АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Об АСДГ

 
 
Устав
Структура
Органы управления
Общее собрание
Президент
Совет
Контрольно-ревизионная комиссия
Исполнительная дирекция
Состав Ассоциации
История
Оформление членства в АСДГ
Контакты

ГД, Пронина Л.И. Управление муниципальными финансами

 

АССОЦИАЦИЯ   СИБИРСКИХ   И   ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ   ГОРОДОВ

 


М А Т Е Р И А Л Ы

IV расширенного заседания Совета АСДГ

21-го созыва

19 декабря 2008 г., Новосибирск

 

Информация о результатах мониторинга

местных бюджетов Российской Федерации

по состоянию на 1 октября 2008 года

(период мониторинга – 9 месяцев 2008 года)

 

Министерство финансов Российской Федерации

Информация о результатах мониторинга местных бюджетов

Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2008 года

(период мониторинга – 9 месяцев 2008 года)

 

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2005 года № АЖ-П16-59пр, а также во исполнение плана мероприятий по реализации концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р, подготовило информацию по результатам мониторинга местных бюджетов за 9 месяцев 2008 года.

 

По данным официальной отчетности общий объем доходов местных бюджетов, согласно уточненному плану на 1 октября 2008 года, составляет 2 386,3 млрд. рублей, что выше уровня исполнения 2007 года на 22,4% или 437,5 млрд. рублей. Увеличение доходов местных бюджетов по сравнению с первоначальным планом составило 370,2 млрд. рублей. Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, запланированы в объеме 1 838,7 млрд. рублей, с ростом к уровню 2007 года на 32,5% или 451,5 млрд. рублей. При этом уточненный план превышает первоначальный бюджет на 343,9 млрд. рублей.

В местных бюджетах 35 субъектов Российской Федерации рост собственных доходов запланирован выше среднего уровня по Российской Федерации. Наибольший темп роста собственных доходов предусмотрен в местных бюджетах Тюменской области (116,2%), Республики Дагестан (85,2%), Чукотского автономного округа (83,9%), Алтайского края (75,1%), Белгородской области (66,3%), Амурской области (64,4%).

Информация по федеральным округам представлена в таблице 1.

 

Собственные доходы местных бюджетов

Таблица 1

(млрд. руб.)

Наименование

федерального округа

2007 год

(факт)

2008 год

(уточненный план)

Темп роста 2008/2007

Центральный федеральный округ

268,0

342,6

127,8%

Северо-Западный федеральный округ

123,0

156,4

127,2%

Южный федеральный округ

159,0

221,6

139,4%

Приволжский федеральный округ

244,7

334,0

136,5%

Уральский федеральный округ

250,0

321,9

128,8%

Сибирский федеральный округ

235,6

309,1

131,2%

Дальневосточный федеральный округ

106,9

153,0

143,1%

Всего по Российской Федерации

1 387,2

1 838,7

132,5%

 

Согласно фактическим данным на 1 октября 2008 года доходы местных бюджетов исполнены в объеме 1 711,8 млрд. рублей, что превышает показатели за аналогичный период 2007 года на 30,8% или 403,0 млрд. рублей. Структура и динамика поступления доходов местных бюджетов представлена на таблице 2.

Таблица 2

(млрд. рублей)

Наименование показателя

2007 год

2008 год

Темп роста

исполнение год

исполнение

(на 01.10.2007)

уточнен-ный план

исполнение

(на 01.10.2008)

2008/2007

01.10.2007/

01.10.2008

Доходы, всего

1 948,8

1 308,8

2 386,3

1 711,8

122,4%

130,8%

Собственные доходы

1 387,2

912,0

1 838,7

1 318,0

132,5%

144,5%

Налоговые и неналоговые доходы

819,2

559,1

999,3

722,2

122,0%

129,2%

Налоговые доходы

579,5

400,3

705,3

519,1

121,7%

129,7%

в том числе:

налог на доходы физических лиц

388,7

264,9

484,8

350,6

124,7%

132,4%

налог на совокупный доход

61,7

45,3

74,4

55,5

120,6%

122,5%

земельный налог

63,9

44,2

69,7

52,8

109,1%

119,5%

налог на имущество физических лиц

6,8

4,5

7,5

6,1

110,3%

135,6%

другие налоги

58,4

41,4

68,9

54,1

118,0%

130,7%

Неналоговые доходы

239,7

158,8

294,0

203,1

122,7%

127,9%

в том числе: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

45,5

31,3

30,0

21,4

65,9%

68,4%

Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без ФК)

568,0

352,9

839,4

595,8

147,8%

168,8%

в том числе:

дотации

271,4

193,4

314,4

247,3

115,8%

127,9%

субсидии

264,9

142,2

418,9

276,6

158,1%

194,5%

другие межбюджетные трансферты

31,7

17,3

106,1

71,9

334,7%

415,6%

Фонды компенсаций

561,6

396,8

547,6

393,8

97,5%

99,2%

 

Объем собственных доходов местных бюджетов за 9 месяцев 2008 года составил 1 318,0 млрд. рублей, что на 44,5% или 406,0 млрд. рублей выше уровня 2007 года.

