АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Модернизация, безопасность и инновационное развитие транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока», 18 - 19 ноября 2010 г., Кемерово


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Заслушав и обсудив доклады и сообщения на конференции «Модернизация, безопасность и инновационное развитие транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока. Актуальные проблемы развития общественного транспорта», а также, учитывая опыт как стран с развитой системой общественного транспорта, так и опыт муниципальных образований Сибири и дальнего Востока и, принимая во внимание Декларации и официальную позицию международного Союза общественного транспорта по вопросам контрактных отношений между предприятиями общественного транспорта и органами местного самоуправления, участники конференции отмечают большую значимость для отрасли принятого Государственной Думой ФС РФ в ноябре 2007 года "Устава автомобильного транспорта и городского электрического транспорта", вступившего в силу в мае 2008 года. В то же время, для реализации положений Устава необходимо принятие ряда правовых актов, в частности, Федерального закона «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.

Городской общественный транспорт непосредственно влияет на эффективность городского хозяйства, так как обслуживает основную часть трудовых поездок населения, поэтому его надежная и эффективная работа является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности.

Следует отметить эффективные меры, принимаемые в ряде городов Сибири и Дальнего Востока для преодоления системного кризиса на транспорте общего пользования, вызванного несоответствием между нормативно-правовой базой и сложившейся рыночной ситуацией.

Проводимая в ряде городов АСДГ работа по совершенствованию маршрутной сети, замене автобусов малой и особо малой вместимости на автобусы большой вместимости, по поддержке городского электрического транспорта, оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения, по привлечению к перевозке указанных категорий пассажиров немуниципальных перевозчиков ведет к повышению эффективности функционирования городского общественного транспорта, безопасности движения на улично-дорожной сети, улучшению экологической обстановки, перераспределению объемов перевозок между муниципальным и коммерческим транспортом, снижению социальной напряженности, более рациональному использованию парка подвижного состава.

Использование современных технологий позволяет транспортным предприятиям и муниципальным образованиям автоматизировать систему оплаты и учета поездок в городском общественном транспорте и обеспечить при этом простоту, точность и своевременность передачи информации, а также перечисление средств перевозчикам в оплату за оказанные услуги, зарегистрированные в системе. Кроме того, широкое использование автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте позволяет муниципальным органам власти оперативно определять фактические объемы оказанных услуг по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного проезда.

Также участники конференции отмечают необходимость сконцентрировать внимание на решение двух стратегических задач в области общественного транспорта:

- Опережающие темпы развития общественного транспорта, стимулирующие переход населения от регулярных поездок на личных автомобилях к активному использованию различных видов общественного транспорта при совершении ежедневных трудовых либо культурно-бытовых передвижений, что позволит уменьшить загруженность транспортных магистралей и улучшит экологическую обстановку на территории муниципальных образований.

- Предоставление необходимого уровня транспортной подвижности части населения, не владеющего личными автомобилями, для обеспечения возможности активного участия в общественной и экономической жизни территории.

Реализуя данные стратегические задачи, максимально используя потенциал общественного транспорта муниципалитетов, необходимо:

- Признать, что тарифы на проезд в общественном транспорте устанавливаются в соответствии с уровнем платежеспособности населения, проживающем на данной территории. Органы местного самоуправления обязаны финансировать общественный транспорт с целью компенсации разницы между эксплуатационными затратами перевозчика и поступлениями от взимания платы за проезд. Это финансирование является необходимым его следует рассматривать не как субсидии, а как плату за услуги операторов рынка регулярных пассажирских перевозок, предоставляемых муниципальному сообществу.

- Чтобы общественный транспорт получал бюджетное финансирование и не считался неэффективным видом экономической деятельности.

- Строить взаимоотношения исполнительных органов государственной (муниципальной) власти и операторов рынка регулярных пассажирских перевозок на контрактной основе (муниципальный заказ).

- Обеспечить инвестиционную привлекательность общественного транспорта.

В порядке общественной инициативы, участники конференции АСДГ обращаются с рекомендациями:

1. В Федеральные органы государственной власти:

1.1. Считать приоритетным ускоренное формирование современной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность общественного пассажирского транспорта, ускорить принятие Федерального закона «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам».

1.2. Просить Министерство транспорта РФ обратиться в Правительство РФ с предложением выйти с законодательной инициативой о внесении дополнений в ст. 18 Градостроительного Кодекса РФ, дополнить перечень документов территориального планирования транспортной схемой (муниципальных районов, поселений, городских округов).

1.3. Просить Министерство транспорта РФ разработать и утвердить методику расчета нормативной стоимости работы общественного пассажирского транспорта.

1.4. Разработать федеральную программу обновления подвижного состава городского наземного электрического транспорта. Трамвайные вагоны должны быть включены в перечень транспортной техники, закупка которой осуществляется субъектами РФ с использованием субсидий федерального бюджета (не более 50%). Необходимо проведение практических мероприятий по софинансированию этих закупок.

1.5. Необходимо принятие нормативных актов, устанавливающих регулируемые тарифы на поставку тяговой электроэнергии предприятиям городского электрического транспорта.

1.6. Необходимо разработать федеральную программу восстановления инфраструктуры городского наземного электрического транспорта на условиях софинансирования этих программ бюджетов всех видов.

1.7. Утвердить профессиональный праздник – день работника городского электротранспорта Российской Федерации.

1.8. Следует рассмотреть вопрос о законодательном регулировании и контроле легковых таксомоторных перевозок на территории Российской Федерации.

