АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
Конференция АСДГ «Особенности формирования бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока и осуществления контроля за их исполнением в условиях финансово-экономического кризиса», 24 - 25 сентября 2009 г., Благовещенск
Отмечено также, что в условиях кризиса осложняется обеспечение финансовой поддержки муниципалитетов из региональных бюджетов, доходы которых сокращаются, в первую очередь из-за резкого снижения поступлений от налога на прибыль организаций.
Формированию доходной базы местных бюджетов препятствует несовершенство федерального законодательства. Большое количество собственников земельных участков, в т.ч. федеральных ведомств, а также отдельных категорий физических лиц освобождено федеральными законами от уплаты земельного налога в местные бюджеты. При приватизации муниципального имущества местные бюджеты теряют арендную плату, а заменяющий ее налог на имущество организаций поступает в региональные бюджеты.
Сохраняются потери от уплаты местного налога на имущество физических лиц из-за заниженной инвентаризационной стоимости объектов и «ухода» от государственной регистрации якобы незавершенных строительством объектов. Принятию мер по дополнительной поддержке малого бизнеса на муниципальном уровне препятствует зачисление налогов от деятельности субъектов малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения не в местные, а в региональные бюджеты. Серьезные пробелы имеются в Федеральном законе № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Трудности в работе органов местного самоуправления с налогоплательщиками, имеющими задолженность (юридическими и физическими лицами), вызывает невозможность получения от налоговых органов информации о размере начисленных налогов в местные бюджеты и имеющейся задолженности по конкретным плательщикам.
Федеральным законодательством не предусмотрена компенсация дополнительных расходов местных бюджетов, связанных с повышением минимального размера оплаты труда и общим повышением уровня заработной платы в бюджетной сфере.
Отмечено, что в целях преодоления создавшейся кризисной ситуации в финансовой сфере распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1123-р одобрена новая Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года и утвержден план мероприятий по ее реализации.
Изложенные обстоятельства требуют от органов местного самоуправления взвешенных и сбалансированных подходов к формированию бюджетов на 2010 год, тесного взаимодействия в этой работе представительных, исполнительных и контрольных органов муниципальных образований, экономических и финансовых служб администраций. Особое внимание должно быть уделено открытости процессов формирования, утверждения и исполнения бюджетов, организации общественного контроля.
Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Федеральным органам государственной власти:
1.1. Осуществить неотложные меры по укреплению налоговой базы местных бюджетов, в т.ч.:
1.1.1. Передать органам местного самоуправления налоги, взимаемые по специальным налоговым режимам (на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения), применяемые для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, ориентированных, в основном, на местные рынки.
1.1.2. Закрепить за органами местного самоуправления часть транспортного налога, поскольку они несут основную нагрузку по содержанию улично-дорожной сети.
1.1.3. Ускорить решение вопроса о введении единого налога на недвижимость, значительная часть которого должна поступать в местные бюджеты.
1.2. В связи с завершением 1 января 2009 года переходного периода по реализации Федерального закона № 131-ФЗ обеспечить строгое соблюдение органами государственной власти субъектов РФ требований закона о порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки городских округов и муниципальных районов. Обеспечить, как это предусмотрено законом, ежегодное установление законами субъектов РФ расчетного (критериального) уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя каждого муниципального образования как базы для прозрачного расчета объемов дотаций.
1.3. Предусмотреть компенсацию местным бюджетам потерь, вызванных федеральными актами об освобождении от уплаты земельного налога крупных объектов федерального значения (обороны, железнодорожного транспорта, газового хозяйства, энергетики и др.), а также отдельных категорий физических лиц, либо отменить соответствующие федеральные акты.
1.4. Принять законодательные меры по ускорению инвентаризации, рыночной оценке и постановке на налоговый учет недвижимого имущества физических лиц, включая объекты, длительное время числящиеся в незавершенном строительстве.
1.5. Внести необходимые изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», включая:
1.5.1. Увеличение стоимости муниципальных контрактов, заключаемых без проведения торгов до 500 тыс. руб., а торгов с запросом котировок до 1 млн руб.
1.5.2. Сокращение срока с момента опубликования до проведения конкурса до 15 дней и с момента проведения конкурса до заключения контракта до 5 дней.
1.5.3. Предусмотреть возможность установления органами местного самоуправления требований к претендентам для допуска к участию в конкурсах:
- по сроку фактической деятельности с момента государственной регистрации не менее 1 года;
- по предоставлению информации о выполненных работах (услугах) за последний год;
- по наличию материально-технической базы для выполнения контракта.
1.6. Разработать и утвердить федеральную целевую программу поддержки моногородов.
1.7. Внести в Налоговый кодекс РФ дополнения, предоставляющие органам местного самоуправления право получать в налоговых органах информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами.
1.8. Рассмотреть вопрос о возможности и механизмах компенсации местным бюджетам выпадающих доходов от арендной платы, вызванных массовой приватизацией муниципального имущества.
1.9. В целях эффективного внедрения в муниципальных образованиях методов бюджетирования, ориентированного на результат, создать общероссийский классификатор государственных и муниципальных услуг.
1.10. Ускорить работу по разработке стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг, право на получение которых предусмотрено Конституцией РФ.
1.11. Рассмотреть вопросы компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с повышением минимального уровня оплаты труда и общим повышением уровня заработной платы в бюджетной сфере.
2. Органам местного самоуправления:
2.1. Усилить взаимодействие со службами занятости и хозяйствующими
субъектами в целях снижения ущерба от сокращения рабочих мест, в том числе за счет организации общественных работ. Разрешить администрациям сельских поселений выступать в качестве работодателей.
2.2. Принять дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса на территориях, не допускать необоснованного повышения ставок арендной платы за занимаемые муниципальные помещения. Создавать, где это возможно, муниципальные центры поддержки малого бизнеса и бизнес-инкубаторы.
2.3. Стремиться не допускать в условиях кризиса прекращения реализации перспективных проектов, которые в дальнейшем могут стать точками роста экономики муниципальных образований, развития территории. Предусматривать, где это целесообразно, реструктуризацию задолженности по платежам в местные бюджеты.
2.4. Приложить максимум усилий для сохранения приоритетных социальных муниципальных программ.
2.5. Совершенствовать практику и внедрять систему оценки результативности бюджетных расходов и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере финансов в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 и Распоряжением Правительства РФ от 13.09.2008 г. № 1313-р. Использовать данную систему для оценки эффективности муниципальных целевых программ.
2.6. Совершенствовать деятельность муниципальных контрольных органов по контролю за эффективным использованием бюджетных средств.
2.7. Активнее реализовать права законодательной инициативы для совершенствования законодательной базы субъектов Российской Федерации в бюджетно-финансовой сфере, в т.ч. через советы муниципальных образований субъектов РФ.
2.8. Изучить и использовать опыт администраций городов Новосибирска и Красноярска по организации работ с муниципальными заданиями.
2.9. Изучить опыт города Уссурийска по взиманию штрафов за нарушения в области благоустройства территории.
3. Исполнительной дирекции АСДГ:
3.1. Довести настоящие рекомендации до сведения Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Министерства регионального развития РФ, Министерства финансов РФ, полномочных представителей Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном округах, органов государственной власти и советов муниципальных образований субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока.
3.2. Рассмотреть предложение о проведении конференции контрольных органов муниципальных образований.