В общем объеме запланированных на 2008 год собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 54,3% (999,3 млрд. рублей). За отчетный период 2008 года прирост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 29,2% (163,1 млрд. рублей) при запланированном приросте 22,0% (180,1 млрд. рублей).

За 9 месяцев 2008 года в структуре собственных доходов местных бюджетов доля налоговых доходов в среднем по Российской Федерации составляет 39,4% или 519,1 млрд. рублей. Вместе с тем, в соответствии с утвержденными бюджетами налоговые доходы должны составить 38,4%.

В 37 субъектах Российской Федерации удельный вес налоговых доходов в общем объеме собственных доходов превысил среднее значение по Российской Федерации. Наибольшая доля налоговых доходов отмечается в местных бюджетах Тюменской области (56,0%), Липецкой области (55,8%), Московской области (54,3%), Вологодской области (52,5%), Самарской области (52,3%), Волгоградской области (51,7%), Ярославской области (51,4%).

В 47 субъектах РФ удельный вес налоговых доходов в общем объеме собственных доходов ниже среднего уровня по Российской Федерации. Наименьшая доля налоговых доходов отмечается в местных бюджетах Агинского Бурятского автономного округа (13,4%), Ненецкого автономного округа (14,5%), Чукотского автономного округа (17,7%), Республики Тыва (19,7%), Республики Саха (Якутия) (22,4%).

По федеральным округам удельный вес налоговой составляющей в местных бюджетах составляет в Дальневосточном федеральном округе – 30,3%, Сибирском федеральном округе – 35,9%, Уральском федеральном округе – 39,0%, Северо-Западном федеральном округе – 39,7%, Приволжском федеральном округе – 39,9%, Южном федеральном округе – 40,0%, Центральном федеральном округе – 46,3 процента.

За 9 месяцев 2008 года темпы роста налоговых доходов составили 29,7% или 118,8 млрд. рублей по отношению к соответствующему периоду 2007 года. При этом в целом в 2008 году по сравнению с 2007 годом темп роста налоговых доходов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, и переданные субъектами Российской Федерации дополнительно по единым и дифференцированным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, составляет 21,7 процента или 125,8 млрд. рублей. Таким образом планируемый за 2008 год прирост налоговых доходов достигнут по результатам 9 месяцев.

 

Доля налоговых доходов в собственных доходах


местных бюджетов в 2008 году

 


Основной объем налоговых доходов (68,7%) местных бюджетов предусмотрен за счет налога на доходы физических лиц. Поступления этого налога в 2008 году запланированы в сумме 484,8 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 24,7% или 96,1 млрд. рублей.

Удельный вес местных налогов в налоговых доходах местных бюджетов составляет 10,9% или 77,2 млрд. рублей, в том числе земельный налог – 9,9%, налог на имущество физических лиц – 1,1 процента. Объем поступлений в местные бюджеты земельного налога, запланированного на 2008 год, превышает уровень 2007 года на 9,1 процента и составляет 69,7 млрд. рублей. Налог на имущество физических лиц запланирован в сумме 7,5 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 10,3 процента.

Налоговые доходы за 9 месяцев 2008 года поступили в местные бюджеты в объеме 519,1 млрд. рублей, из них на налог на доходы физических лиц приходится 67,5%, земельный налог - 10,2%, налог на имущество физических лиц – 1,2 процента. Относительно показателей аналогичного периода 2007 года фактические поступления налоговых доходов в текущем году выросли на 29,7% или 118,8 млрд. рублей, из них налог на доходы физических лиц - на 32,4% или 85,7 млрд. рублей, земельный налог – на 19,5% или 8,6 млрд. рублей, налог на имущество физических лиц – на 35,6 % или 1,6 млрд. рублей.

В таблице 3 приведены данные об исполнении годовых уточненных плановых показателей по отдельным видам налоговых доходов по состоянию на 1 октября  2008 года.

Таблица 3

Поступление налоговых доходов по типам

муниципальных образований за 9 месяцев 2008 года

(млрд. руб.)