1.9. Передача функций саморегулируемым организациям должна сопровождаться нормативно-правовым обеспечением.

2. В органы государственной власти субъектов РФ:

2.1. Учитывая, что тарифная политика и формирование бюджетов муниципалитетов осуществляется через консолидированный бюджет субъектов РФ, просить:

2.1.1. Реальное финансирование общественного транспорта территории субъектов РФ при регулировании тарифов.

2.1.2. Последовательное и прогнозируемое изменение тарифов, что даст возможность предсказуемой и экономически устойчивой деятельности операторов рынка регулярных пассажирских перевозок, повысит их инвестиционную привлекательность.

2.1.3. Реальную и «прозрачную» структуру стоимости услуг общественного транспорта с учетом всех составляющих транспортной работы, включая накопления на обновления подвижного состава, которые должны быть обоснованы нормативно-правовой базой по формированию расчетных тарифов на пассажирские перевозки.

2.1.4. Отработать механизм полной компенсации пассажирским предприятиям транспорта общего пользования выпадающих доходов при перевозке пассажиров по регулируемым тарифам, а также по нерентабельным маршрутам.

2.2. Во исполнение Решения Правительства РФ от 10.08.2010 № ВП-П7-44пр «Использование спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития субъектов Российской Федерации» следует разработать комплекс программ для обеспечения безопасности и качества транспортного обслуживания населения, внедрения интегрированной комплексной системы управления пассажирскими перевозками (интеллектуальный безопасный автобус), включающую в себя:

- автоматизированную систему диспетчерского управления движением транспортных средств и учета транспортной работы на базе приемника ГЛОНАСС\GPS$;

- автоматизированную систему мониторинга пассажиропотока;

- автоматизированную систему оплаты проезда с применением пластиковых средств нового поколения и формированием детализированной прозрачной отчетности, в том числе по льготным категориям пассажиров;

- автоматическую систему контроля оплаты проезда, позволяющую передавать информацию в режиме реального времени, о количестве пассажиров, не оплативших проезд;

- автоматическое информирование пассажиров и водителя и обеспечение связи со службами немедленного реагирования;

- автоматический контроль технических и скоростных параметров транспортных средств и состояния среды за счет применения различных датчиков;

- видеонаблюдение в салоне транспортных средств и дорожной обстановки за счет установки видеокамер и видеорегистраторов;

- приобретение и эксплуатация низкопольных городских автобусов.

3. В органы местного самоуправления:

3.1 . Отметить положительный опыт и оказать поддержку внедрению в городском общественном пассажирском транспорте:

3.1.1. Автоматизированных систем учета и безналичной оплаты проезда, (АСОП) «Электронный проездной» позволяющих производить компенсацию затрат перевозчикам за фактически предоставленный объем транспортных услуг на примере опыта города Новосибирска.

3.1.2. Автоматизированной системы управления «АСУ-Навигация» на примере города Кемерово.

3.1.3. Автомобильным системам мониторинга пассажиропотоков и расчета маршрутных расписаний движения наземного пассажирского транспорта на примере города Новокузнецка.

3.2. Муниципалитетам с действующей АСОП «Электроный проездной» рассмотреть возможность интеграции с действующими системами навигации и диспетчеризации.

3.3. Рассматривать муниципальный заказ как один из механизмов создания единых условий предоставления транспортных услуг перевозчиками различных форм собственности.

3.4. Оказывать поддержку обновлению подвижного состава пассажирского транспорта.

3.5. Сконцентрировать свое внимание на решении основной стратегической задачи в области общественного транспорта - стимулировании максимально возможного использования общественного транспорта вместо личного автомобиля, особенно в средних и крупных городах, что позволит уменьшить перегруженность дорог и экологический ущерб, причиняемый автомобилями. Для решения данной стратегической задачи нужно максимально использовать потенциал систем общественного транспорта городов, для чего необходимо следующее:

3.5.1. Общественный транспорт должен получать бюджетное финансирование и при этом не может считаться неэффективным видом экономической деятельности. Такое финансирование является необходимым условием существования общественного транспорта и его следует рассматривать не как субсидии, а как плату за услуги, предоставляемые городскому сообществу.

3.5.2. Объем этой платы должен быть достаточным для финансирования предоставляемых транспортных услуг, учитывая, что они требуют расходов, выходящих за рамки доходов от платы за проезд.

3.5.3. Взаимоотношения транспортных предприятий общественного транспорта с муниципальными органами власти городов, как заказчиков перевозок населения, должны строиться на оформлении прозрачных и гласных контрактных отношениях, при этом в контрактах должны быть:

- предусмотрены механизмы максимально рентабельного использования бюджетного финансирования;

- включены положения, предусматривающие меры финансового стимулирования транспортных предприятий за выполнение качественных показателей транспортного обслуживания населения, а также положения, позволяющие учитывать изменение структуры расходов, которые не зависят от предприятий;

- предусмотрены сроки действия контрактов на оказание услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом не менее трех лет.

3.5.4. Во внимание должны быть приняты все возможные источники финансирования для обеспечения устойчивого функционирования городского общественного транспорта, чтобы он стал привлекательным для привлечения инвестиций.

4. В Исполнительную дирекцию АСДГ:

- Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, в Министерство транспорта РФ, в органы государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, в Общероссийский конгресс муниципальных образований, в международный Союз общественного транспорта.

- Выразить благодарность администрации города Кемерово за высокий уровень организации и проведения конференции.

Возврат к списку мероприятий