АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Современные проблемы экономической, финансовой и контрольной деятельности в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», 16 - 17 июня 2011 г., Новосибирск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

В конференции приняли участие руководители финансовых и экономических служб, служб управления муниципальным заказом, муниципальных контрольно-счетных органов, депутаты представительных органов местного самоуправления из 25 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, а также представители государственных органов, экспертных и других организаций.
На конференции был представлен опыт экономической, финансовой и контрольной деятельности в городе Новосибирске и других городах Сибири и Дальнего Востока. Заслушана информация об итогах анализа бюджетов муниципальных образований за 2010 год (факт) и 2011 год (план). В режиме видеоконференции в работе конференции приняли участие и выступили с сообщениями Председатель Комитета Государственной Думы ФС по вопросам местного самоуправления В.С. Тимченко и заместитель директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т.В. Саакян.
Участники конференции отметили крайне сложное финансовое положение муниципалитетов и согласились с выводами, представленными в докладе ВСМС «О развитии местного самоуправления в Российской Федерации и задачах ВСМС» (май 2011 г.), о том, что факторами, препятствующими стабилизации местных финансов и муниципальной экономики, являются отсутствие у муниципалитетов права устанавливать местные налоги и сборы (за исключением варьирования ставок земельного и налога на имущество физических лиц); недостаточная для устойчивого развития передача на местный уровень нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам; сокращение в целом финансовых трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней.
По итогам выполненного в АСДГ анализа бюджетов 96 муниципальных образований установлено, что в 72 (3/4 от общего количества) суммарные доходы бюджетов в 2011 году снизятся по сравнению с 2010 годом, а безвозмездные поступления из бюджетов других уровней снизятся у 78 муниципальных образований. С учетом инфляции реальное снижение доходов местных бюджетов будет еще больше.
Одной из самых насущных финансовых проблем муниципальных образований является отсутствие возможности формировать бюджеты развития даже для крупных городов, а в малых городах и сельских территориях не обеспечивается исполнение самых насущных текущих расходных обязательств.
Участники конференции приняли следующие рекомендации:

1. Федеральным органам государственной власти

1.1. Принять меры по кардинальному укреплению финансовой базы местного самоуправления. Поддержать предложения ВСМС по данному вопросу, включая:
- введение налога на недвижимость в качестве местного налога на основе рыночной оценки налогооблагаемой базы;
- передачу муниципальным образованиям регулирования по патентам на предпринимательскую деятельность при сохранении необходимых механизмов контроля со стороны регионов, а также перечисление доходов от их продажи в местные бюджеты в размере 100%;
- передачу в местные бюджеты доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 100%;
- увеличение доли доходов от НДФЛ – до 50 % в городских округах и муниципальных районах и до 30 % в сельских поселениях;
- расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.2. Ускорить работу по переработке или замене на новый Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».
1.3. Определить порядок и источники финансирования региональных фондов реформирования ЖКХ, образуемых взамен заканчивающего свою деятельность федерального фонда.
1.4. Возвратить органам местного самоуправления городов – административных центров субъектов Российской Федерации полномочия в сфере распоряжения городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков.
1.5. Принять законодательные меры по ускорению инвентаризации, рыночной оценке и постановке на налоговый учет недвижимого имущества физических и юридических лиц, включая самовольно занятые земельные участки и объекты, длительное время фиктивно числящиеся в незавершенном строительстве.
1.6. Отменить федеральные льготы по уплате земельного налога в местные бюджеты крупными федеральными ведомствами (РЖД, объекты министерства обороны, энергетики и др.).
1.7. Определить законодательно источники финансирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1.8. Рассмотреть вопрос о передаче органам местного самоуправления администрирования местных налогов по соглашениям с налоговыми органами (в качестве госполномочия).
1.9. Закрепить за органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов право на создание муниципальных органов статистики.
1.10. Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации дополнения, предоставляющие органам местного самоуправления право получать в налоговых органах информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами.
1.11. Рассмотреть вопросы компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с повышением минимального уровня оплаты труда и общим повышением уровня заработной платы в бюджетной сфере.
1.12. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ в части организации муниципальных контрольных органов в целях приведения его в соответствие с принятым Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

2.1. С учетом предложений, высказанных Президентом России, активнее использовать право передавать на муниципальный уровень часть поступлений от региональных и долей федеральных налогов и сборов (дополнительные нормативы по НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.).
2.2. Рекомендовать органам государственной власти регионов Сибири и Дальнего Востока проявить инициативу по участию в реализации пилотных проектов, связанных с введением единого налога на недвижимость.

3. Органам местного самоуправления

3.1. Изучить и использовать изложенный на конференции опыт Новосибирска и Красноярска по привлечению инвестиций в социально-экономическое развитие территорий, внедрению программно-целевого метода планирования и организации муниципально-частного партнерства.
3.2. Изучить и использовать положительный опыт муниципальных образований по организации взаимодействия представительных органов местного самоуправления с местными администрациями, населением и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по организации нормативного обеспечения бюджетного процесса и финансово-экономической деятельности муниципалитетов (Хабаровск, Новосибирск, Барнаул, Ангарский муниципальный район, Мирнинский муниципальный район и др.).
3.3. Принять меры по формированию (там, где они еще не созданы) и активизации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, обеспечивать прозрачность их деятельности, обнародование (опубликование) итогов проверок, активнее привлекать общественность к участию в контрольной деятельности.
3.4. Изучить опыт Омска, Томска и других городов по созданию единого органа, осуществляющего муниципальные закупки, а также по организации торгов на электронных площадках.

4. Исполнительной дирекции АСДГ, правлению секции АСДГ «Экономика и финансы города»

4.1. Направить настоящие рекомендации комитетам по вопросам местного самоуправления Государственной Думы и Совета Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Сибири и Дальнего Востока, Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, союзам и ассоциациям муниципальных образований.
4.2. Разместить на сайте АСДГ аудиозапись выступления на Конференции заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Саакян Т.В. и использовать этот материал при проведении реорганизации муниципальных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
4.3. Провести анализ эффективности деятельности органов муниципального заказа администраций городов Сибири и Дальнего Востока. Результаты анализа рассмотреть на правлении секции АСДГ «Экономика и финансы города».
4.4. Провести следующее заседание секции АСДГ «Экономика и финансы города» и конференцию руководителей экономических, финансовых и контрольных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в апреле 2012 года в городе Красноярске.

Возврат к списку мероприятий