 

Городские округа, внутригородские муниципальные образования

Муниципальные районы

Поселения

Всего

 

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Налоговые доходы, всего

456,0

331,1

72,6%

207,1

155,0

74,8%

42,2

33,0

78,2%

705,3

519,1

73,6%

из них:

НДФЛ

307,3

219,3

71,4%

152,6

112,2

73,5%

24,9

19,1

76,7%

484,8

350,6

72,3%

Налог на имущество физических лиц

5,0

4,2

84,0%

0,6

0,4

66,7%

1,9

1,5

78,9%

7,5

6,1

81,3%

Земельный налог

49,2

36,8

74,8%

7,0

5,5

78,6%

13,6

10,5

77,2%

69,7

52,8

75,8%

         

В бюджетах городских округов аккумулируется 64,6% (456,0 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 29,4% (207,1 млрд. рублей), и лишь 6,0% (42,2 млрд. рублей) в бюджетах поселений.


Структура распределения налоговых доходов по типам муниципальных образований приведена на следующей диаграмме.

 

Структура налоговых доходов местных бюджетов в 2008 году

по типам муниципальных образований


 


Неналоговые доходы (в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), утвержденные в местных бюджетах на 2008 год, составили 294,0 млрд. рублей, что на 22,7% или 54,3 млрд. рублей выше уровня 2007 года. Фактические поступления неналоговых доходов за 9 месяцев 2008 года составили 203,1 млрд. рублей, что превышает показатели за 9 месяцев 2007 года на 27,9 процента и 69,1% от запланированных объемов.

Структура распределения неналоговых доходов по типам муниципальных образований приведена на следующей диаграмме.

 

Структура неналоговых доходов местных бюджетов в 2008 году

по типам муниципальных образований


 


Основной объем неналоговых доходов (70,3%) поступает в бюджеты городских округов, а в бюджеты муниципальных районов – 23,1%, поселений – 6,3%. Выполнение годовых показателей поступления по неналоговым доходам за 9 месяцев 2008 года по типам муниципальных образований представлены в Таблице 4.

 

Поступление неналоговых доходов по типам

муниципальных образований за 9 месяцев 2008 года

Таблица 4

(млрд. руб.)

 

Городские округа, внутригородские муниципальные образования

Муниципальные районы

Поселения

Всего

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Уточ. план

Факт

% исполнения

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

91,4

66,4

72,6%

24,3

18,8

77,4%

10,6

8,1

76,4%

126,3

93,3

73,9%

Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства

14,8

10,6

70,1%

3,6

2,7

75,0%

0,3

0,2

66,7%

18,7

13,5

72,2%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

59,7

34,3

57,5%

17,4

11,1

63,8%

5,3

4,5

84,9%

82,3

49,8

60,5%

Неналоговые доходы, всего

207,5

140,7

67,6%

67,9

47,7

70,3%

18,6

14,7

79,0%

294,0

203,1

69,1%

         

Основную долю (43,0%) в неналоговых доходах местных бюджетов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые запланированы на 2008 год в объеме 126,3 млрд. рублей, в том числе: в городских округах 72,4% или 91,4 млрд. рублей, муниципальных районах 19,2% или 24,3 млрд. рублей, городских и сельских поселениях 8,4% или 10,6 млрд. рублей.

В структуре доходов местных бюджетов значительную долю занимают межбюджетные трансферты, объем которых запланирован на 2008 год в сумме 1 387,0 млрд. рублей, что составляет 58,1% в общем объеме доходов. По сравнению с 2007 годом данные поступления в местные бюджеты запланированы с ростом на 22,8 процента. Фактические поступления за 9 месяцев 2008 года составили 989,6 млрд. рублей, что превышает показатели за 9 месяцев 2007 года на 32,0 процента. Структура межбюджетных трансфертов, запланированных на 2008 год, приведена на следующей диаграмме.

 


Структура межбюджетных трансфертов в 2008 году

 


Как видно на представленной диаграмме 39,5% в общем объеме межбюджетных трансфертов занимают субвенции из региональных фондов компенсаций на исполнение отдельных государственных полномочий. Доля субвенций по сравнению с 2007 годом сократилась на 10,2 процента. Объем субвенций местным бюджетам, запланированный на 2008 год, сократился по отношению к предыдущему году на 2,5% и составил 547,6 млрд. рублей. Вместе с тем, количество передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным. Так, в 17 субъектах Российской Федерации это количество равно или превышает 10, в бюджетах Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Воронежской области и Ивановской области – превышает 20.

Согласно фактическим данным за 9 месяцев 2008 года в бюджеты муниципальных образований поступило 393,8 млрд. рублей субвенций из региональных фондов компенсации, что ниже показателя за 9 месяцев 2007 года на 0,8% или 3,0 млрд. рублей.

Доля финансовой помощи местным бюджетам в общем объеме межбюджетных трансфертов увеличилась по отношению к 2007 году на 10,2 процентных пункта и составила 60,5 процента или 839,4 млрд. рублей. Объем фактических поступлений финансовой помощи в местные бюджеты за 9 месяцев 2008 года составил 595,8 млрд. рублей, что превышает показатели за аналогичный период 2007 года на 68,8 процента.

В целом по уточненным плановым показателям 2008 года в Российской Федерации 45,6% собственных доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов других уровней. Наименьшая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Московской области (22,6%), Ярославской области (23,8%), Липецкой области (27,9%), Калининградской области (28,6%) Самарской области (31,5%), Калужской области (31,6%). Значительную долю составляет финансовая помощь в местных бюджетах Чукотского автономного округа (83,5%), Агинского Бурятского автономного округа (78,7%), Республики Саха (Якутия) (74,3%), Республики Дагестан (69,6%), Республики Тыва (69,0%).

По федеральным округам доля финансовой помощи в собственных доходах местных бюджетов Центрального федерального округа составила 34,6%, Северо-Западного федерального округа – 44,2%, Сибирского федерального округа – 44,2%, Приволжского федерального округа – 45,0%,  Южного федерального округа – 47,4%, Уральского федерального округа – 52,1%, Дальневосточного федерального округа – 60,1 процента.

 

Доля финансовой помощи в собственных доходах


местных бюджетов в 2008 году

В составе финансовой помощи доля дотаций местным бюджетам, запланированных на 2008 год, занимает 37,5%, что ниже уровня 2007 года на 10,3 процента. Объем дотаций, предусмотренный на 2008 год, составил 314,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом на 15,8% или 43,0 млрд. рублей. Фактические поступления дотаций в местные бюджеты за 9 месяцев 2008 года составили 247,3 млрд. рублей, что выше показателя за аналогичный период 2007 года на 27,9% или 53,9 млрд. рублей.

Основной объем дотаций (53,9%) предусмотрен бюджетам муниципальных районов и составляет 169,6 млрд. рублей. В бюджетах городских округов в 2008 году запланировано 86,7 млрд. рублей дотаций, в бюджетах поселений – 58,1 млрд. рублей. Одной из основных причин такого соотношения является необходимость финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Структура дотаций, предусмотренных в местных бюджетах на 2008 год, приведена на следующей диаграмме.

 

Структура дотаций местным бюджетам по видам

 

В общем объеме дотаций, предусмотренных на 2008 год, 86,3% занимают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, сумма которых составляет 271,4 млрд. рублей. По отношению к уровню 2007 года, объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности вырос на 27,4% или 58,4 млрд. рублей. За 9 месяцев 2008 года в местные бюджеты поступило 212,7 млрд. руб. дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, что соответствует 78,4% годовых назначений.

Субсидии местным бюджетам запланированы на 2008 год в объеме 418,9 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 58,1% или на 154,0 млрд. рублей. Фактически за 9 месяцев 2008 года в местные бюджеты поступило в виде субсидий 276,6 млрд. рублей, что составляет 66,0% от годовых назначений. Из общего объема субсидий местным бюджетам в бюджеты муниципальных районов предусмотрено 183,3 млрд. рублей или 43,8%, городским округам - 197,7 млрд. руб. и 47,2%, поселениям соответственно 37,9 млрд. рублей и 9,0%, что определяется региональными приоритетами софинансирования вопросов местного значения.

Согласно данным отчетности, запланированный годовой объем  расходов местных бюджетов по состоянию на 1 октября 2008 года составил  2 525,8 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 30,6% или 592,0 млрд. рублей. Так, расходы на управление запланированы в сумме 223,8 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 28,2%, образование – 860,6 млрд. рублей или с ростом на 27,8%, жилищно-коммунальное хозяйство – 514,5 млрд. рублей или с ростом на 41,2%, культуру – 98,2 млрд. рублей или с ростом на 27,0%, охрану окружающей среды – 4,9 млрд. рублей или с ростом на 30,8 процента.

В структуре общих расходов местных бюджетов преобладают расходы на образование – 34,1%, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют 20,4%, на здравоохранение и спорт – 12,4%, на управление – 8,9%, на культуру – 3,9 процента. Структура расходов местных бюджетов представлена на следующей диаграмме.


Структура расходов местных бюджетов

Фактическое исполнение расходов за 9 месяцев 2008 года составило 62,5% от годовых назначений или 1 578,2 млрд. рублей, что выше показателя за аналогичный период 2007 года на 30,9% или 372,8 млрд. рублей.

По отношению к 2007 году в структуре расходов местных бюджетов 2008 года отмечаются изменения. Так доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство выросла на 1,6%, при снижении доли расходов на управление на 0,3%, на образование – 0,7%, на культуру - 0,1%, на здравоохранение и спорт - 0,8%, на социальную политику - 0,4 процента. Структура расходов местных бюджетов по уточненному плану на 2008 год по типам муниципальных образований представлена в таблице 5.

 

Структура расходов по типам муниципальных образований

Таблица 5

(млрд. руб.)

Виды расходов

Типы муниципальных образований

Всего

Городские округа и внутригородские муниципальные образования

Муниципальные районы

Городские и сельские поселения

Сумма

Удельный вес в сумме по данному виду расходов

Сумма

Удельный вес в сумме по данному виду расходов

Сумма

Удельный вес в сумме по данному виду расходов

Управление

104,6

46,7%

76,1

34,0%

43,1

19,3%

223,8

ЖКХ

331,4

64,4%

105,5

20,5%

77,6

15,1%

514,5

Образование

424,4

49,3%

425,8

49,5%

10,4

1,2%

860,6

Культура

36,1

36,8%

39,5

40,2%

22,6

23,0%

98,2

Здравоохранение и спорт

179,0

57,2%

129,7

41,5%

4,1

1,3%

312,8

Социальная политика

99,3

51,6%

90,9

47,2%

2,3

1,2%

192,5

Прочие расходы

115,2

58,2%

72,1

36,5%

10,5

5,3%

197,8

Следует отметить, что при запланированном, согласно уточненному бюджету, дефиците в 139,5 млрд. рублей и наличии профицита по состоянию на 01.01.2008 в объеме 15,0 млрд. рублей, по результатам 9 месяцев 2008 года в 81 субъекте Российской Федерации отмечен профицит в суммарном объеме 134,1 млрд. рублей. В Калининградской области, Иркутской области и Магаданской области местные бюджеты по состоянию на 01.10.2008 года исполнены с дефицитом в объеме 0,5 млрд. рублей.

По данным субъектов Российской Федерации в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты, по уточненным плановым показателям на 1 октября 2008 года 4% составляют местные бюджеты, принятые с профицитом, 73% - с дефицитом и 23% сбалансированные по доходам и расходам.

Указанные показатели по федеральным округам следующие: в Центральном федеральном округе – 4%, 67% и 29%, Северо-Западном федеральном округе – 1%, 71% и 28%, Южном федеральном округе – 2%, 83% и 15%, Приволжском федеральном округе – 6%, 74% и 20%, Уральском федеральном округе – 4%, 65% и 31%, Сибирском федеральном округе – 4%, 71% и 25%, Дальневосточном федеральном округе – 3%, 77%  и 20% соответственно.

Согласно данным по итогам исполнения за 9 месяцев 2008 года количество дефицитных бюджетов сократилось на 76,0% и составило 18% от общего количества муниципальных образований, имеющих бюджеты, количество сбалансированных – на 89,6% и составило 2%, количество профицитных увеличилось в 19,6 раз и составило 80% соответственно.


(в %)


На 1 октября 2008 года кредиторская задолженность муниципальных образований составила 32,6 млрд. рублей, то есть снизилась по сравнению с началом года на 2,0 млрд. рублей. Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Иркутской области – 5,3 млрд. рублей, Сахалинской области – 2,5 млрд. рублей, Ульяновской области – 2,5 млрд. рублей,  Республики Татарстан – 2,4 млрд. рублей, Камчатского края – 1,8 млрд. рублей и Мурманской области – 1,2 млрд. рублей соответственно.

По состоянию на 1 октября 2008 года объем долговых обязательств муниципальных образований составил 101,1 млрд. рублей, что составляет 5,5% запланированных собственных доходов местных бюджетов в 2008 году. Наибольший объем долговых обязательств муниципальных образований отмечается в местных бюджетах Московской области – 10,4 млрд. рублей, Республики Татарстан – 7,2 млрд. рублей, Кемеровской области – 5,1 млрд. рублей, Иркутской области – 4,2 млрд. рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа – 3,8 млрд. рублей и Свердловской области – 3,8 млрд. рублей.

 

Исполнительная дирекция

2008 г.