АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Место и роль ресурсосбережения и повышение энергетической эффективности в обеспечении устойчивого развития городов», 10 - 11 февраля 2011 г., Новосибирск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

На конференции были рассмотрены вопросы повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства и других сфер жизнеобеспечения городов, а также ситуация и проблемы реформы управления многоквартирными жилыми домами.

Участники Конференции отмечают, что на государственном уровне принят ряд важных законодательных актов, направленных на повышение энергоэффективности в городском хозяйстве. Особое значение имеет Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Утвержденная Правительством РФ в декабре 2010 г. государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» содержит широкий комплекс мероприятий по энергосбережению, которые предполагается осуществлять на средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. В январе 2011 года принят пакет нормативных актов Правительства РФ, направленных на дальнейшее совершенствование системы мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Во исполнении Федерального закона № 261-ФЗ во многих городах Сибири и Дальнего Востока осуществляется комплекс мероприятий по энергосбережению. При этом наиболее существенная роль отводится стимулированию энергосбережения в жилом фонде и общественных зданиях, бюджетном секторе, на системах коммунальной инфраструктуры.

Участники совещания отмечают большую работу в этом направлении, проводимую в г. Новосибирске. Так за счет установки приборов учета в жилищном фонде и на городских объектах расходы бюджета на оплату тепловой энергии и воды снижены на 20%. В жилищном строительстве нашли применение многослойные теплоэффективные блоки, облицовка зданий керамогранитом, разработаны предложения по строительству высокоэффективных индивидуальных жилых домов с использованием солнечной энергии для нагрева воды и отопления. Осуществляется замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы. Организовано проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов жилых и общественных зданий, заключение энергосервисных контрактов со специализированными организациями.
В Красноярске реализуется городская программа установки индивидуальных теплосчетчиков с привлечением средств федерального бюджета.
В Томске развернута работа по децентрализации систем теплоснабжения с установкой энергоэффективных локальных теплоисточников, работающих на природном газе.
Комплекс мероприятий по повышению энергоэффективности осуществляется в Улан-Удэ и других городах Сибири и Дальнего Востока.

В то же время участники конференции отмечают, что в жилищно-коммунальном комплексе накопилось много серьезных проблем, которые препятствуют осуществлению мероприятий по энергосбережению и требуют скорейшего решения. Это ветхость значительной части жилищного фонда, высокий износ коммунальных сетей, неразвитость института эффективного собственника жилья, отсутствие долгосрочных инвестиций в коммунальное хозяйство и т.д. Серьезным сдерживающим фактором экономии энергоресурсов в многоквартирных домах является высокая стоимость общедомовых приборов учета расходов теплоэнергии, газа и воды, затрат на их эксплуатацию, а также неясность распределения общедомовых и неучитываемых приборами расходов между жильцами, что вызывает неприятие у населения. У управляющих организаций практически отсутствуют экономические стимулы к ресурсосбережению. В целом процесс реформирования ЖКХ идет крайне сложно и противоречиво.

Решению проблем реформирования ЖКХ препятствует несовершенство ряда положений Жилищного кодекса РФ. Широкие слои населения оказались не подготовленными к эффективному исполнению функций собственников общедомового имущества. Многие управляющие организации и руководители товариществ собственников жилья (ТСЖ) используют в своих корыстных интересах эту неподготовленность, игнорируют интересы собственников и нанимателей жилых помещений: фальсифицируют решения общих собраний, противодействуют инициативам собственников в контроле исполнения принятых собраниями решений. Управляющие компании препятствуют собственникам в смене управляющей организации, затягивают передачу технической документации на дом. Органы местного самоуправления практически лишены возможности влиять на эту ситуацию, поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не возлагает на них никаких полномочий в сфере управления многоквартирными домами, а формирование саморегулируемых организаций (СРО) в сфере ЖКХ идет крайне медленно. У управляющих организаций нет серьезных стимулов вступать в СРО. Только начинается процесс создания СРО в сфере энергоаудита.

Большую положительную роль в осуществлении реформы ЖКХ играет Федеральный закон от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Его реализация позволила привлечь в отрасль крупные финансовые средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья. Однако этот закон не распространяется на многоквартирные дома, управляемые жилищными и жилищно-строительными кооперативами. К тому же срок действия закона ограничен.

Крайне остро стоит вопрос модернизации коммунального хозяйства. Сегодня коммунальный комплекс испытывает огромный дефицит финансовых средств на модернизацию. Концессионный механизм привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру практически не работает.

Анализ выполнения Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», принятой постановлением Правительства РФ от 17.11.2001г. № 797, показал, что многие ее положения остались нереализованными. Концепция новой федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010г. № 102-р, содержит в себе ряд сомнительных или противоречивых положений. В частности, мало реально обеспечить к 2020 году снижение водопотребления на одного жителя в 1,6 раза и повышение доли собственников в оплате работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту многоквартирных домов с 5 до 90%. Требование завершения перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, предполагающее установление экономически обоснованных и более высоких тарифов на эти услуги, противоречит установлению предельных индексов роста тарифов, которые лишь компенсируют их инфляционный рост (Постановление Правительства РФ от 28.08.2009г. № 798).

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Федеральным органам государственной власти:

1.1. Доработать и принять Комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на период до 2020 года, устранив недостатки, имеющиеся в Концепции этой программы.
1.2. Разработать и утвердить методические рекомендации по реализации Федерального закона № 261-ФЗ. Предусмотреть юридическую ответственность собственников помещений за неисполнение требований указанного закона. Ввести правовые механизмы экономической мотивации исполнителей коммунальных услуг при приобретении и продаже коммунальных ресурсов.
1.3. Разработать федеральную программу содействия установке общедомовых и. индивидуальных приборов учета расходов теплоэнергии, горячей и холодной воды. Установить порядок определения платы за соответствующие ресурсы при отсутствии общедомовых и частичном наличии индивидуальных приборов учёта.
1.4. Изменить условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, изложенное в п. 3 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусмотрев возможность финансирования многоквартирных домов, управляемых жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
1.5. Внести ряд изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ.
1.5.1. Ввести определение понятий «управление многоквартирным домом» и «управляющая организация». Установить, что:
- «управление многоквартирным домом – процесс осуществления (реализации) решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома или организатора открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления этим многоквартирным домом»;
- «управляющая организация – коммерческая организация, которая на профессиональной и платной основе оказывает услуги по управлению двумя и более многоквартирными жилыми домами».
1.5.2. Дополнить статью 162, расширив перечень существенных условий договора управления многоквартирным домом. Предусмотреть в качестве обязательных условий договора:
- объем и периодичность (сроки) оказания и выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту жилого помещения;
- ответственность управляющей организации за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение условий договора управления.
1.5.3. Распространить положения части 2 статьи 165 на товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, организации, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме при непосредственном способе управления. Установить, что информация должна предоставляться всем собственникам помещений в многоквартирном доме, а не только гражданам.
1.6. Инициировать создание региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов и инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства, работающих на принципах федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, с возможностью софинансирования соответствующих мероприятий из федерального бюджета.
1.7. Разработать и принять Федеральный закон о саморегулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором предусмотреть запрет на работу управляющих организаций без допуска саморегулируемой организации.
1.8. Ввести должность «управляющий многоквартирными жилыми домами» в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, инициировать подготовку специалистов этой должности в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
1.9. Предусмотреть административную ответственность за уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, дополнив Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующей статьей.
1.10. Внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дополнив перечень вопросов местного значения поселений (статья 14) и городских округов (статья 16) таким вопросом, как создание условий для управления многоквартирными домами.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Оказывать муниципальным образованиям методическую помощь в осуществлении процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства и внедрения ресурсосберегающих технологий, организовать проведение обучающих семинаров и разработку методических рекомендаций.
2.2. Делегировать государственные полномочия по привлечению управляющих компаний и граждан к административной ответственности за нарушение правил санитарного содержания придомовых территорий на муниципальный уровень.

3. Органам местного самоуправления:

3.1. Изучить и использовать опыт городов Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ, Томска по повышению энергоэффективности в городском хозяйстве и внедрению ресурсосберегающих технологий. Разрабатывать и реализовывать муниципальные целевые программы ресурсосбережения.
3.2. Изучить представленные на конференции предложения Фонда «Институт экономики города» по вариантам реализации и финансирования энергоэффективных проектов модернизации многоквартирных жилых домов с привлечением бюджетных инвестиций.
3.3. Содействовать созданию на муниципальных территориях саморегулируемых организаций в сфере энергоаудита, передаче им функций заключения и реализации энергосервисных контрактов на многоквартирные жилые дома, объекты социального назначения и городского хозяйства.
3.4. Способствовать развитию института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.
3.5. В целях реализации п.3 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ организовать подготовку профессиональных управляющих многоквартирными домами в сотрудничестве с высшими учебными заведениями соответствующего профиля.

4. Исполнительной дирекции АСДГ:

4.1. Направить настоящие рекомендации заинтересованным органам федеральной государственной власти, полномочным представительствам Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Сибири и Дальнего Востока, региональным советам муниципальных образований, всем членам АСДГ.
4.2. Организовать через информационную сеть АСДГ обмен опытом работы городов по реализации Федерального закона «Об энергосбережении»

Возврат к списку мероприятий