджету, финансам и экономическому развитию Николай Корниенко.
В рамках конференции была заявлена и такая тема как работа контрольно-счетных органов муниципальных образований. С докладом «Контрольно-счетный орган муниципального образования: особенности создания, организация деятельности в свете принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» выступил председатель контрольно-счетной палаты Мирнинского района Алексей Сивцев. По его словам, очень важно понимание на муниципальном уровне, значимости деятельности контрольных органов, особенно в контексте работы с правоохранительными органами и внутренней прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Татьяна Зеленская, заместитель Главы города Красноярска в своем докладе «Проблемы развития города Красноярска в контексте реализации программы социально-экономического развития» рассказала об опыте работы муниципалитета в части финансово-экономической деятельности. «Красноярск часто упоминается в ведущих российских и международных рейтингах как успешный и динамично развивающийся город. По версии журнала «Русский репортер» (июнь 2011 года) Красноярск занял 2 место в рейтинге самых перспективных российских мегаполисов из 16, население которых превышает 700 тысяч человек (исключив Москву и Санкт-Петербург). По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Красноярск традиционно вошел в десятку лидеров из 64 городов России в области привлекательности условий для бизнеса. В 2010 году по результатам 2009 года Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» признало экономику Красноярска сильной и стабильной. Полученный рейтинг позволяет городу Красноярску войти в категорию сильных регионов и городов Российской Федерации по классификации агентства Fitch. Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Полученный кредитный рейтинг свидетельствует о восстановлении экономики города после кризиса, безупречной кредитной истории и имеющейся тенденции роста муниципальных инвестиций», – отметила Т. Зеленская. Красноярск ставит амбициозную задачу к 2025 году выйти на позиции мирового города (global city), используя преимущества геополитического, геоэкономического положения и промышленный потенциал советских времен (советское наследие). Основой решения этой задачи стал проект новой стратегической Программы социально-экономического развития города до 2020 года.
В рамках видеоконфернцсвязи с Москвой участники смогли задать интересующие их вопросы председателю комитета Государственной Думы РФ по местному самоуправлению Вячеславу Тимченко и заместителю директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Татьяне Саакян. В. Тимченко акцентировал свое внимание на перспективах развития местного самоуправления, которые были обозначены в недавнем докладе Всероссийского Совета местного самоуправления. По его словам, законодатели постараются учесть пожелания муниципалитетов в части реформирования системы налогообложения и распределения полномочий между субъектами Федерации и муниципальной властью. Т. Саакян подробно остановилась на проблематике новелл законодательства в части работы органов местного самоуправления с бюджетами и сбором налогов. Участники телемоста отметили для себя огромную практическую пользу подобного общения, так как были получены ответы на многие вопросы, которые волновали собравшихся.
Не осталась без внимания и проблема учета муниципальных активов. На этой теме подробно остановилась представитель Фонда «Институт экономики города», ведущий эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения Юлия Чалая. «Проведение в России рыночных реформ обусловило значительную дифференциацию форм собственности, что поставило серьезный финансово-экономический вопрос: как сформировать состав и структуру муниципальных активов, как ими управлять и что с ними делать», – отметила Ю. Чалая. По её словам, муниципальные финансы – это не только местный бюджет, муниципальные финансы – это такие финансовые потоки, которые за пределами бюджета могут быть сопоставимы с бюджетом или даже выше бюджета. Как отметил эксперт, Фонд «Институт экономики города» сегодня поставил следующие задачи по работе с муниципальными активами: во-первых, сформировать подходы к структуре и составу активов, определить источник информации для принятия управленческих решений.
В ходе работы конференции был решен ряд организационных вопросов. Председателем секции АСДГ «Экономика и финансы города» единогласно избрана начальник Департамента экономики стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска Ольга Молчанова. В состав секции вошли руководители органов местного самоуправления по вопросам экономики и финансов Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Томска, Барнаула, Омска, Красноярска, Назарово, Кемеровского района, Хабаровска. Ответственным секретарем секции избрана Наталья Мальковец, помощник вице-президента АСДГ.
Несмотря на дефицит времени, в течение двух дней участникам конференции удалось эффективно поработать. На конференции состоялся обмен опытом, было высказано много интересных идей, которые будут использованы в работе органов местного самоуправления.
По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере экономики и финансов в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ был принят ряд рекомендаций в профильные министерства Правительства РФ, Федеральное Собрание РФ, субъекты Федерации.

  Пресс-служба АСДГ


Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи